Урок окружающего мира на тему: Откуда в снежках грязь?

Урок по окружающему миру для 1 класса «Откуда в снежках грязь?»
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Одним из приоритетных направлений деятельности в последние годы стало построение информационного общества. В современном мире новой ценностью для человека становится владение информацией, поэтому необходимо уметь получать информацию и пользоваться ею. Поэтому, перед учителем начальной школы стоит задача – формировать и развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего нас мира; овладевать практическими, современными способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией. Данные умения развиваются и используются в ходе обучения детей всем предметам начальной школы. Таким образом, одним из наиболее актуальных направлений работы учителя начальных классов является развитие информационных умений младших школьников. Учитель должен научить ученика ориентироваться в массивах информации, используя её себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Для этого школа должна формировать особый тип грамотности - информационную, которая является составной частью информационной культуры личности. Одним из основных источников информации является наблюдение. Это интересный и наиболее доступный для детей способ получения информации об окружающем мире с помощью органов чувств (глаз, ушей, носа, кожи, языка).
Наблюдение младших школьников за собой (своими ощущениями, переживаниями), за другими людьми (их словами, эмоциями, поступками), за окружающим миром (природой, обществом), графического изображения, абстрактных символов дают основу не только для вербализации результатов проведенных, наблюдений, но и для формулирования собственных суждений детей по поводу полученной в ходе наблюдения информации.
Получение информации в процессе самостоятельно проведенных школьниками экспериментов и опытов - не частое явление для начальных классов. Между тем вкус к интеллектуальной деятельности у детей формируется наиболее успешно именно в самостоятельном получении и анализе информации, полученной на практике опытным путем. Поэтому мной был разработан урок по предмету «Окружающий мир», где был использован такой способ получения информации, как наблюдение. Для формирования навыков информационной культуры я использовала следующую технологическую цепочку обучения детей взаимосвязанным приемам наблюдения, описания, сравнения объектов:
- информационный поиск (извлечение информации при рассматривании объектов, описание наблюдаемых объектов в произвольном порядке);
- предметно-аналитическая деятельность (установление причинно-следственных связей в изучаемом облике объектов, сравнение объектов);
- перекодировка информации (вербализация результатов наблюдения, ведение записей, использование приемов графического изображения результатов наблюдения);
- хранение информации (рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении).
А также в ходе познавательного общения (обмен мыслями по поводу содержания и значения информации познавательного характера) происходило усвоение и использование детьми языковых норм и правил коммуникации, формирование культуры общения. Они овладевали искусством ведения беседы, учились получать информацию с помощью вопросов, учились слушать и слышать, учились использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме.



Технологическая карта урока.
Тема: «Откуда в снежках грязь?»
Цель: исследование качества снежного покрова на территории школьного двора и близлежащих территориях.
Задачи:
- познакомить детей с источниками и путями распространения загрязняющих веществ; учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды.
- познакомить детей с таким средством получения информации как наблюдение; учить детей практически исследовать природные объекты.
- развивать наблюдательность, воображение, речь; способствовать расширению кругозора.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Планируемые результаты.
Личностные:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.
Метапредметные:
Регулятивные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану);
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные:
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы).
Коммуникативные:
- предлагать помощь и сотрудничество;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Предметные:
- усвоение того, что весь снег является загрязненным;
- умение использовать различные фильтры;
- усвоение, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- проектор;
- для опытов: снег, стаканчики; бумажные фильтры;
- Окружающий мир: Учеб.для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2011;
- Окружающий мир: Раб. Тетрадь 1 часть /А. А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2012;
- Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова Окружающий мир.







Этапы урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы и приемы работы
УУД

1. Организационный момент
Включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Предлагает улыбнуться и пожелать здоровья и успехов, обеспечивает мотивацию и организует внимание.
Мысленно желают здоровья и успехов друг другу.
Словесный метод.
”°К.: уметь настроить себя на доброжелательное отношение к окружающим.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Организовать формулирование темы и задач урока.
- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто спешит к нам в гости.
В голове – снег, В животе – снег,
И в ногах - снег,
И в руках – снег,
Что за чудо – человек?
Не с пустыми руками пришел к нам снеговик. Отгадайте, что он принес для нас:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Если сядет на ладонь.
- Что принес с собой снеговик?
- О чем будем говорить на уроке?
- Какую информацию о снеге вы узнали из загадки?
- А снег действительно станет чистой капелькою?
- Так ли это? Обоснуйте свой ответ.
- Поднимите руки, кто считает, что чистой, а кто – грязной?
- Как вы думаете, какая будет тема урока? – зачем нужно это знать?
- Какие будут задачи урока?
- Прочитайте тему урока и задачи урока в учебнике.
Отвечают на вопросы учителя, готгадывают загадки.
















С помощью учителя формулируют тему и задачи урока, определяют практическую значимость данной темы.
Словесные методы – опрос, беседа. Прием – анализ, использование аргументов.
П.: уметь выделять существенную информацию из текста. К.: учатся слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Р.: принимать и сохранять учебную задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

3. Актуализация знаний.
Постановка проблемы урока.
- Поднимите руку, кто любит зиму? Почему?
- Разыграемся на морозе, раскраснеемся. А как хочется пить. Что мы делаем? Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег?
- Как вы думаете, можно есть снег или нельзя?
- У нас возникли разногласия. Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения?
- Сегодня мы попробуем узнать интересующую нас информацию не с помощью книг, интернета и словарей, а при помощи наблюдения за природными объектами и проведем опыт.
- Любим за зимние забавы.


Одни говорят, что можно, другие, что нельзя.
- Провести исследование.
Фронтальная. Беседа. Поисковый метод.
К.: уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью.
П.: умение находить ответ на вопрос.
Р.: умение высказывать свое мнение.

4. Первичное усвоение новых знаний.








































Физкультминутка.
Получение знаний об источниках загрязнения снега.























Снятие напряжения.
- Представьте, что наш класс научно-исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снег опасен, надо его исследовать. Вспомним правила работы в группе.
- Сейчас вы исследуете образцы снега, которые принес снеговик. Вы положили его в колбы, что с ним произошло?
- Графически изобразите результат наблюдения в рабочей тетради.
- Зрительно сравните воду в трех стаканах. Какая она?









- Кто догадался, какой эксперимент нам надо провести?



- Какие выводы вы можете сформулировать?
- Зафиксируйте результат наблюдений в рабочей тетради.
- Проведя исследование, на какой вопрос мы должны были дать ответ?
- Можно ли есть снег?
- Почему?
Учитель произносит слова и показывает детям движения.

- Откуда в снежках грязь?
- Давайте проверим ваши рассуждения.
Работать вместе,
Обсуждать дружно,
Думать быстро,
Спорить тихо.

- Мы наблюдаем, что под действием тепла он растаял и превратился в воду.
- Одинаковая. Иногда зрение человека подводит, такого исследования недостаточно, чтобы сделать выводы.
- Профильтровать снеговую воду.
Выполняют опыт. Каждая группа делает выводы.


- Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах, высказывают свои мнения.
Повторяют.



- Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах, высказывают свои мнения.
Рассуждение. Поисковый метод. Наблюдение, сравнение, кодирование информации. Групповая работа.
П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Р.: целеполагание.

5. Первичная проверка понимания.
Формировать полученные знания.
- Проведем конкурс капитанов. От каждой группы выходит 1 человек и объясняет, откуда грязь в снежках, а мы проверяем по интерактивной доске. Все остальные ученики сигналят снежинками. За каждый ответ команда получает 1 большую снежинку.
Ученики выдвигают гипотезы, проверяют по интерактивной доске их правильность.
Проверка по образцу.
П.: умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонений.
К.: осознанное построение речевого высказывания.
Р.: умение высказывать свое мнение.

6. Первичное закрепление.
Закрепить полученные знания через самостоятельную работу.
- Мы выяснили, что снег нельзя есть. У меня предложение – нам нужно изобразить памятки о том, что снег вреден для здоровья. Каждой группе нужно подписать напротив лучика доказательство, что снег есть нельзя.

- Что нужно сделать, чтобы снег был чистым?
Записывают слова для памятки о происхождении грязи в снежках.



Защита памятки.
- Ставить очистительные сооружения, ловушки для дыма, не сорить.
Групповая работа. Анализ.
П.: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
К.: взаимодействие с партнерами, инициативное сотрудничество; слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Р.: контроль, коррекция.

7. Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.
- Поведите итог свое работы на уроке, продолжите предложение:
- Сегодня на уроке я удивился тому, что
- Сегодня на уроке я узнал о том, что
- Мне было очень
- Мне понравилось
- Мне не понравилось
- Маме и папе я расскажу
Смайликами оцените вашу работу на уроке.

Оценивают правильность выполнения заданий.








Оценивают свою работу на уроке.
Метод незаконченных предложений. Фронтальная работа.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р.: самооценка.












13PAGE 15


13PAGE 141015




15