Конспект исследовательской работы Вездесущая пыль (4 класс)
Исследовательская работа на тему:
«Вездесущая пыль»
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 «Состав пыли и ее влияние на организм человека»…………………..4
1.1 Что же это такое пыль? Откуда она берется? Из чего состоит…………....4
1.2 Пыль. Польза или вред?……………………………………..……………….5
Глава 2. «Исследование степени влияния запыленности школьного кабинета на здоровье обучающихся»..…………………………………………………….6
Выводы……………………………………………………………………………7
Заключение………………………………………………………........................8
Список используемой литературы………………………………………………9
Введение
Актуальность. «Здоровье - бесценный дар природы. Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь». И.П.Павлов
Чистый воздух является залогом здоровья человека. Особенно важна чистота воздуха внутри помещения, поскольку именно в нем человек проводит в среднем 10-14 часов, а мы – дети и пожилые люди 20-24 часа в сутки [4].
Я и заинтересовался вопросами:
· Насколько чист воздух в помещении нашего класса?
· Что нужно делать для того, чтобы воздух был чище?
· Каково мнение ученых и врачей по этому вопросу?
· Знают ли мои сверстники о влиянии пыли на организм человека и способах борьбы с пылью? Все это подтолкнуло меня к проведению исследовательской работы на тему: Вездесущая пыль.
В связи с этим я поставил цель:
Выяснить, влияет ли пыль на здоровье обучающихся нашего класса
В ходе исследования решались следующие задачи:
изучить научную литературу по данной проблеме;
выявить из чего состоит пыль? И чем мы дышим;
изучить мнение ученых и врачей о влиянии запыленности помещений на здоровье человека;
выявить влияние запыленности нашего класса на здоровье обучающихся;
разработать рекомендации и ознакомить с ними учащихся.
Мы выдвинули гипотезу исследования:
Повышенная степень запыленности класса негативно сказывается на здоровье обучающихся.
Методы исследования: изучение литературы и теоретических источников по теме; поиск информации во всемирной сети Интернет; наблюдение; описание результатов анализа и наблюдений.
Глава 1. «Состав пыли и ее влияние на организм человека»
По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые заболевания. Считается, что в ближайшие годы процент больных астмой может повыситься в России до 30%. Причем эти заболевания настигают людей везде: на улицах, в помещениях. ОКАЗЫВАЕТСЯ… Пыль может содержать в своем составе частицы, вызывающие аллергические реакции у людей, предрасположенных к этому [6].
1.1. Что же это такое пыль? Откуда она берется? Из чего состоит?
Пыль - это мелкие частицы, попадающие в помещение снаружи (занесенные ветром частицы почвы, цветочная пыльца, дым) или образующиеся внутри, остаются в воздухе длительное время, и их видно в лучах солнца или при попадании на темные поверхности. Они возвращаются с поверхностей обратно в воздух при движении людей или потоков воздуха в помещении.
12890546355
Изображение пыли
Пыль легко найти и рассмотреть под микроскопом. Для этого достаточно листка картона и липкой ленты.
Мне удалось просмотреть не многое (волоски, частички грязи, известняк). Более подробно я изучил материал по литературным источникам.
Изучив литературу, я узнал, что пыль состоит:
61595-209551. из частичек омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450г омертвевшей кожной ткани в год. Эта мёртвая ткань собирается на полу, мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.
-44450952502. большую часть составляют минеральные частицы. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в школу, дом грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров.
3.части шерсти и пуха домашних животных и птиц
4.Микроорганизмы (плесень, которая чаще всего витает в воздухе, но способна размножаться и в пыли)
5.Космическая пыль (каждый день на 1 м2 поверхности Земли падает одна частица космической пыли, в сумме за год наша планета получает 10 тонн) [2].
Пыль имеет материальный характер. И условно можно отметить несколько источников её возникновения (живые и неживые):
материалы, подвергающиеся разрушению;
улица;
домашние животные;
человек.[5]
Пыль. Польза или вред?
Опасна ли сама пыль для организма человека? Опасна - скажите вы, и я соглашусь. Но в то же время, человек не может дышать кристально чистым воздухом. Человечество уже акклиматизировалось именно к таким атмосферным условиям и частички пыли необходимы для дыхания людей.
Пыль сама по себе безопасна для организма человека, но, если только в ней не присутствуют маленькие насекомые – пылевые клещи, для которых пыль – это продукт питания. [4]
Если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания органов дыхания (носа, глотки, бронхов, легких, аллергические реакции), воспалительные процессы, головные боли, раздражение слизистых оболочек глаз. Воздушно-пылевым путем распространяется такое грозное заболевание, как туберкулез. Вместе с пылью разлетаются вирусы, вызывающие острые респираторные инфекции, ветряную оспу, краснуху.
Однако результаты новейших исследований показывают обратное: пыль полезна для здоровья! Микроорганизмы, мельтешащие в комнатной пыли, укрепляют нашу иммунную систему.
Явление это было открыто учеными, которые обследовали квартиры, где живут родители с малолетними детьми. Выявилась одна любопытная деталь: чем меньше пыли было дома, тем чаще дети страдали от аллергии. Их организм начинал реагировать на любой пустяк: на кошачью шерсть, цветочную пыльцу, молоко... Поэтому врачи не советуют воспитывать малышей в слишком стерильной обстановке [8].
Следовательно, я сделал вывод, что не столько опасна сама пыль, сколько ее количество. Именно поэтому я решил провести эксперимент: не делать влажной уборки в нашем кабинете в течение месяца и посмотреть, не участятся ли респираторные заболевания среди учащихся нашего класса.
Глава 2. Исследование количества вирусных заболеваний при выполнении влажной уборки кабинета и без влажной уборки.
В течение месяца наши дежурные не вытирали пыль с парт, шкафов и подоконников. За это время скопилось большое количество пыли. Учащиеся стали чаще чихать, кашлять, участились вирусные заболевания.
Затем мы выявили количество обучающихся, болевших вирусными заболеваниями в течение этого месяца. Их оказалось 8 человек из 24 (33,3 %).
В течении второго месяца мы делали влажную уборку класса ежедневно. Было выявлено, что в течение этого месяца вирусными заболеваниями болели 3 человека из 24 обучающихся класса (12,5 %)
-5257804737102939415473710Диаграмма вирусных заболеваний у учащихся 4а класса
Мы сделали выводы:
1. Пыль и как следствие загрязненность помещений наносит вред нашему здоровью.
2.. Чистота помещения достигается соблюдением санитарно-гигиенических норм. Наше здоровье в наших руках – необходимо выполнять влажную уборку помещений ежедневно!
Наша гипотеза подтвердилась: повышенная степень запыленности класса негативно сказывается на здоровье обучающихся.
В классе мы провели классный час, посвященный теме: «Вездесущая пыль» и решили, что для нашего здоровья необходимо производить влажную уборку ежедневно не только в школе, но и дома.
Заключение
Результатом моего исследования стали следующие рекомендации по борьбе с пылью:
1.обязательная смена обуви, так как она значительно уменьшает содержание пыли в школе, поскольку не содержит уличной грязи;
2. проветривать помещения и кабинеты школы как можно чаще;
3. проводить только влажную уборку;
4. записи с доски вытирать только влажными губками или тряпочками;
5. не бегать по школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье;
6.предметы, на которых собирается пыль, следует хранить в закрытых шкафах, книги и журналы — на застекленных полках и стеллажах;
7. обязательно иметь в помещениях школы и учебных кабинетах комнатные растения.
Очень жаль, что выяснять, от чего появляется аллергия, начинаем только тогда, когда появляются серьезные проблемы со здоровьем. Хотя этого можно избежать, ежедневно поддерживая чистоту и порядок.
В моей работе не был раскрыт вопрос о влиянии времени года на количество пыли в помещении и на улице. В связи с этим, я считаю нужным продолжить исследование о влиянии пыли на живые организмы.
Список используемой литературы
1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- «Агар»,2000.
2. Древо познания / универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. – М.: МС ИСТ ЛИМИТЕД, 2005.
3.Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации — Волгоград: Учитель, 2010. — 135 с.
4. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х томах. – М.: Мир, 1993. 4.«Наука и жизнь» №6, 88; №7, 84; №2, 85.
5. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. /Методическое пособие. – М.: творческий центр Сфера, 2005.
Интернет ресурсы:
6.Влияние пыли на здоровье. — 2012 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tribuna.ru/publications/domashnjaja-pyl.html
7.Домашняя пыль. Анализ и состав домашней пыли. Пылевые клещи. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dobro-est.com/zdorove/domashnyaya-pyl-sostav.html
8.Состав домашней пыли [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.devushkam.su/health/parts_house_dust.html