Календарно-тематическое планирование учебного курса Искусство письменной речи
Календарно-тематическое планирование курса
№
п/п
Дата
Тема
Вид и тип занятия
Оборудование
Универсальные учебные действия (УУД)
Л –личностные
Р- регулятивные
П- познавательные
К- коммуникативные
Наглядные пособия, ЦОР
ТСО, средства Интернет
I четверть
1
3.09.
Инструктаж по ТБ.
Введение в курс, цели и задачи образовательного модуля.
Знания и жизнь
Вводный урок
Фрагмент видеофильма
«Школа в моей жизни»
Компьютер
Плазменная панель
Л: оценивают общечеловеческие и национальные ценности, в том числе уважение к труду, культуре.
Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут ср-ва её осуществления.
П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
К: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Интеллектуальный марафон (8 часов)
2
10.09.
Загадки русского языка
Загадка слова
Устный журнал
Сочинения учащихся
Презентации учащихся «Моё любимое слово»
Этимологический словарь
Компьютер
Плазменная панель
Л: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков с заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему.
П: выполняют универсальные логические действия – выстраивают логическую цепь рассуждений.
К: отстаивают свою точку зрения, аргументируя её.
3
17.09.
Секреты орфографии
Путешествие в страну «Орфография»
Карточки-буквы
Символическая карта
4
24.09.
Орфография и орфограммы
Индивидуальная работа в кабинете
Различные словари
Интерактивные тренажеры
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Л: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Р: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.
П: выполняют универсальные логические действия – устанавливают аналогии, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям.
К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
5
1.10.
Секреты пунктуации
Путешествие в страну «Пунктуация»
Карточки-знаки препинания
Блоки-схемы предложений
Л: осуществляют поиск своей позиции в многообразии эстетических и культурных предпочтений.
Р: оценивают работу товарища, планируют последовательность шагов алгоритма для достижения цели.
П: используют различные способы поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами учебного предмета.
К: участвуют в коллективном обсуждении результатов работы на уроке.
6
8.10.
Функции знаков препинания
Занятие-исследование
Интердиктанты
CD «Русский язык. Элект. учебное пособие. 7 класс»
Компьютер
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7
15.10.
«Грамотей»
Турнир эрудитов
Задания для турнира
Грамоты
Компьютер
Принтер
Л: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Р: составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
П: ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знания.
К: грамотно оформляют свою письменную речь.
8
22.10.
«Великий и могучий»
Выпуск лингвистической газеты
Журнал «Русский язык»
Компьютер
Принтер
9
29.10.
Информационный проект «Как хорошо уметь учиться»
Старт проекта
Презентация «Минута в масштабах страны»
Компьютер
Плазменная панель
Л: осознают важность учебы и познания нового.
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков).
К: читают вслух и про себя тексты учебника и при этом выявляют все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
«Легко писать и говорить – тяжелое дело» (В.Ключевский) – 18 часов
10
12.11.
Учимся писать сочинение
Консультация
Образцы сочинений
Л: осознают важность учебы и познания нового.
Р: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
К: подтверждают аргументы фактами.
11
19.11.
Жанры сочинений, их разнообразие и особенности
Семинар
Презентации учащихся
Папка-альманах «Свет Победы»
Компьютер
Плазменная панель
12
26.11.
Подбор материала к сочинению. Записная книжка
Практическое занятие
Различные словари
Л: оценивают общечеловеческие и национальные ценности, в том числе уважение к труду, культуре.
Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут ср-ва её осуществления.
П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
К: оформляют свои мысли в устной и письменной речи.
13
3.12.
Подбор материала к сочинению. Эпиграф. Цитата
Практическое занятие
Различные словари
14
10.12.
Интервью, его особенности в зависимости от поставленной цели
Информационный час
Различные словари
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Л: проявляют этические чувства, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Р: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (словари, справочники).
П: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
15
17.12.
Портретный очерк как способ постижения и изображения человека
Информационный час
Различные словари
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Л: имеют эстетические потребности и чувства.
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
П: выполняют универсальные логические действия.
К: отстаивают свою точку зрения.
16
24.12.
Репортаж и путевой очерк как разные формы повествования об окружающем мире
Информационный час
Различные словари
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
17
2016 г.
«Как прекрасен этот мир!»
Старт творческого проекта
Л: проявляют этические чувства, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Р: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (словари, справочники).
П: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
18
«Я – автор»
Творческая лаборатория
Подборка различных текстов
19
Совершенствование написанного
Практическое занятие
Различные словари
Презентация «Виды грамматических ошибок»
Компьютер
Плазменная панель
Л: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл обучения.
Р: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев.
П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
20
Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, морфологии, словообразования
Комплексный анализ текста
Папка «Памятки»
Словарь литературоведческих терминов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
21
«Поэтический дар»
(анализ стихотворения по выбору учащихся)
Творческая мастерская
Памятка «Анализ стихотворения»
22
Лексическая стилистика текста
Практическое занятие
Презентация «Виды и тропы речи»
Компьютер
Плазменная панель
Л: оценивают важность потребности в прекрасном и отрицании безобразного.
Р: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
К: учатся критично относиться к собственному мнению.
23
Стилистические фигуры
Практическое занятие
Презентация «Виды и тропы речи»
Компьютер
Плазменная панель
24
Статья в газету
Деловая игра
Различные словари
Подшивка школьной газеты «Росинка»
Компьютер
Принтер
Л: осознают важность учебы и познания нового.
Р: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
К: подтверждают аргументы фактами, критично относятся к своему мнению.
25
Неологизмы, авторские знаки
Занятие-исследование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
26
«Как прекрасен этот мир!»
Работа над творческим проектом
Справочная литература
Различные словари
Л: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл обучения.
Р: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев.
П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
27
Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров
Семинар
Презентации учащихся
Компьютер
Плазменная панель
«Книга – источник знаний. Книга – источник» (3 часа)
28
Читательский дневник
Беседа
Образцы читательского дневника
Л: объясняют личные качества, черты характера, цели, мотивы, результаты.
Р: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, ищут средства её осуществления.
П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи, сравнивают и группируют факты и явления.
К: выполняя различные роли в группе, сотрудничают при совместном решении проблемы (задачи).
29
Портрет любимого литературного героя
Творческое занятие
Творческие работы учащихся
Различные словари
Л: осуществляют поиск своей позиции в многообразии эстетических и культурных предпочтений.
Р: оценивают работу товарища, планируют последовательность шагов алгоритма для достижения цели.
П: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
К: участвуют в коллективном обсуждении результатов работы на уроке.
30
Золотая книжная полка
Экскурсия в детскую библиотеку
Фотоаппарат
Л: осуществляют поиск своей позиции в многообразии эстетических и культурных предпочтений.
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему.
П: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её.
«Моё портфолио» (4 часа)
31
32
«Как прекрасен этот мир!»
Защита творческого проекта
Презентации проектной продукции
Видеокамера
Компьютер
Плазменная панель
Л: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Р: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.
П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
К: при необходимости отстаивают свою точку, аргументируя её фактами.
33
Создание и выпуск альманаха «Как прекрасен этот мир!»
Практическое занятие
Образцы альманахов
Компьютер
Ресурсы медиацентра
Л: осуществляют свой гражданский и культурный выбор в многообразии общественных, эстетических и культурных предпочтений.
Р: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают её.
П: ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знания.
К: развивают орфоэпические навыки, количественно и качественно обогащают словарный запас, совершенствуют устную и письменную речь.
34
35
«Хочу все знать!»
Итоговое занятие
Индивидуальные занятия в кабинете
Работа в группах
Интерактивные тренажеры
Комьютер
Л: осознают важность учебы, знаний по русскому языку.
Р: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, ищут ср-ва её осуществления, составляют план выполнения учебных задач, решения проблем творческого и поискового характера.
П: извлекают информацию, ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знания, делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.
К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Всего за год: практических работ – 6;
внеурочных занятий – 12 (34,2%)
15