Пересказ художественного произведения. Л. Толстой. «Пожарные собаки».


Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
План – конспект
открытого занятия в творческом объединении «Воображение»
по дисциплине «Развитие речи»
Составитель:
педагог дополнительного образованиия
Еналдиева Э.С.
г. Владикавказ, 2014
План – конспект
открытого занятия
в творческом объединении «Воображение»
по дисциплине «Развитие речи»
Вид занятия – комбинированное.
Присутствовали – родители в кол. 12 чел., зам. дир. по УВР.
Тема: Пересказ художественного произведения.
Л. Толстой. «Пожарные собаки».
Цель занятия: создать условия для обучения связной речи и расширения словарного запаса детей.
Задачи занятия: учить детей составлению предложений; умению связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов педагога;
упражнять детей подбирать определения, синонимы и антонимы;
развивать у детей чувства ритма и рифмы при составлении шуток – чистоговорок;
воспитывать внимательное отношение детей к правилам пожарной безопасности.
Методическое сопровождение: конспект занятия, дидактические карточки, наградной материал.
Ход занятия:
Вступительная часть. Приветствие, проверка готовности обучающихся к началу занятия, перекличка, ознакомление с темой и задачами занятия.
Основная часть. Вступительное слово педагога.
Педагог:
- Ребята, что вы представляете, когда вы слышите слово «пожар»?
- Какие чувства вызывает это слово?
(Ответы детей).
Кто помогает справиться с пожаром?
(Пожарные).
- Пожарные – это специально подготовленные и обученные люди. Но есть и специальные собаки – помощники человека. Вот о таких собаках – пожарных я прочитаю вам рассказ-быль.
Чтение рассказа – были Л. Толстого «Пожарные собаки», объяснение значения новых для ребят слов «Лондон» и «Англия».
Пожарные собаки.
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; звали ее Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее – не обгорела ли она. Но Боб снова рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Беседа по тексту.
Педагог:
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?
- Почему собак называли «пожарными»?
- Что делают пожарные собаки?
- Что произошло однажды в Лондоне?
- Чем закончился рассказ?
Чтение рассказа повторно, при этом детям дается установка на последующий пересказ. После чтения педагог вызывает троих детей, между которыми распределяется текст. Первый – о пожарных собаках, второй – о том, как собака Боб спасла девочку, третий заканчивает пересказ эпизодом о том, как собака принесла куклу.
Педагог:
- Что было с мамой, когда она увидела девочку в горящем доме?
(Мама плакала, была в страхе, отчаянии, была печальная, расстроенная).
- А когда она увидела, что ее девочка жива, она стала какая?
(Радостная, веселая, счастливая, довольная, оживленная).
Беседа по правилам пожарной безопасности:
Уходя из дома не нужно забывать выключить свет.
Не пытаться зажигать огонь без взрослых.
Нельзя без разрешения включать электроприборы.
Никогда не тянуть за провод, вынимая за штепсель из розетки.
Не обходимо следить, чтобы газовые краны были закрыты.
Нужно следить за тем, чтобы сквозняк или вода не потушили пламя газовых горелок.
Нельзя допускать прикосновения бумаги или ткани к электрическим приборам и ночникам.
Аэрозольные баллоны и зажигалки нельзя хранить возле источников тепла.
Нельзя допускать, чтобы на электрические приборы попадала вода.
Задание:
Придумать шутку – чистоговорку. Педагог говорит первую строчку, дети заканчивают.
Ты, собачка, где гуляла?
(Я за зайчиком бежала).
Эй, щеночек, где ты был?
(В лесу бабочек ловил).

Словесная игра «Взрослый – детеныш». Педагог называет взрослых животных, а дети – детенышей:
собака – щенок
кошка – котенок
корова – теленок
олень – олененок
лошадь – жеребенок
свинья – поросенок
белка – бельчонок
лиса – лисенок
медведь – медвежонок.
Заключительная часть.
Закрепление пройденного материала. Вопросы педагога:
Почему прозвучавший текст называется «Пожарные собаки?»
Где происходили события, описываемые в рассказе?
Над чем расхохотался народ?
Задание на дом:
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котов
И щенков беззаботных,
Кто может любить
И осла, и козла,
Тот людям вовеки
Не сделает зла.
Используемая литература:
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Педагогика нового времени. Г.Воронеж, 2010 г.
Синцова А. А. Занятия по развитию речи. Г. Москва, 2006 г.
«Безопасность в доме». Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. ООО «Маленький гений Пресс».