КОНСПЕКТ УРОКА ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОЯВЛЯТЬ МОЩЬ СЕРДЦА
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I—III СТУПЕНЕЙ № 90
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
УЧИТЕЛЯ-МЕТОДИСТА
ДОБРЯНСКОЙ ИНЕССЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ
НОЯБРЬ 2015
Проблема:
Ответить на вопросы:
1. Что такое сердце?
2. Как облагораживать сердце?
3. Как заглянуть в своё сердце?
Прийти к пониманию высказываний мудрецов:
- Вся жизнь проходит через сердце.
-Солнце всех Солнц есть Сердце.
-Добрый человек из доброго Сердца своего выносит доброе. Злой человек из злого Сердца своего выносит злое.
- Ибо от избытка сердца говорят уста.
Цели урока:
- формировать знания о родном крае, расширять и углублять понятие и чувство гражданственности;
- учить способам расширения словарного запаса;
- с помощью наглядных примеров учить, не только осознавать полученные знания, а и уметь передавать свои переживания и чувства посредством рисунка, цвета, устной и письменной речи;
- формировать навыки чтения, развивать читательскую активность;
- продолжить формировать представления о внутреннем мире человека, подчёркивать его добродетели, учить обращать внимание на свои недостатки;
- развивать познавательный интерес;
- развивать умение осмысливать духовные ценности;
- развивать связную речь учащихся;
- развивать ассоциативное мышление, логическое мышление, воображение;
- продолжить формировать коммуникативные способности учащихся;
- формировать у учащихся чувство ответственности за выбор своего сердца, за свои слова, мысли;
- воспитывать чувство достоинства, патриотизма;
- развивать стремление к саморазвитию, духовному совершенствованию.
Оборудование:
- ИКТ, презентационный материал к уроку;
- раздаточный материал (сердечки, дидактический материал, лучики из листов цветной бумаги, листы для работы по рубрикам);
- оригами сердец детей, сделанных руками самих детей;
- наглядный материал для доски в виде сердца из наклеек;
- детские работы-проекты « Стихотворение о сердце», сочинённые самими детьми;
- инструментарий в виде сердца, соли, магнита, стружек, лупы для проведения наглядного эксперимента;
- музыкальное оформление ( ансамбль Поль Мориа « Мама», труба)
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
( играет тема Поля Мариа « Мама» начать говорить)
Учитель:
- Встаньте, пожалуйста. Я пришла к вам с новым уроком. Есть урок — свет, с которым встречается наша судьба. И этот процесс восполнение светом — наше занятие. Мы будем исследовать сердце. Почему оно нам даётся. Каждый из нас сегодня станет философом, мыслителем, который заглянет внутрь себя. Я помогу вам, и вы поможете мне в открытии моего сердца.
Покажите кивком головы, вы согласны пройти вместе со мной этот путь?
Присаживайтесь.
II. Обозначение темы, проблемы и целей урока.
- Сегодня у нас урок письменно-речевой деятельности. Скажите, чем мы занимаемся обычно на таких уроках? ( дети отвечают)
- Обратите внимание, у каждого из вас есть лист с этапами нашего сегодняшнего урока письменно-речевой деятельности.
- Давайте прочтём тему нашего урока:
« КАК ПРОЯВЛЯТЬ МОЩЬ СЕРДЦА»
- Всем понятно слово « мощь»? ( дети объясняют)
Познакомимся с этапами урока ( я зачитываю быстро).
- Нам необходимо будет разобраться со следующими изречениями древних мудрецов:
ВСЯ ЖИЗНЬ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ СЕРДЦЕ
- Как вы понимаете это изречение?
( дети отвечают)
- И ещё одно высказывание из Вечной мудрости:
СОЛНЦЕ ВСЕХ СОЛНЦ ЕСТЬ СЕРДЦЕ.
- А как понимается вами эта мудрость?
- Дальше нам нужно ответить на 3 вопроса: ( на доске!!!!)
1. Что такое сердце?
2. Как облагораживать сердце?
3. Заглянем в своё сердце?
III. Работа над 1 вопросом: что такое сердце.
1.Рисование на доске своего сердца.
(Под музыку Хрустальная грусть).
- Вот сейчас выйдите, пожалуйста, и зарисуйте своё сердце любым мелом, который вам понравится. Как только вы нарисуете, присаживайтесь на своё место.
- Когда закончится урок, и вы почувствуете, что что-то хотите исправить, дорисовать в своём сердце, сделаете это, после этого урока.
2. Притча об отшельнике.
( пока оставшиеся дорисовывают свои сердца)
- Послушайте притчу об отшельнике.
-Что такое притча? (дети отвечают).
(При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.)-Кто такой отшельник? (дети отвечают).
(Отшельничество — отречение от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и удалением для жительства в пустынные места)
- По мере того, как я буду рассказывать, постарайтесь почувствовать себя отшельником, потому что вы одновременно становитесь сейчас соавторами и вживаетесь в роль отшельника.
Итак, притча.
***
Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть и вопрошал у каждого встречного:
- Имеешь Сердце?
Люди недоумевали:
- Почему ты не говоришь о милосердии, о терпении, о преданности, о доброте, о любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»? Почему не спрашиваешь о чём-нибудь важном?....- Вот сейчас вы — отшельник, а я — прохожий. И вы должны мне, прохожему, ответить. Помните, ваша мысль должна быть глубокой и мудрой.
( Хожу по классу, дети мне отвечают как отшельники — прохожему) исследуем сердце.
- Хотите услышать, что сказал прохожим отшельник?
Он сказал:
ЛИШЬ БЫ ЛЮДИ НЕ ЗАБЫВАЛИ О СЕРДЦЕ, ОСТАЛЬНОЕ ПРИЛОЖИТСЯ!
-Действительно, можем ли мы обратиться к любви, доброте, терпению, если им негде пребывать, если их обитель (жилище, приют) закрыта?3.Работа с воображением.
- А теперь вообразим следующее. Мы с вами живём в городе Донецке, который является центром Донецкой области и столицей Донецкой Народной Республики.
- Что будет в государстве, где каждый человек будет помнить о сердце и не будет забывать о нём ни на мгновение? И как бы мы жили в таком государстве? (дети высказывают свою точку зрения, свои мысли и чувства).
4. Составление словаря о сердце.
- В народе говорят «Видеть сердцем». Попробуем исследовать, что народ видел в сердце.
Сейчас мы с вами, дети, начнём составлять первый в мире словарь о сердце. Первую фразу запишем:
ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ.
(дальше дети записывают сочетания со словом сердце, предварительно произнося из вслух, например:хранить в сердце
понимать сердцем
любить сердцем
думать сердцем
поделиться сердцем
сочувствовать сердцем
помнить сердцем
жить сердцем
мерить сердцем
сердце не камень
носить в сердце
сердце Данко
дарить сердце
спроси у сердца
сердце, тебе не хочется покоя
сердце матери
учить сердцем
сердечная рана
сердечный друг
жертвенное сердце
большое сердце
сердце ребёнка
горячее сердце
зорко только сердце
мудрость сердца
чистое сердце
лучистое сердце
доброе сердце
страстное сердце
великолепное сердце
разбитое сердце
открыть сердце
впустить в сердце
ищущее сердце
злобное сердце
пламенное сердце
беспокойное сердце и т.д.
- Мы начали составлять свой первый словарь о сердце. Надеюсь, у каждого из вас получилось, ведь вы подключили к этой работе «ищущее сердце», « благородное сердце», «благодарное сердце», которое что делает? ( дети отвечают, что делает сердце)
IV. Снежный ком.
Составляем предложение по словам СЕРДЦЕ БЛАГОДАРИТ и разбираем это предложение по членам предложения.
- Как видите ребята, процесс облагораживания сердца непростой.
V. Облагораживание сердца. 2 вопрос.
1. Опыт с Сердцем- магнитом.
- А что значит благодарное сердце? ( дети отвечают)
- Посмотрите на поднос. На нём соль, а в ней крошечные частицы . Это металлическая стружка.
- Можете ли вы собрать руками крошечные частички железа в таком огромном количестве соли?
- Правильно, да и увидеть их трудно.
- Какой инструмент мог бы помочь нам быстро собрать эти частички? ( дети думают и отвечают)
Сам опыт: поднос- на нём соль- в ней опилки из металла + Сердце с магнитом внутри, лупа
- Объясняю: Поднос с солью символизирует нашу повседневную жизнь, а магнит—это наше благодарное сердце. (Беру сердечко с магнитом) Благодарное сердце чутко всматривается в каждый день нашей жизни, стремясь обнаружить как можно больше благословенных мгновений. Такое сердце подобно магниту, притягивающему к себе железные пылинки.
А неблагодарное сердце подобно нашим пальцам. Как наши пальцы тщетно стараются найти крупицы железа в соли, так и неблагодарное сердце не может найти ничего достойного для жизни. То сердце, которое исполнено благодарности, найдёт благословенные минуты в каждом часе нашей жизни. (беру лупу - увеличительное стекло)
А Душа увеличивает то, что мы ценим и за что благодарим. Сила искренней благодарности, исходящая из нашего сердца, способна увеличивать те благословенные моменты счастья, что запечатлены в частичках железа, скрытых в соли. Так увеличивается всё, о чём мы думаем.
В этом и проявляется МОЩЬ СЕРДЦА .2. Чтение рассказа « Два брата-близнеца».
- Мы сейчас прочтём рассказ, который называется… Название вы подберёте, когда познакомитесь с содержанием рассказа. Будьте внимательны, потому что во этому рассказу вы будете одновременно соавторами, потом учителями, а потом мы будем контролировать себя, изгоняя ошибки.
Давным-давно в одном городе жили два брата-близнеца. Они были как две капли воды похожи друг на друга. Но жили они совершенно разной жизнью.
Один брат был праведным: он трудился, помогал людям, был весел и приветлив со всеми.
Другой брат был беспутным: он бездельничал, проводил все дни в кабаках, пьянствовал и затевал драки.
Праведный брат очень переживал из-за этого и убеждал своего непутёвого брата одуматься и изменить свою жизнь. Но сколько он его не увещевал и ни уговаривал, беспутный брат только отмахивался и продолжал бездельничать и пьянствовать
Но однажды беспутный брат прибежал домой бледный, с испуганными глазами. Его рубашка и брюки были в крови. «Брат, — сказал он,— я случайно в драке убил человека. За мной гонятся, спаси меня!»
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..(дети представляют, что могло быть дальше)…….
…………………………………………………………………………………
(Не раздумывая, праведный брат снял с него испачканную в крови рубашку и отдал ему свою одежду.Переодевшись, беспутный брат убежал, а праведный брат надел на себя его рубашку.
Тут в дом вбежали преследователи, увидев испачканную кровью рубашку, закричали: «Вот он, хватайте его!»
Праведного брата схватили и отвели к судье. Поскольку все улики были налицо, праведного брата обвинили в убийстве человека, и судья вынес ему смертельный приговор).Праведный брат молча выслушал приговор и попросил в качестве последнего желания дать ему бумагу и ручку, чтобы он мог написать письмо-завещание своему брату. Написав письмо, он отдал его судье и попросил передать его брату.
На следующий день его казнили.
А через какое-то время в город вернулся беспутный брат. Он узнал, что его брата казнили, что брат оставил для него письмо-завещание, которое хранится у судьи.
Взволнованный беспутный брат поспешил к дому судьи. Тот передал ему письмо, которое тот не распечатывал. Когда он прочитал эти несколько строк, написанных рукою брата, из глаз его полились слёзы, и он закрыл лицо руками.
В письме было написано:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………( дети предлагают свои версии текста письма) ……………………………………………………………..
( В письме было написано: «Дорогой брат! Завтра я умру за тебя в твоей одежде, а ты, одетый в мою одежду, можешь жить жизнью истины и праведности».)С тех пор беспутный брат переменил свой образ жизни, начал трудиться, помогать людям и во всём стал походить на своего умершего брата.
- Так какое название вы дадите этому рассказу? ( дети предлагают названия, заголовки рассказа).
- Хотите узнать, как он называется? « ДВА БРАТА - БЛИЗНЕЦА»
- Что общего между нашей темой урока (« Как проявлять мощь сердца») и этим рассказом? ( дети отвечают).
3.Мы — учителя.
- Вы сейчас будете в роли учителя.
-Кто желает выйти к доске и задать вопросы классу по рассказу «Два брата- близнеца»? ( дети выходят и задают вопросы, спрашивая желающих)
4. Изгнание ошибок. Мы умеем контролировать себя.
а)
- В одном из абзацев рассказа есть очень много орфограмм, ошибкоопасных мест. Прошу возьмите листы, на которых напечатан рассказ « Два брата-близнеца» и поработаем с вами над изгнанием возможных ошибок в это абзаце. ( находим вместе с детьми этот абзац)
Взволнованный беспутный брат поспешил к дому судьи. Тот передал ему письмо, которое тот не распечатывал. Когда он прочитал эти несколько строк, написанных рукою брата, из глаз его полились слёзы, и он закрыл лицо руками.
( Дети вместе с учителем прорабатывают все ошибкоопасные места)
б)
- Переверните листы с текстаи притчи, а на наших рабочих листах у вас есть рубрика «Мы умеем контролировать себя ( изгнание ошибок) », а ниже идут строчки. На этих строках вы и запишите под диктовку проработанный нами абзац.
( я диктую, дети пишут).
- Обменяйтесь с соседом своими листами, проверьте и с помощью карандаша исправьте допущенные ошибки.
VI. Заглянем в своё сердце.
1.Очищение своего сердца.
- Как вы думаете, ребята, легко ли беспутному брату было в корне менять свой образ жизни, свои привычки, слова, мысли? ( слушаю ответы детей)
- Вы абсолютно правы, очень трудно меняться к лучшему. Надо помнить, что благородное сердце становится таковым, когда оно чистое сердце.
И сейчас мы с вами постараемся сделать очередной шаг на пути очищения сердца.
Но сначала помогите мне разобраться с мудростью:
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ДОБРОГО СОКРОВИЩА СЕРДЦА СВОЕГО ВЫНОСИТ ДОБРОЕ. А ЗЛОЙ ……………………( дети продолжают)
(ИЗ ЗЛОГО СОКРОВИЩА СЕРДЦА СВОЕГО ВЫНОСИТ ЗЛОЕ)
ИБО ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ГОВОРЯТ УСТА ЕГО.
-Найдите на листах рубрику «13. Обогащение речи, чувств, поступков.
Человеческие качества». Обратите внимание на то, что в первый столбик нам с вами предстоит написать отрицательные или негативные качества человека, а во второй позитивные, хорошие, положительные.
Отрицательные Положительные
Человеческие человеческие
качества качества___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
(вместе с детьми начинаем записывать сначала отрицательные качества, а потом положительные)
- Возьмите маленький листочек, который лежит у вас на парте ( показываю листочек) внимательно, ещё раз взгляните на первый столбик с отрицательными качествами и напишите то качество характера, которое вам не нравится в себе. Сложите этот листочек и передайте.
( Я складываю все листочки на поднос).
- Вскоре мы поступим с этими качествами так, как они этого заслуживают. Кто догадался?
Пусть каждый мысленно произнесёт:
«ПУСТЬ БУДЕТ В СЕРДЦЕ МОЁМ ЧИСТОТА»
2.Наполнение своих сердец лучшими человеческими качествами.
- Как вы думаете, если отрицательные качества исчезают, что происходит с положительными? ( дети отвечают) ---
ЛУЧШИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ПРИХОДЯТ В НАШИ СЕРДЦА!!!
- Давайте ещё раз вспомним эти качества, которые облагородят наше сердце.( дети вспоминают)
2. Работа с лучиками (Облагораживание в сердце класса)
- Лучшие качества, как лучи светят из сердца человека и облагораживают всё вокруг.
-Итак, займёмся теперь воспитанием Сердца нашего класса.
-Каждый из вас возьмёт сейчас лучик того цвета, который ему нравится и напишет то качество, которое поможет сделать Сердце 4- В лучше и чище.
( дети разбирают лучики и записывают качества — я забираю и быстро прикрепляю к доске, где магнитная доска).
( под музыку Поля Мориа)
3.Заглянем в наши сердца. Чтение собственных стихотворения о сердце.
Включаю музыку ( сюита № 3, Себастьяна Баха)
_ А теперь заглянем в своё сердце. Что там? ( дети отвечают)
-Там звучит музыка сфер. Там ваши стихи о сердце, таком добром и родном.
- Кто хочет прочесть своё стихотворение о сердце?
( дети выходят и читают)
VII. Домашнее задание.
- Одним из видов работы на уроке письменно-речевой деятельности есть «Рисование речью по картинке» Дома оп предложенной картинке вам необходимо будет записать свой рассказ, составленный вами. В этом рассказе должна отобразиться вся мощь сердца друга.
VIII. Итог урока.
- Встаньте, пожалуйста. Закройте, глаза. Я сейчас прочитаю одну мудрость, а вы представьте её себе, хорошо?
СОЛНЦЕ ВСЕХ СОЛНЦ — СЕРДЦЕ.
- Сегодня на уроке мы старались превратить наше сердце в Солнце, восход которого ждут от нас все и ждёт ОН. Никто не в силах сделать этого кроме самого человека. И если ты стремишься превратить своё сердце в Солнце, то тебе будут помогать в этом и люди, и Земля, и Космос, и ОН.
- Сегодня мы благодарны нашим гостям и за поддержку, мысленную помощь, благословение. Надеюсь, их сердца вместе с нашими сердцами раскрылись навстречу благородству и благодарности, а значит, и мощи.