План урока по русскому языку на тему: Тема и основная мысль текста
Русский язык
Дата:
Тема: Тема и основная мысль текста.
Цель: Формирование понятий тема и основная мысль текста.
Ожидаемые результаты:
Знают, что такое текст, признаки текста; правила работы в группе
умеют определять тему и основную мысль текста; сотрудничать друг с другом
понимают, что текст имеет основную мысль; важность уважения и проявление толерантности по отношению друг к другу.
Ход урока:
1. Орг. момент
Деление на группы по частям речи – им.сущ.,им.прил.,глаг.
2. Актуализация знаний (разминка)
Прием «Корзина знаний»
ГР: Каждая группа совместно вспоминает и обсуждает все признаки своей части речи и записывает, прочитывает и кладет в «Корзину знаний»
Прием «Согласен, не согласен» (показывают жетонами красный-согласен, зеленый –не согласен)
1) Наша речь состоит из предложений.
2) Предложения бывают только распространенными.
3) Ребята, больше читайте книг! Это предложение побудительное.
4) Тема текста - это то, о чем говорится в предложении.
5) В тексте бывают разные по цели высказывания предложения.
6) Словосочетание-это 2слова, не связанных между собой по смыслу.
4. Минутка чистописания
Посмотрите на данные слова и определите, какую букву мы будем прописывать? (буква Кк) Почему?
М Я Ч И К
С У М К А
К Н И Г А
ША ПК А
М Е ШО К
5. Словарная работа
Угадайте, что за птичка-
Темна да невеличка?
Беленька с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.(ласточка)
Чернокрыл, красногруд
Здесь зимой найдет приют:
Не боится он простуд,
Первый снег –
Он тут как тут!(снегирь)
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
Станет светло,
Спать летит в дупло. (сова)
Чужие песни петь умеет,
Хоть голос собственный имеет.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.(скворец)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорунья,
На весь лес болтунья.(сорока)
Встала на ходули-
Нипочем болото.
Лягушат найду ли?
Вот моя забота.(цапля)
Работа по теме урока.
-Что такое текст?
-Какие виды текста вы знаете?
-Послушайте и определите, какое из заданий является текстом?
А) Ходил верблюд по степи. Таскал на горбах тяжелые вьюки. Наконец привели его домой на отдых. Лежит в хлеву, солому жует. Ты только смотри его не дразни, а то он рассердится и в тебя плюнет.
Б) После дождя на небе появилась радуга. Мне купили электронную книгу. На картине изображены горы. Обычная книга никогда не уйдет из нашей жизни.
- Как вы определили, что это текст? Докажите. По какому признаку?
7.Работа с деформированным текстом
Восстанови развитие событий, чтобы получился текст. Докажи что это текст. Сколько в тексте абзацев? Озаглавь его (Как собака спасла хозяина)
Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку.
Вдруг собака рванулась к коляске. Она схватила девочку за рубашку и вынесла ее на улицу. Хозяин очень испугался. Он думал, что собака взбесилась. С ружьем он выскочил из дома. И тут затряслась. Рухнул дом. Началось землетрясение.
Была у одного хозяина собака. Однажды поздним вечером хозяин сидел у стола. Маленькая дочка спала в коляске. В углу дремала собака.
Работа по учебнику стр 189-199
Запиши текст. Озаглавь его.
Выполни синтаксический разбор 1 предложения.
Упр 522
Упр 523
Итог. Д\З упр 524 стр 191