Конспект урока: «Оксиды.Классификация оксидов по химическим свойствам.»
Открытый урок по химии
в 8 классе
тема: «Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам».
Работу выполнила учитель химии
МОУ СОШ №10 п.Моревка МО Ейский район
Афанасьева Н.Г.
Открытый урок в 8 классе по теме:
«Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам».
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цель урока: систематизировать, углубить знания обучающихся об оксидах.Задачи урока:
Сформировать знания о классификации оксидов.
Научить учащихся записывать реакции химических свойств оксидов, подставлять в схему формулы оксидов.
Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.
Воспитывать у обучающихся сотрудничество и сплоченность в коллективе.
Оборудование: таблица «Оксиды», блок-схема «Получение и химические свойства оксидов», ПК с медиапроектором, коллекция «Минералы», раздаточный материал – карточки с заданиями;лабораторное оборудование: спиртовка, спички, пробиркодержатель, ложечка для сжигания веществ; вещества: медная проволока, этанол.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем изучение большого раздела «Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства». И первый параграф этого раздела «Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам». Прочитайте внимательно тему урока. С какими понятиями вы уже знакомы?
II. Актуализация знаний по блок-схеме:
1. Пять обучающихся работают по карточкам.
2. Фронтальный опрос обучающихся по вопросам:
1) Вещества подразделяют на простые и сложные, укажите их отличия?
2) Перечислите классы неорганических соединений.
3) Дайте определение понятию «Оксиды».
4) Перечислите виды оксидов.
А как вы понимаете понятие «классификация»?- распределение по какому-либо признаку.
И так сформулируйте цель нашего урока:
Усвоить понятие оксиды.
Научиться классифицировать оксиды.
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Изучение основного содержания:
По химическим свойствам все оксиды подразделяют на солеобразующие и несолеобразующие.
Работа с учебником стр.156 ст. «Классификация оксидов»
-прочитайте статью и ответьте на вопрос:
1. На какие классы подразделяются оксиды?
Почему одни оксиды называют кислотными, а другие — основными?
•Дети отвечают, что в кислотных помимо кислорода содержится неметалл, а в основных оксидах — металл.
Это правильный ответ, но я хочу, чтобы вы еще раз внимательно вслушались в названия этих оксидов, может быть, в них самих кроется ответ на вопрос?
Кислотные
Основные
Почему в их названиях скрываются кислоты и основания?
1. Дайте определение понятию «Основания».
2.Дайте определение понятию «Кислоты»
3. Дайте определение понятию «Соли».
Работа с блок-схемой:
Ребята, взгляните на схему и попытайтесь догадаться, с каким веществом реагируют оксиды с образованием кислот и оснований?
•Учащиеся отвечают, что это вода.
Замечательно! Действительно кислотные оксиды с водой образуют кислоты, а основные — с водой образуют основания, поэтому они так и называются.
Кто догадается, видя стрелки в схеме, какими еще свойствами обладают оксиды?
Кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями, в результате чего образуются соль и вода.
Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, в результате также образуются соль и вода.
Закрепление.
Учитель просит учащихся еще раз повторить по схеме и провести по стрелкам «схемы» взаимодействия оксидов с водой, кислотами и основаниями и «проговорить», что в результате реакций образуется.
И какое же последнее свойство у оксидов, исходя из схемы?
•Оксиды реагируют друг с другом с образованием соли.
Ребята, теперь попробуйте внимательно мысленно повторить свойства оксидов (даю 2 минуты!), затем я закрою схему и вы постараетесь по памяти ее зарисовать в тетрадь. Итак, время пошло!
Обучающиеся переносят в рабочие тетради блок-схему.(см.Приложение1)
(Ограничение времени на задание обычно концентрирует у детей внимание и стимулирует желание быстрее и лучше других запомнить схему!)
После перенесения схемы в тетрадь по памяти учитель опять открывает свою рабочую схему, и учащиеся проверяют правильность сделанной работы, выясняют, где допустили неточность или ошибку.
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ.
СОСТАВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
Ребята, запомните, каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота. Например:
СО2 → Н2СО3
SО2 → H2SО3SО3 → Н2SО4
N2О5 → HNO3
P2О5 → H3PO4
Каждому основному оксиду соответствует определенное основание. Например:
Na2O→NaOHCaO→Ca(OH)2
Al2O3→Al(OH)3
FeO→Fe(OH)2
Fe2O3→Fe(OH)3
Как вы думаете, почему так происходит?
Учащиеся отвечают, что в этом опять играет роль вода, эти оксиды при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислоты или основания.
Например: N2O5 + Н2O → 2HNO3
А теперь давайте подставим вместо названий оксидов формулы и напишем химические свойства конкретных оксидов. Например: CaO и SO3.СаО + Н2O → Ca(OH)2
(Осн. оксид + вода = основание)
СаО + H2SO4 → CaSO4 + H2O
(Осн. оксид + кислота = соль + вода)
SO3 + H2O → H2SO4
(Кисл. оксид + вода = кислота)
SO3 + Са(ОН)2 → CaSO4 + Н2O
(Кисл. оксид + осн-е = соль + вода)
СаО + SO3 → CaSO4
(Осн. оксид + кисл. оксид = соль)
Далее дается задание самостоятельно написать уравнения реакций химических свойств следующих оксидов:
1 вариант ответ 2 вариант ответ
Основные оксиды.
взаимодействие с кислотами:
BaO + 2HCl= BaCl2 + H2O
оксид бария (II) б) взаимодействие с водой:
MgO + H2O = Mg(OH)2 оксид магния (II)
в) взаимодействие с кислотным оксидом CaO + CO2 = CaCO3 оксид кальция (II) взаимодействие с амфотерным оксидом Na2O + ZnO= Na2ZnO2 цинкат натрия
2) Кислотные оксиды. а) взаимодействие с водой SO3 + H2O = H2SO4 оксид серы (VI) б) взаимодействие с основанием Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 H2O гидроксид кальция (II)
в) взаимодействие с основным оксидом CO2 + CaO= CaCO3 карбонат кальция 3) Амфотерные оксиды. а) взаимодействие с кислотами: ZnO + 2HCl= ZnCl2 + H2O
хлорид цинка б) взаимодействие с основаниями: ZnO + 2NaOH= Na2ZnO2 + H2O Гидроксид натрия
Рефлексия:
Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.
IV. Домашнее задание:
1. И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская, «Химия 8 класс», Глава VI, §45
2. Выучить схему. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: N2O5 и Al2O3.Литература и средства обучения:
. И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская, Химия. 8 класс.,М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2007г.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. — М.: Экзамен, 2001.
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B0%D0%BF%D1%84%D0%B8%D1%80&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4+%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B8&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4+%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D1%8F&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F%D0%BA&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D1%8B%D0%B9+%D0%B3%D0%B0%D0%B7&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5&nl=1&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0&stype=image&ed=1
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%85%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0+%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B0&stype=image&ed=1