Урок по русскому языку Тема и основная мысль текста (5 класс)
Северо-Казахстанская область
Аккайынский район
КГУ «Чаглинская средняя школа»
Открытый урок
русского языка в 5 классе
(с презентацией)
«Тема и основная
мысль текста»
Подготовила и провела урок
учитель русского языка
и литературы
Мартьянова С. С.
а. Шагалалы, 2011 год
Тема и основная мысль текста
Цель урока: закрепление и обобщение изученного о теме и основной мысли текста
Задачи:
закрепить коммуникативные знания о теме и основной мысли высказывания;
развивать устную и письменную речь учащихся;
повторить правописание слов, в которых могут быть допущены орфографические ошибки;
развивать догадку, воображение, литературно-творческие способности учащихся.
Оборудование и материалы: учебник русского языка для 5 класса, презентация материалов к уроку, компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Ход урока
Организационный момент
Повторение изученного о теме и основной мысли текста
Фронтальный опрос:
- Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится.)
- Где чаще всего отражается тема? (Очень часто тема текста отражается в его заглавии.)
- Что такое основная мысль текста? (Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.)
- Где может быть выражена основная мысль текста? (Основная мысль текста может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.)
III. Работа с презентацией «Тема и основная мысль текста»
Слайд 1. Цели и задачи урока
Слайд 2. Задание 1. Сравните данные ниже попарно темы сочинений. Выберите из каждой пары более узкие темы сочинений. Запишите их. Вставьте пропущенные орфограммы.
Осень
Позняя осень
Осенний день в парке
Лстопа
Какой я увидела осень вчера на пргулке
Осень в лсу
Позняя осень в городе
Осенью в парке
Приметы осени
На пргулке осенью
Слайд 3. Задание 2. Обдумайте данные ниже темы сочинений. Запишите темы в таком порядке, чтобы каждая последующая была шире предыдущей.
Вставьте пропущенные орфограммы.1.Наш лес в разные врмена года.
Наш лес осеню.
Наш лес в один из дней ранней осени.
Наш лес ранней осеню.
2.Как я првел воскрсенье.
Самый удачный час моего воскресного вечра.
Как я првел воскресный вечр.
(Наш лес в один из дней ранней осени. Наш лес ранней осенью. Наш лес осенью. Наш лес в разные времена года. – Самый удачный час моего воскресного вечера. Как я провел воскресный вечер. Как я провел воскресенье.)
Слайд 4. Задание 3. Назовите среди данных тем широкую тему, в которую входят данные узкие темы.
Очень полезная игра. Игра. Моя любимая игра. Разучим новую игру!
Незабываемый костер. Прощальный костер. Костер. Кто разожжет костер быстрее?
Слайд 5. Задание 4. Сравните данные ниже темы. Подумайте, какие из них отражают тему, а какие – основную мысль? Укажите слова, которые требуют выразить определенное отношение к тому, о чем будет говориться в сочинении. Вставьте пропущенные орфограммы.
Сбор отряда - Вселый сбор отряда
Осеннее утро - Удвительное осеннее утро
Удачная рыбалка - На рыбалке
Фубол - Учитель мужества – фубол
Бреза – Пожалейте брезу!
Слайд 6. Задание 5. Внесите в отрывок из сочинения школьницы исправления в соответствии с замечаниями, сделанными на полях.
Памятный школьный день
Наступило 1 сентября 2011 года. Я иду в первый класс. Этого дня я очень ждала.
Накануне мама купила букет цветов. Утром я встала рано, боялась, что опоздаю в школу. Я стала одеваться, умываться, поела.
Мама пошла меня провожать. Ребята, которые шли в первый класс, все пришли с букетами. Было так красиво, словно шел цветущий сад.
Но вот на крыльцо вышел директор. Он поздравил всех первоклассников с первым днем учебы, пожелал нам хорошо учиться.
Нужно ли писать об этом? Разве это должно было запомниться?
Неоправданное повторение слов.
Слайд 7.
Учитель: Вы, наверное, помните эту героиню мультфильмов? Изобретательная Мартышка всегда что-нибудь придумает. Что же она затеяла не сей раз? Как бы вы назвали этот эпизод?
(Предположительные ответы учащихся: «Кто кого?», «Перетягивание Удава», Я сильнее», «Ну-ка, отними», «Необычное соревнование», Интересный поединок», «Живой канат» и др.
Учитель: Что вы отразили в заголовке – тему или основную мысль?
Учитель: Как Удав относится к тому, что предлагает сделать Мартышка?
(Предположительные ответы учащихся: Удав с любопытством, интересом (заинтересованно), безо всякой обиды следит за действиями Мартышки; у него любопытный, заинтересованный взгляд, рот приоткрыт от удивления).
Слайд 8.
Учитель: Знакома ли вам эта героиня мультфильмов? Чем Мартышка сейчас занята? Что делает? Предложите подпись к этому рисунку.
(Предположительные ответы учащихся: Мартышка примеряет юбку, приподнимает подол, с удовольствием рассматривает себя в зеркале, любуется собой, поэтому рисунок можно назвать по-разному, например: «Новый наряд Мартышки», «Мартышка примеряет новый наряд», «Посмотрим еще разок», «Ну, что ж, неплохо», «Хороша я, хороша!», «Я ль на свете всех милее?» и др.)
Учитель: Что вы отразили в заголовке – тему или основную мысль?
Учитель: Опишите наряд Мартышки. Как он ее характеризует?
(Предположительные ответы учащихся: На Мартышке коротенькая юбка (очевидно, из кожуры бананов), широкий синий пояс с большой яркой пряжкой, в ушах крупные висячие серьги, на передней лапе браслет, на голове синий бант.
Кокетливая, изобретательная Мартышка – мастерица (наверное, сама сшила юбку). Она любит всё яркое, пёстрое и старается надеть на себя побольше украшений).
Слайд 9.
Учитель: Герои мультфильмов Мартышка и Слоненок связаны узами дружбы. Но и у добрых друзей всякое бывает. Сравните два эпизода. Как бы вы назвали каждый?
(Предположительные ответы учащихся: «Ты мне больше не друг», «Знать тебя не желаю», «Ссора», «Конфликт», «Мир», «Снова дружба», «Давай никогда не ссориться», «Верные друзья» и др.)
Учитель: Что вы отразили в заголовке – тему или основную мысль?
Учитель: Как меняется настроение Мартышки? Опишите ее позу и жесты.
(Предположительные ответы учащихся: Мартышка сердится, она возмущена, разгневана, подняла переднюю лапу (жест предупреждения), поза у нее воинственная, она говорит Слоненку что-то резкое.
Мартышка успокоилась, подобрела, смягчилась, доверчиво прижалась к Слоненку, ласково обхватила его голову).
Слайд 10.
Учитель: Помните, как ученый кот Мурзик помог Мартыну составить объявление: «Сдается бесплатно конура бездомной собаке»? И вот финал этой истории. Как настроен Мартын (он справа), его новый друг Филька и кот Мурзик? Почему? Предложите подпись к рисунку.
(Предположительные ответы учащихся: Все трое довольны, счастливы. Мартын наконец-то обрел друга и не будет страдать от одиночества; Филька перестанет быть бездомной собакой (у него теперь есть крыша над головой); кот Мурзик доволен, потому что помог Мартыну, доставил радость другу.
«Счастливый финал», «Конец одиночеству», «Всегда вместе», «Друзья», «Наконец-то у меня есть друг» «Нам не страшен серый волк» и др.)
Учитель: Что вы отразили в заголовке – тему или основную мысль?
Учитель: Как художник передал настроение Мартына и его друзей?
(Предположительные ответы учащихся: У Мартына и Фильки радостно поблескивают глаза, довольные мордочки. Ученый кот Мурзик даже улыбается, усы у него радостно топорщатся. Гости и хозяин настолько счастливы, что забыли о чае, угощении. Они как бы боятся спугнуть счастливое мгновение).
Слайд 11. Учитель: Вы, наверное, узнали Сову? Она может заговорить не только Винни-Пуха, особенно если доберется до трибуны. Какая из двух подписей: «Затянувшееся выступление» или «Регламент!» - точнее передает основную мысль этого рисунка? Может быть, вы предложите свой вариант подписи?
Учитель: Уточните по словарю значение слова регламент; составьте с ним и запишите словосочетание.
(Предположительные ответы учащихся: По школьному толковому словарю регламент – установленный порядок заседания, собрания, съезда. Соблюдать регламент, нарушать регламент).
(Предположительные ответы учащихся: Подпись: «Регламент!» более точно соответствует рисунку, потому что показана реакция президиума, его отношение к оратору. Кролик (председатель) энергично звонит, он недоволен, чуть наклонился вперед, как бы старается дотянуться до Совы, остановить ее, напомнить, что давно пора заканчивать выступление).
IV. Подведение итогов урока
Что такое тема и основная мысль текста?
Помогло ли вам увиденное на уроке узнать больше о том, что такое тема и основная мысль текста?
Почему необходимо знать, что такое тема и основная мысль текста?
В каких случаях это обязательно пригодится?
V. Домашнее задание
Выполните одно из заданий (на выбор):
Как удалось Мартышке уговорить Удава и Слоненка участвовать в этом соревновании?
О чем говорят жесты и выражение «лица» Мартышки?
Помогите Мартышке попросить прощения. Что и каким тоном она должна сказать?
Подготовьте сценку «Счастливы вместе».