Технологическая карта урока по русскому языку по тему «Главная (основная) мысль текста» 3 класс
Урок русского языка
3 класс УМК «Планета знаний»
Тема урока «Главная (основная) мысль текста»
Цели урока:
Предметные – подвести учащихся к освоению понятия «главная (основная) мысль текста, создать условия для отработки навыка нахождения главной мысли текста;
Метапредметные – учить ставить цель на уроке, планировать свои действия, анализировать и сравнивать.
Личностные - контролировать свои действия на этапах достижения цели, развивать умение работать в группе.
1.Настрой на урок:
Долгожданный дан звонок,
Начинается ….
-Начинаем урок русского языка.
2. Минутка чистописания.
-Догадайтесь, о какой букве я говорю.
-Буква обозначает согласный звук, парный, может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, есть в слове ЗИМНИЙ
Учитель приоткрывает «шторку», дети видят образец написания, работают в тетради.
-Скопируйте себе образец в тетрадь, запишите далее по образцу.
заяц заячьи Зайцев – спишите по образцу, подчеркните орфограммы (1 человек у доски), найдите «лишнее» слово и поясните, по какому признаку, оцените себя (если у вас получилось близко к образцу – поставьте +, если небольшие отклонения – «-+».
3. Актуализация знаний.
- Вспомните название большого раздела, над которым мы работаем. (О главном)
На доске учитель приоткрывает табличку:
-Над какими гл.частями мы уже поработали?
Приоткрываются таблички:
-Над каким средством языка нам осталось поработать в этом разделе? (Текст)
-Что есть главное в тексте? (главная, или основная, мысль).
4. Постановка целей урока.
-Откройте учебник на с.116, прочитайте тему урока и постарайтесь сформулировать цель урока, используя слова:
Приоткрывается страница флипчарта:
Дети формулируют цель урока.
Учитель открывает страницу полностью:
-Итак, за работу! У нас всё получиться!
5.Работа над новым материалом.
Загадка о зайце (на экране)
-Заяц - трусливый, …..(ещё?)
-Найдите в учебнике упражнение о зайце. (упр. 88)
-Как догадались? ( по иллюстрации)
-Прочитайте 1-ю часть, определите вид предложения по цели высказывания. (вопросительное)
-Прочитайте 2-ю часть, определите цель высказывания (повествовательное),
Прочитайте 3-ю часть, назовите вид предложений по цели высказывания (побудить зайца к действию)
-Предложения по цели высказывания автор употребил РАЗНЫЕ: повествовательные, вопросительные, побудительные.
-Что требуется выписать из текста? (восклицательные предложения)
-Назовите их!
- Выпишите восклицательные предложения, в скобках укажите их вид по цели высказывания: повествовательное, побудительное или вопросительное)
Самостоятельная работа детей.
Один человек (из тех, кто справился раньше других) выполняет работу у доски – карточки вставляет в нужное место (или дописывает – как захочет).
Далеко ли преследователи?! ( ……… )
Беги, заяц! ( ……. ) Запутывай следы! ( … )
-Проверьте, оцените себя. У кого так?
-Мы выписали несколько предложений, но это ещё не текст.
-Попробуем убрать цифры от предложений, прикрыв их пальчиками в учебнике. (открывается новая страница флипчарта).
-Прочитайте снова. Что получилось? ( текст)
-Какова речевая задача текста? Зачем , ради чего автор написал этот текст?
(Автор хотел объяснить, почему заяц запутывает следы)
-Какова же главная мысль текста? (Зайца прозвали косым из-за привычки скашивать глаза на преследователей).
6. Работа с правилом.
-Попробуйте сформулировать, ЧТО такое главная мысль текста. (высказывания, предположения)
-Как нам проверить свои предположения?
-Обратимся к правилу. Прочитаем его вслух (1 человек), вполголоса (хором), объясните товарищу ( в парах).
-Кто попробует вслух?
По экрану – хором.
Физминутка (скороговорки)
1.В мире есть 4 брата-
Север, юг, восток и запад.(наклоны головой)
2.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.( махи руками)
3.Корабли лавировали, лавировали
Да не вылавировали.(вращения туловищем)
4.От топота копыт пыль по полю летит! (голень назад)
5.Ехал грека через реку,
Видит грека – в реке рак.
Сунул грека руку в реку-
Рак за руку греку цап!(подъём на носочки, руки вверх)
7.Повторение уже полученных знаний.
-Вернёмся к цели урока (страничка флипчарта №4)
_Что уже удалось? (разобрались, что такое главная мысль текста, познакомились с правилом)
-Что теперь предстоит? (научиться находить главную мысль в тексте)
8.Упражнение 90.
-Прочитайте название текста. Можно ли по его названию догадаться, о чём будет говориться в тексте?
-Прочитаем текст.
-Какова его главная мысль? Докажите. Запишите эту мысль в тетрадь.
9. Работа в группах.
Текст из упражнения 91 напечатан на листочках, на каждого члена группы.
Задание: найти и подчеркнуть предложения, в которых выражена главная мысль.
-Распределите роли: кто будет читать текст, кто называет главную мысль текста, кто подчёркивает, кто выступает от группы.
Обсуждение, выступления детей.
-Докажите свою мысль.
-Запишите текст себе в тетрадь, начиная с заголовка. Будьте внимательны к орфограммам!
Учитель, проходя по классу, наблюдает за работой детей.
10. Рефлексия.
-Предлагаю оценить себя по следующим критериям:
1 – я разобрался, что такое главная мысль текста, смогу объяснить другим.
2 – я понял, что такое главная мысль текста, но пока не могу объяснить, надо повторить правило.
3 – К сожалению, я не понял, что такое главная мысль текста, придётся обратиться за помощью.
-Поднимите цифру.
11. Учитель оценивает работу учащихся, учитывая устную и письменную работу.
12.Домашнее задание.
-Что предстоит сделать дома?
Выучить (или повторить) правило на с. 116, по желанию выяснить, откуда произошло слово ЗАЯЦ (упр. 88) с помощью этимологического словаря.
_Благодарю всех за работу!