Технологическая карта к уроку математики по теме Сложение и вычитание двузначных чисел. Запись в столбик (2 класс)


Ваганова Марина Юрьевна
учитель начальных классов, МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 17 (Кадетская школа)» г. Кунгур, Пермский край
План-конспект урока по учебнику «Математика. 2 класс» Автор: Л.Г. Петерсон
Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел; запись «в столбик»» (Технологическая карта изучения темы)
Тема
Сложение и вычитание двузначных чисел

Цель темы

Систематизировать изученные приемы и способы записи сложения и вычитания двузначных чисел;
Сформировать умение складывать и вычитать двузначные числа в столбик.

Планируемый результат
Умение записывать примеры на сложение и вычитание двузначных чисел «в столбик».

Основные понятия
Десятки, единицы, запись «в столбик»

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник – тетрадь Л.Г. Петерсон « Математика» 1 часть
Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел»
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, учебник – тетрадь « Математика» 1 часть

Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.


Технология проведения

Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа


I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
I этап. Организационный момент.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Вспомним правила поведения на уроке.
I этап. Организационный момент.
- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Коммуникативные УУД
Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.
Цель – закрепить счёт в пределах 100.

Работать с наглядной информацией, представленной в форме таблицы.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 100,
Находить сходство и различие данных в таблице,
обсуждать проблемные вопросы.







II этап. Актуализация знаний. Устный счёт
1. - Внимательно рассмотрите, каким образом в данных рядах чисел из предыдущего числа получается последующее, и ответьте на вопросы:

45, 40, 35, 30, 25

28, 23, 18, 13, 8

36, 32, 28, 24, 20

92, 87, 82, 77, 72
- В чем сходство между рядами? (во всех рядах числа уменьшаются на одно и то же число)
- Какой из рядов лишний? ( в 3 – м ряду числа уменьшаются на 4, а в остальных на 5; во 2-м ряду есть однозначное число, а в остальных – нет; в 4 – м ряду есть число, записанное одинаковыми цифрами, а в остальных – нет).
Назовите в 3 – м ряду самое большое число, самое маленькое число? (36; 20).
- На сколько 36 меньше20? (на 16). На сколько 36 больше 20? (на 16).
- Расскажите, что вы знаете о числе 36. (двузначное, содержит 3 десятка и 6 единиц, предыдущее 35, последующее 37, сумма цифр 9).
- Увеличьте 36 на 20 (56). Уменьшите 36 на 4 (32).
2. – Задуманное число больше 36 на 12. Какое число задумали? (48).
Какими способами можно сложить числа 36 и 12? (варианты детей).
Найдите недостающие способы по подсказке в учебнике – тетради №1.
- Допишите пример любым способом по собственному выбору. Через 1 минуту мы проверим ваши способы решения. (фронтальная проверка).
- Задуманное число меньше 36 на 12. Какое число задумали? (24). Как нашли? (вычли). Каким способом можно вычесть? (варианты детей).
Найдите недостающие способы по подсказке в учебнике – тетради №1.
- Допишите пример любым способом по собственному выбору. Через 1 минуту мы проверим ваши способы решения. (фронтальная проверка).
- Какой способ сложения и вычитания вы считаете более удобным? Почему?
3. Игра «Кто быстрее?»
На индивидуальных листках у детей записаны примеры:
32 + 7 = 52 + 17 = 48 – 14 =
96 – 20 = 29 – 21 = 73 + 25
· =
- Решите эти примеры, используя любой из изученных приемов, но как можно быстрее. Побеждают первые три человека.
- Кто из вас использовал графический способ? Почему? (слишком долго).
- А можно ли упростить запись этих примеров, чтобы быстрее и удобнее было считать? (варианты детей)
- Чем ближе друг к другу десятки и единицы, тем легче нам сосчитать пример.
II этап. Актуализация знаний.
-Какую роль играет знание математики в вашей жизни? Для чего они вам нужны?


Познавательные УУД





























Познавательные УУД

III этап. «Открытие» детьми нового знания.

Цель – Познакомить учащихся с приемом записи примера в столбик.

Участвовать в работе по решению примеров

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Оценивать правильность выполнения заданий.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу по выводу способа записи примеров в столбик.

Организовать работу в парах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.



Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы урока
III этап. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового:
- Какова же наша основная задача на сегодняшнем уроке? (Найти боле удобный способ сложения и вычитания двузначных чисел).
-Как можно расположить числа, чтобы единицы находились близко к единицам, а десятки близко к десяткам? Например, сумма 52 + 17. РАБОТА В ПАРАХ 2 минуты (предложения детей оформляются на доске, выбирается наиболее подходящий вариант).
- Можно ли записать приме так:
52 52
+ +
17
Почему так нельзя записать пример? (нужно записывать единицы под единицы, десятки под десятки).
- Давайте попробуем сформулировать правило записи и решения примеров на двузначных чисел столбиком.
ПИШУ
СКЛАДЫВАЮ ЕДИНИЦЫ
СКЛАДЫВАЮ ДЕСЯТКИ
ЧИТАЮ ОТВЕТ
- Как вы думаете, алгоритм решения примеров на вычитание будет отличаться? (нет, только будет ставиться знак вычитания).
- Проговорите алгоритм вычитания.
ПИШУ
ВЫЧИТАЮ ЕДИНИЦЫ
ВЫЧИТАЮ ДЕСЯТКИ
ЧИТАЮ ОТВЕТ

III этап. Изучение нового материала.

Работа в парах
- Почему не сразу справились с заданием?
Каким способом можем складывать и вычитать двузначные числа?




Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД




ФИЗМИНУТКА



IV этап. Закрепление изученного.

Цель – научиться правильно писать цифру 8,
Запоминать состав числа.

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу в парах, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.



Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.

IV этап. Закрепление изученного.
Первичное закрепление.
Выполнение с комментированием № 2, №4, №5 фронтально, №3 – в парах.
Требовать четкое проговаривание алгоритма выполнения решения в столбик.
V. Работа в тетради
Задания 6, 7, 9.
Зарядка для глаз.
VI. Итог урока
– Чему вы научились? – Понравилось ли вам на уроке? – Что больше всего понравилось?
IV этап. Закрепление изученного.

Работа в рабочей тетради (самостоятельная работа)







Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
-Чему вы научились на уроке? знаю
Расскажите по схеме:
Я запомнил
смог

















15