Разработка урока в 11 классе по роману Шолохова Тихий Дон
Разработка урока литературы в 11 классе
по роману М. А. Шолохова
«Тихий Дон»
Тема: «Тихий Дон» - роман казачий»
Цели: обобщить учебный материал, показывающий, как уникальная история, быт, традиции повлияли на положение казачества в Гражданской войне; развивать способности учащихся к обобщению учебного материала, к обработке большого объёма информации и выражению её в виде символов; создавать в процессе обучения условия для развития личности; воспитывать моральные качества гуманности, неприятия жестокости.
Ход урока
Объявление темы, целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Вступительное слово учителя.
Учёный-историк С. Н. Семанов так оценил шолоховский роман: «Тихий Дон» есть «Илиада» нашего века… Человечество и сегодня, и вчера, и вот уже почти тридцать веков представляло древних греков, прежде всего, в образах Гомера… То же скажут и наши потомки о шолоховском романе».
Действительно, Шолохов открыл для человечества Дон, как Колумб открыл миру Америку. Что раньше мы знали о Доне? Казачья даль, лампасы, вихревая скачка, стремительные джигиты, одним словом, - любопытный край, экзотика. Шолохов раскрыл Дон миллионам людей: смотрите, какие красивые люди живут здесь, какие у них горячие, страстные сердца, смотрите, как они трудятся, как любят, как ревнуют, смотрите, какие у них шершавые, огрубевшие от земли и ветра руки, но сколь умелые, сильные, искусные!
Словарная работа. Выступление ученика с сообщением.
Справка о слове «казак».
Слово «казак» возникло в 14 веке, обозначает вольного, независимого человека. Для царизма это был ещё и свирепый усмиритель с нагайкой, лютый враг народных движений. К началу революции полицейские обязанности тревожили и смущали казаков. К казачьим офицерам в Гражданскую войну относились с большим подозрением.
Справка о положении казачества в России.
Казачество – это своеобразная народная аристократия, воинско-крестьянское сословие. Общественную репутацию здесь определяло наличие военного чина. Жизненные ценности определяла большая дружная семья и замкнутое натуральное хозяйство.
Работа по теме урока.
Обсуждение вопросов с элементами дискуссии:
- Почему казаки проявляют чудовищную жестокость в Гражданской войне? Где и когда они растеряли доброту и гуманность?
В ходе обсуждения делается вывод о том, что Гражданская война разрушила родственные и дружеские связи и на первое место вышли не идеи, а обычная жажда мести за своих близких. Обсуждение заканчивается чтением описания могилы с часовней, на которой есть надпись: «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата» (Конец II тома).
- Почему Григорий Мелехов «заблудился» в Гражданской войне? Как изменилась бы его жизнь, если бы он чётко придерживался одной линии: белых или красных?
В ходе обсуждения класс приходит к следующим выводам:
а) казаки не относились ни к мужикам, ни к пролетариям, поэтому красные им не доверяли, помня, что казаки служили царю и нагайками разгоняли революционные выступления в 1905 году;
б) казаки не относились и к дворянским офицерам, которые им тоже не доверяли, с презрением смотрели на их чёрные, натруженные руки.
Меткое шолоховское сравнение: «Блукаю я, как метель в степи» - показывает безысходность положения совестливого, ищущего правду Григория Мелехова. В конце романа он жестоко страдает от того, что участвовал в братоубийственной войне, остро чувствует свою вину перед соотечественниками.
И не имеет уже значения, на чьей стороне он воевал. Главное для автора и героя в другом: в этой войне не было правых и виноватых, жертвы постоянно менялись местами с палачами.
Да, Григорий поставил себя вне закона. Но у его друга Михаила Кошевого, верно служащего большевикам, на совести не меньше погубленных жизней своих земляков, даже соседей. Михаил жестоко судит Григория, но имеет ли он на это моральное право? Конечно, нет. М. Кошевой и Г. Мелехов – одно и то же, но по разные стороны баррикад.
Обсуждение вопроса «Особенности названия романа».
Чтение песенных, заимствованных у народа эпиграфов. В них – образ взмутившейся реки – символ тревоги, волнений, вызванных событиями в личной и общественной жизни.
Эпитет «тихий» приобретает контрастный смысл в сравнении с бурными событиями, происходящими на Дону. В названии кроется и нежелание казаков воевать, стремление к мирному труду, их благоговейное, мистическое отношение к Дону: «Бывало, отслужат казаки в Атаманском полку – снаряжают их к отправке по домам. Эшелон идёт, и вот под Воронежем, где первый раз приходится переезжать через Дон, машинист даёт тихий ход,… он уже знает, в чём дело. Только что поезд выбирается на мост, - батюшки мои!.. что тут начинается… «Дон! Дон наш! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец…» - и в окна кидают с моста прямо в воду… фуражки, шинели старые, шаровары, наволоки, рубахи, разную мелочь дарят Дону, возвертаясь со службы. Глянешь, а по воде голубые атаманские фуражки, как лебедя али цветки плывут… Издавна такой обычай повёлся».
Одна из главных художественных особенностей романа – антитеза.
Выступление группы учащихся, работавшей над вопросом: как ещё можно было озаглавить роман, используя слова-антитезы?
Предлагаются и обсуждаются варианты названий: «Живые и мёртвые», «Горько-сладкая жизнь», «Воин и хлебороб», «Друзья и враги», «Белые и красные», «Жертвы и палачи», «Война и мир».
Защита подготовленных учениками к уроку своих вариантов обложек к роману в виде рисунков, графики или коллажей. Языком символов они должны были изобразить главные проблемы произведения.
Пример одного из выступлений
«Четыре подпорки есть у человека в жизни:
дом с семьёй, люди, с кем ты вместе проводишь
праздники и будни, и земля, на которой стоит твой
дом. И все четыре – одна важнее другой»
В. Астафьев.
Всё преходяще, вечна лишь жизнь. Но Гражданская война беспощадно отбирает всё: дом, работу, семью. Она не оставляет в стороне никого. Заставляет отца убивать сына, брата – своего брата, мужа поднимать руку на жену.
На своём рисунке я показала, что с наступлением войны земля раскололась на две части, два лагеря: белых и красных. Важно то, что все люди – казаки, хотят одного и того же: работать на земле, чтобы кормить своих детей, а не воевать. Каждый казак на перепутье, между красными и белыми.
На рисунке показано, что земные проблемы распространялись и на небо: сначала оно голубое – спокойная и беззаботная жизнь казаков-трудяг. Потом небо набирает сочный фиолетовый оттенок – начинаются недоразумения с Советской властью. Далее раскол на два цвета: белый и красный.
Землю разделяет пограничный столб. Это символ не только раскола в казачьей среде, но и всей жизни казаков: полоска чёрная, полоска белая. В центре рисунка – разворот Библии и слова заповеди: «Не убий ближнего своего». Скрещённые сабли – образ братоубийственной войны. Пшеница – символ труда и плодородной земли.
Подведение итогов урока.
Следует обратить внимание на тот факт, что донские казаки в изображении Шолохова всё-таки люди миролюбивые. Несмотря на свою воинственность, они больше всего любят землю, трудятся на ней и дорожат ею.
Военная карьера заносит Григория Мелехова на немыслимую высоту, но будущую жизнь он связывает с земледелием, при первой возможности с радостью возвращается к любимому труду.
Казаки не хотят воевать далеко от родных хуторов: «От своих куреней не пойдём. Биться, так возле куреней…» Они не очень дорожат чинами и карьерой, потому что их главные ценности – семья и мирный труд.
Следовательно, казакам, как никому другому, подходят слова Л. Н. Толстого, назвавшего войну «совершенно противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием».
Домашнее задание.
Семья обеспечивала казакам гармонию жизни, создавала душевный комфорт. Но события революции и Гражданской войны грубо ворвались в привычную жизнь казаков и разрушили их душевный комфорт. Подготовьте рассказ о семье Мелеховых: что было и кто был в ней до войны и что осталось после, кто уцелел.