Конспект урока литературы по роману М. Шолохова Тихий Дон (11 класс)

Тема урока : Что нужно человеку для счастья?
(Урок по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» утверждает
вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни.

Задачи:
воспитание гуманизма;
совершенствование умения вести диалог с автором;
развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:
Портрет М. Шолохова
Индивидуальные карточки (приложение № 2)
Мультимедийная презентация (приложение № 1)


Ход урока
(Слайд № 1)
1. Обозначение темы – проблемы.

- Как вы думаете, что нужно человеку для счастья?
(учащиеся отвечают)
( Слайд № 2)
- Мы должны выяснить, какие ценности, необходимые человеку для счастья, утверждает в своем произведении М. Шолохов ( обращение к портрету писателя), о чем мечтает его герой – Григорий Мелехов.

(Слайд № 3)
Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.
М. Шолохов
- Это эпиграф к нашему уроку

2. Опрос домашнего задания
(Слайд № 4)
Счастливые сцены семейной жизни в романе.
- В самом начале романа М. Шолохов знакомит нас с историей и бытом семьи Мелеховых. Семейные сцены в романе опоэтизированы. Давайте внимательно вслушаемся в эти страницы и подумаем над вопросом:
Как писатель понимает семью, и что она значит для его героев?
(приложение №2)
( Работа по индивидуальным карточкам. Учащиеся зачитывают отрывки из романа и анализируют их)
- Что же такое семья в понимании М. Шолохова и что она значит для его героев?
(Слайд № 5)

Картины крестьянского труда в романе.
- Жизнь казачества немыслима без крестьянских работ. Давайте вспомним сцену «На сенокосе». Расскажите, как к труду относятся члены семьи Мелеховых.
(один из учащихся анализирует)
- Найдите в тексте, как писатель показывает, что герои счастливы. Через какие эпитеты и художественные детали?
(Слайд № 6)
- Так что ж такое труд для казака?

Дискуссия: кого любит Григорий?

- Одной из составляющих счастья вы назвали любовь. М. Шолохов солидарен с вами.
(Слайд № 7)
- В романе «Тихий Дон», как и в других произведениях русской классики, мы видим любовный треугольник: Григорий, Наталья, Аксинья.
( на доске рисуется «треугольник»)
- Кого же любит Григорий?
Дискуссия: Учащиеся приводят доказательства по тексту, а учитель ставит на доске «плюсы» и «минусы» за Аксинью и Наталью.
( Слайд № 8)
- вы сами убедились, Что Григорий любит обей женщин. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она – воплощение Дома, Семьи. Любовь к Аксинье – страсть, которая сильнее самого Григория. Гармонии в любви герою никак не удается достичь: то нет Дома для него с Аксиньей, то есть Дом с Натальей, но без всепоглощающего и страстного чувства.
И только ненадолго в конце произведения устанавливается затишье: мы видим Аксинью молящейся за Григория и воспитывающей его детей.
Вообще же жизнь героев «Тихого Дона» трагична.

4. Отношение М. Шолохова к войне и способы ее выражения.
(Слайд № 9)
- Как много потерял Григорий на протяжении всего повествования: от большой мелеховской семьи остались у героя только Дуняшка да Мишатка. М. Шолохов утверждает: « Война была всему этому причиной»
- Докажите! Приведите примеры из произведения.
Беседа с классом
- Противопоставляет картины мирного труда и картины боя. Продолжая традиции русской классики, он идет вслед за Л. Н. Толстым.
(зачитать отрывок, осуждающий войну)
- Показывает, что гражданская война разделила станичников , членов семьи, внесла смуту в душу отдельного человека.
- Использует прямые призывы к миру: «Годину смуты и разврата// не осудите, братья, брата»
- Прибегает к символическим сценам: Григорий бросает оружие в реку
- Гражданская война отняла у Григория почти все: лишила его семьи, Аксиньи, в его Доме живет Мишка Кошевой
- В душе героя пепелище.

5.Итог урока.
- Какие ценности утверждает М. Шолохов в своем романе? ( Семья, труд, любовь, мир)
(Слайд № 10)

- О чем это стихотворение? Какова авторская позиция? Близка ли она Шолохову?

6. Домашнее задание.
(Слайд № 11)
Проект-презентация «Жизненные искания Григория Мелехова»
15