Урок «Повышение уровня эффективности образовательного процесса и ИКТ компетентности педагогов через совершенствование базы «1С:ХроноГраф» и введение электронного журнала и электронного дневника»
Повышение уровня эффективности образовательного процесса и ИКТ компетентности педагогов через совершенствование базы «1С:ХроноГраф» и введение электронного журнала и электронного дневника
Смыкова С.А.заместитель директора по УВР МБОУ г.Иркутска СОШ №39
Начать свое выступление мне бы хотелось со слов Дмитрия Медведева «Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. …
Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой… и учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя, – учителя должны в этом разбираться».[1]
[1] Обращение Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию. 30.11.2010. Москва. Кремль.
В последние годы разработано много новых нормативных документов, согласно которым, осуществляется деятельность образовательных учреждений. В том числе такие документы как:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
Утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г. №1662-р
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Утверждена приказом Президента РФ Д.А. Медведевым04 февраля 2010 г. №271-пр
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
Утверждена постановлением Правительства РФ 07 февраля 2011 г. №61
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 06 октября 2009 г. №373
Введение ФГОС нового поколения диктует новые требования, как к условиям организации учебного процесса, так и к уровню квалификации педагогических работников.
ФГОС: Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ФГОС: Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают:
Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории.
Так "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"", Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638 включают в себя достаточно широкий перечень должностных обязанностей учителя, связанных с применением ИКТ в образовательном процессе.
Должностные обязанности по должности Учитель. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся, используя компьютерные технологии в своей деятельности. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
И, наконец, В соответствии с Законом РФ от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде», Распоряжениями Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р и от 07.09.2010 №1506-р, к 1 января 2014г. должен быть завершен перевод в электронный вид государственных и муниципальных услуг в сфере начального, основного и среднего общего образования (предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости).
Насколько эффективным является использование электронного документооборота?
Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо проанализировать виды деятельности, перечислить основные цели использования электронного документооборота, выявить их достоинства и преимущества.
Зачастую, начиная разговор на данную тему, можно услышать от учителей такие реплики: «Опять про Базу Данных?! Что не о чем больше поговорить?». Совершенно правы коллеги-педагоги, тем для обсуждения у нас много. Однако необходимость освещения данной темы связана с тем, что большая часть учителей до сих пор в полной мере не осознают, зачем нужно заполнять электронный журнал и Базу Данных. Есть ряд педагогов, которые в заполнении электронного журнала видят только одну цель – информирование родителей.
В своем сообщении я попытаюсь показать, какие цели ведения электронного журнала существуют, и какие преимущества нам дает электронный документооборот.
Итак, для чего нужна единая База Данных и электронный журнал? Какова степень эффективности использования программного комплекса: виды деятельности.
Самым трудоемким видом деятельности является сбор информации.
сбор информации – заполнение базы необходимыми сведениями и их оперативное изменение в режиме реального времени;
Однако, эта работа не пройдет даром, если выполнить её качественно и в полном объеме.
На базе этой деятельности, на её результатах можно выполнить следующие виды деятельности:
информирование - предоставление различного рода данных об образовательном процессе в режиме реального времени;
одностороннее взаимодействие – направление участникам образовательного процесса и управляющим организациям различной информации;
двустороннее взаимодействие – обработка, анализ процессов и результатов, получаемых из имеющейся информации в режиме реального времени;
Остановимся на этом подробнее. Информирование – это, конечно же, в первую очередь, предоставление информации об успеваемости учащихся их родителям, посредством электронного дневника. Каким образом это происходит? Всем родителям были выданы идентификаторы и пароли для доступа к электронному дневнику на сайте http://www.ooo3t.ru/
Родители получают возможность контролировать успеваемость и посещаемость детей в электронном дневнике.
А так же оценить не только текущую и итоговую успеваемость своего ребенка, но и успеваемость по различным предметам в сравнении с другими учащимися того же класса.
Преподаватели получают возможность:
Вести электронный аналог классного журнала, с возможностями занесения дат и тем проводимых уроков, домашних заданий, фиксировать отсутствие учащихся на уроке.
Выставлять текущие и итоговые оценки учащимся в принятой для общеобразовательного учреждения шкале, с возможностью указания основания постановки оценки.
Вести Записную книжку (блокнот) преподавателя, содержащую временно выставленные оценки, комментарии.
Анализировать текущую успеваемость, посещаемость учащихся и принимать обоснованные решения.
Организовать учет выполнения тематического и поурочного планирования.
Администрация школы получает возможность:
Оперативно анализировать текущие и итоговые результаты учебной деятельности учащихся, преподавателей и принимать соответствующие решения
Обеспечить конфиденциальность представления данных родителям конкретных учеников относительно данных остальных учащихся класса, а также защиту обрабатываемых персональных данных учащихся в соответствии с требованиями федерального законодательства
Следующий вид деятельности – одностороннее взаимодействие – направление участникам образовательного процесса и управляющим организациям различной информации. Ни для кого не секрет, что в течение учебного года нас постоянно просят предоставить ту или иную информацию различным управляющим организациям и в большей части работа по сбору и представлению этой информации ложится на плечи классных руководителей. Своевременное и полное заполнение базы «1С:ХроноГраф» полностью снимает с классных руководителей такую работу и предоставляет возможность администрации школы получить необходимую информацию оперативно и с минимальными затратами сил и времени. Рассмотрим несколько примеров.
Основными пользователями информационной среды образовательного учреждения «1С:ХроноГраф» являются:
директор;
зам. директора по ИКТ;
зам. директора по учебно-воспитательной работе;
зам. директора по ОБЖ и ДП;
педагог-организатор;
социальный педагог;
психолог;
секретарь;
библиотекарь;
классный руководитель;
учитель-предметник;
ученик;
родитель.
Пример 1. Ежегодно заместитель директора по ОБЖ и ДП собирает и подает в военкомат сведения об учащихся мужского пола, подлежащих постановке на первичный воинский учет. Сформировав необходимый отчет в базе «1С:ХроноГраф» заместитель директора по ОБЖ оперативно получает всю информацию, не привлекая к сбору данных классных руководителей.
Пример 2. Социальный педагог школы, не привлекая классных руководителей, может получить необходимую информацию, используя данные базы «1С:ХроноГраф».
Пример 3. Широкие возможности для формирования отчетности база «1С:ХроноГраф» дает заместителям директора по ВР и УВР
Еще одним видом деятельности является двустороннее взаимодействие – обработка, анализ процессов и результатов, получаемых из имеющейся информации в режиме реального времени. База «1С:ХроноГраф» представляет широкие возможности формирования различных аналитических отчетов.
Общешкольные отчеты
Отчеты по Тарификации
Отчеты по журналам
по учащимся,
по учителям,
по предметам,
по ученикам
Отчеты по ЕГЭ
По принадлежности данных:
внутренние и внешние
По способам формирования:
готовые
сводные отчеты
произвольные отчеты
Отчеты по учащимся
«Личная карта обучающегося»
«Алфавитная книга»
«Успеваемость ученика по все предметам за период…»
Справки по учащимся на основе личных дел:
«Списки обучающихся в классах»«Состав учащихся по полу»
«Выборка учащихся по году рождения»
«Выпускники средней ступени обучения»
«Выпускники старшей ступени обучения»
Отчеты по сотрудникам
«Форма Т-2»
Сводные отчеты:
«Кадровое обеспечение учебного процесса»
«Состав педагогических кадров (без руководителей)
«Состав руководящих кадров»
«Анализ динамики кадров»
«Молодые специалисты»
Таким образом, подводя итог выше сказанному, переход на электронный документооборот позволит решить следующие проблемы:
Снятие дублирования электронного и бумажного варианта информационного содержания образовательного процесса
Введение возможности прямого информирования ученика и родителя
Решение вопроса рассылки успеваемости
Введение аналитических отчетов для УЧЕНИКА И РОДИТЕЛЯ
Внесение изменений в формирование отчета по успеваемости (итоговые колонки)
По решению педагогического совета, по окончании учебного года в школе будет создана рабочая группа для сверки бумажного и электронного журналов. При условии полной идентичности педагогический совет вправе принять решение об отказе от ведения бумажного журнала в следующем учебном году и переходе на электронный журнал. С переходом на электронный журнал с классного руководителя снимется огромный пласт работы по заполнению журнала.
Использованные материалы
Презентация 3Т:ХроноГраф Журнал Сайт компании в сети Интернет www.ooo3t.ru