Конспект урока математики УМК ПНШ на тему Запись вычитания в строчку и столбиком
Открытый урок по математике во 2-Б классе по УМК «Перспективная начальная школа»
Разделы: Преподавание в начальной школе
Учитель: Юсупова Екатерина Тагировна
Форма проведения: урок – открытия новых знаний
Тема: Запись вычитания в строчку и столбиком
Цели деятельности учителя: познакомить с новым способом записи действия вычитания и алгоритмом записи (в столбик); создать условия для совершенствования навыка решения текстовой задачи и составления задач с опорой на схемы; развивать умения рассуждать и анализировать.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся – записывать действие вычитания в столбик; выполнять действие по алгоритму; получат возможность научиться – понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания).
Метапредметные: познавательные – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознают личностный смысл учения.
Ресурсы: Учебник «Математика» 2 класс автор А.Л.Чекин, тетрадь № 2 по математике под редакцией Р.Г.Чураковой.
Ход занятия
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I
Организационный
1.Проверяет подготовленность учащихся к уроку
2. Организует позитивную мотивацию деятельности учащихся на уроке.
Учитель:
Что такое? Что случилось?Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.
- Ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости поэтому мне хот елось бы что бы мы показали им максимум наших знаний.
-Какой у нас сейчас урок? (математика)
-Чему мы учимся на уроках математики?
-Давайте произнесём наш девиз!
Готовятся к уроку
Отвечают на вопросы учителя.
Произносят девиз урока. (В математику тропинки одолеем без запинки!)
РУУД: волевая саморегуляция
ЛУУД: действия смыслообразования
КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
II
Подготовка к работе на основном этапе
Организует чистописание и устный счёт с целью актуализации знаний
1. Актуализация знаний
А) Минутка чистописания
ТРИТОН- число 3
ПОДВАЛ-число 2
-Объясните значение слова тритон? (это животное ,которое относится к классу земноводные)
-Какие числа спрятались в словах?(2,3)
-Какое числа можно записать с помощью этих цифр? (23 и 32)
-Откройте свои тетради и запишите число и классная работа.
Запишите эти числа.
-Что мы можем сказать об этих числах?
(двузначные).
-Подчеркните количество десятков синим карандашом, а количество единиц – красным.
Б)Устный счёт
-Что можем сделать с этими числами?
(составить разность, сумму и сравнить, разбить на сумму разрядных слагаемых).
Самостоятельная работа по рядам и парами
1 ряд - составляет и записывает разность, находит её значение.
2 ряд – составляет и записывает сумму, находит её значение в строчку и столбиком.
3 ряд – составляет неравенство и разбивает на сумму разрядных слагаемых.
(по одному ученику у доски)
В) Работа на карточках в парах
Вставить пропущенные числа
Карточка №1
32-15=(20+12)-(10+)=(20-10)+(-5)=+=...
Карточка №2
38-19=(20+18)-(10+)=(20-10)+(-9)=+=
Карточка №3
41-12=(30+11)-(+)=(-10)+(11-)=+=
Словарная работа
Объясняют значения слов тритон и подвал.
Записывают числа 23 и 32 в строчку.
Составляют сумму и разность с этими числами, составляет неравенство и разбивает на сумму разрядных слагаемых.
1 ряд-32+23=55
2 ряд-32-23=(20+12)-(20+3)=(20-20)+
(12-3)=9
3 ряд-32=30+2
23=20+3
32
·23
Работают с карточками в парах
Самопроверка с ответами на доске
ЛУУД: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
ПУУД: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основанием, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
III
Усвоение новых знаний и способов действий
1. Сообщение темы урока
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
Миша нашёл значение разности чисел 78 и 41 так.
78-41=37
-Как он выполнял вычитание? (вычитание в строчку)
Маша нашла таким способом.
Как можно назвать такую запись? (вычитание в столбик)
Как вы думаете какова тема нашего урока?
(Запись вычитания в строчку и столбиком).
Найдите тему в содержании учебника и откройте на данной странице. (с.59)
Фронтальная работа
Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока
Находят самостоятельно в содержании учебника тему урока
ЛУУД: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
РУУД: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.
КУУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
IV
Изучение нового материала
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
Выполнение задания № 2
Чтобы правильно записать разность в столбик воспользуемся подсказкой в учебнике на стр. 62 №3
(демонстрация учителя у доски)
-запись с комментированием у доски обучающихся 58-32
-составьте разность с трёхзначными числами и запишите её в столбик.
Ещё раз повторить алгоритм записи разности в столбик
Физкультминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
Выполнение задания №3
(1-2 ученика у доски)
Обратите внимание на последнюю разность! Почему?
Там в вычитаемом нет сотен. Как правильно записать ?
398-71
Выполнение задания №4
(1-2 ученика у доски)
Обратите внимание на последнюю разность! Почему?
Там в вычитаемом нет сотен. Как правильно записать ?
823
76
Выполнение задания №5 самостоятельно в простых тетрадях.
Физкультминутка
Давайте немножко отдохнём. Встали все из-за парт. Задание следующее: сначала внимательно смотрим на доску, а затем выполняем те задания, которые я вам предлагаю.
Мы шагаем с вами в лес, а в лесу полно чудес.
Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов.
Сколько зайчиков у нас, столько мы присядем раз.
Сколько облаков до точки, столько встанем на носочки.
Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем прыжков.
Фронтальная работа.
Читают по учебнику.
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Выполняют физкультминутку для глаз
Работают в парах .
Взаимопроверка.
Выполняют задание в паре
Взаимопроверка.
Оценивают свою работу + или - на полях.
Самостоятельная работа в тетрадях.
Самопроверка с доской.
Выполнение физ-ки
ЛУУД: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
ПУУД: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы.
РУУД: определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении
КУУД: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы
РУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
V
Первичное осмысление и закрепление
Выполнение задания стр 60№7
1.Запись и решение составной задачи (с дополнительным требованием).
Составляют и решают задачу, высказывают своё мнение.
ПУУД: общеучебные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы.
РУУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивают выполнение своего задания.
КУУД: участвуют в диалоге
VI
Итоги урока. Выберите домашние задание ТПО с.29№2
С.№4(1)
Рефлексия
Какую цель ставили в начале урока?
(Научится записывать вычитание в строчку и столбиком.)
Какой алгоритм записи вычитания в столбик?
(записываем ед. под ед., дес. под дес., сотни под сотнями).
Продолжите предложение.
Мне захотелось
Мне было трудно
Я вспомнил
Ребята я вас хочу похвалить и за такую работу поощрить сладким призом, который находиться у вас под партой!
- Урок окончен. Спасибо!
Индивидуальная, фронтальная работа
Отвечают на вопросы.
Проводят самооценку, рефлексию
ЛУУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
РУУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы
КУУД: умение выражать свои мысли.
Приложение к уроку
Карточка №1
32-15=(20+12)-(10+__)=(20-10)+(__-5)=__+__=17
Карточка №2
38-19=(20+18)-(10+__)=(20-10)+(__-9)=__+__=19
Карточка №3
41-12=(30+11)-(10+2)=(30-10)+(11-2)=20+9=29
Кожистая черепаха-500 кг,210см.
Слоновая черепаха-500 кг, 2 м, 160 лет.
Зелёная черепаха-200 кг, 150 см, 100 лет.
Составить задачу с единицами измерения массы и записать её решение. Решение записать в строчку и в столбик.
?
Составить задачу с единицами измерения длины и решить её. Решение записать в строчку и в столбик.
Составить задачу с единицами измерения времени, записать её условие.
ТРИТОН
ПОДВАЛ
78 77 39 509
64 9 19 10
554 400 741 504
283 30 86 499
Я узнал
Я удивился
Я вспомнил
Рисунок 11Рисунок 15Рисунок 14