Конспект урока «Запись вычитания в строчку и столбиком»

Класс: 2 «А»
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Запись вычитания в строчку и столбиком»
Цели:
Образовательные
познакомить с новым способом записи действия вычитания и уметь его выполнять;
совершенствовать вычислительные навыки; умения составлять и решать задачи по круговой схеме;
Развивающие
способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;
Воспитательные
создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
воспитание культуры учебного труда.

Тип урока: Поиск и открытие нового способа действия

Планируемые результаты:
Личностные УУД: - признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные УУД: - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные УУД: - делать выводы на основе обобщения; - определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные УУД: - подтверждать аргументы фактами; - слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Эскиз доски:

10 марта. Классная работа.

Д/з:


Оборудование: компьютер, доска, учебник
Литература:
- Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. М.: Академкнига/Учебник.
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М. С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – 256 с. – (Качество обучения).
- Чекин А.Л. Математика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. часть 2 М.: Академкнига/ Учебник.
- Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: тетради для самостоятельной работы №1, №2. М.; Академкнига /Учебник.

Структура урока:
- Орг. Момент (1 минута)
- Устный счет. Актуализация знаний (7 минут)
- Сообщение темы и целей урока (2 минуты)
- Работа по теме урока (7 минут)
- Физкультминутка (2 минуты)
- Первичное закрепление изученного материала (10 минут)
- Подведение итогов (2 минуты)
- Рефлексия (2 минуты)
- Домашнее задание (1 минуты)








Ход урока
I.Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Сегодняшний урок математики буду вести у вас я, Ольга Ивановна.
II. Устный счет. Актуализация знаний.
- И начнем урок с математического диктанта. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.
1. Запишите число, которое я загадала.
- Я задумала число, разделила его на 5 и получила 2. Какое число я задумала? Запишите. (10)
- Я задумала число, умножила его на 3 и получила 21. Какое число я задумала? Запишите. (7)
- Число 36 я разделила на неизвестное число и получила 6. На какое число я разделила? Запишите. (6)
- Число 10 я умножила на 2, прибавила к нему 5. Какое число я получила? Запишите. (25)
- Я задумала число, приба
·вила к нему 15 и получала 30. Какое число я задумала? Запишите. (15)
2. Геометрия на спичках.
а) Сколько на чертеже квадратов? Сколько всего многоугольников? Какие это многоугольники?







б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений и сравните их.
в) Уберите две палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений и сравните их.
г) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат.
3. Задача.
У Саши было 26 картинок. Вчера он наклеил в альбом несколько картинок, а сегодня – еще 6. После этого у него осталось 12 картинок. Сколько картинок Саша наклеил в альбом вчера?
4. Вставьте числа и запишите верные равенства:
57 + 20 + = 82
61 – 20 – = 38

57 + 20 + = 85
61 – 20 – = 37

57 + 20 + = 81
61 – 20 – = 39

57 + 20 + = 84
61 – 20 – = 36

- Молодцы, ребята. Думаю, вы все решили правильно.
III. Сообщение темы и целей урока.
– Рассмотрите схемы на доске.
-
-
-
– Что обозначают данные схемы?
– Сегодня на уроке будем учиться записывать вычитание в строчку и столбиком.
IV. Работа по теме урока.
- Ребята, откройте учебник на странице 59.
1. Задание 1.
– Выполните поразрядное вычитание чисел 78 и 41.
– Чему равно значение разности этих чисел? Как нашли? Запишите на доске.
78 – 41 = (70 + 8) – (40 + 1) = (70 – 40) + (8 – 1) = 30 + 7 = 37
- Что нужно сделать с числами 78 и 41?
- Правильно. Представить в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Задание 2.
– Рассмотрите другую запись вычитания этих чисел в учебнике.
– Назовите уменьшаемое. (78.)
– Назовите вычитаемое. (41.)
– Назовите значение разности. (37.)
– Как можно назвать такую запись? (Вычитание в столбик.)
– Почему значение разности состоит из 3 десятков и еще 7 единиц?
– Как нашли эти числа? (8 ед. – 1 ед. = 7 ед.; 7 дес. – 4 дес. = 3 дес.)
3. Задание 3.
– Для каждой из данных разностей выполните запись в строчку.
V. Физкультминутка
(видео)
VI. Первичное закрепление изученного материала.
4. Задание 4.
– Для каждой из разностей сделайте запись столбиком так, чтобы каждый разряд вычитаемого располагался под соответствующим разрядом уменьшаемого.
5. Задание 5.
– Перепишите задания столбиком.
78-64= 39-19= 554-283= 741-86=
77- 9= 509-10= 400-30= 504-499=
– Какой знак заменяет знак «=» при записи столбиком? (Черта под вычитаемым.)
6. Задание 6.
– Запишите задания на выполнение вычитания, используя запись в строчку.
7. Задание 7.
– Составьте задачу по круговой схеме.
Было – 230 р.
Потратили – 110 р.
Осталось – ? р.
– Запишите решение задачи, используя запись в строчку и столбиком.
Решение:
230 – 110 =120 (р.) – осталось.
230 110 120
120 (р.)
Ответ: 120 рублей.
VII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
VIII. Рефлексия
- Все ли у вас получилось?
- Понравился ли вам урок?
IX. Домашнее задание.
- Откройте дневники. Запишите домашнее задание, № 7 страница 60.