Рабочая программа учителя ОПК МБОУСОШ № 57 г.Тулы предмета «Основы православной культуры» (4 класс)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 57 г. Тулы

«Рассмотрено»
На заседании ШМО учителей филологического цикла
Протокол №_____ от_______.2014 г.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
__________.2014 г.
Т.Н. Еремеева
Утверждено
Приказом № от
Директор МБОУСОШ № 57
_____________________.
Старченков А.А.




Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозной культуры и светской этики»
для обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования (4 класс),
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по Основам религиозной культуры и светской этики, примерной программы по предмету и авторской программы к комплекту учебников, созданных под руководством А.В. Кураева

А.Я. Данилюк «Основы религиозной культуры и светской этики. 4-5 классы». – М.: Просвещение, 2011, допущенной МО и науки РФ





Учитель: Пименов А. Н.


Рассмотрено и принято на педагогическом совете
(протокол № 1 от 29 августа 2014 года)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая основа преподавания

Преподавание Основ религиозной культуры и светской этики в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях».
Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 1 статьи 12 ФЗ РФ «Об образовании в РФ»).
В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с традиционными религиозными организациями по вопросам изучения ОРКСЭ, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.
В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине.
В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне основной образовательной программы общего образования (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», далее - Закон). Такое обучение может проводить только религиозная организация, условия организации обучения религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях установлены приказом Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включена статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования».
Указанная статья направлена, в частности, на правовое регулирование образовательной деятельности по преподаванию религиозных культур и светской этики.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» зафиксирована позиция о реализации в общеобразовательных учреждениях указанного комплексного учебного курса.
Требования к условиям и результатам преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
С целью совершенствования нормативной базы в условиях реализации введённых норм приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов: утвержден стандарт начального общего образования по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» внесены изменения в федеральный базисный учебный план (вступают в силу с 1 сентября 2012 г.) в части введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года - 34 учебных часа в год в 4 классах.
В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания  формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений.
Вводимый в учебный процесс новый предмет обладает значительным воспитательным потенциалом и наряду с задачами «знаниевыми» (передача определенных знаний, формирование умений и навыков, компетенций (см. ниже «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса») призван обеспечить реализацию важнейших задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений российских граждан, их социализации.
Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», пункт 1 статьи 12 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного образовательного стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников».
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 класса разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
Примерной программы начального общего образования по «Основам религиозной культуры и светской этике».
Авторской программы под руководством А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы». - М.: Просвещение, 2011.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 1011 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, общность в многообразии, многоединство, поликультурность, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: общая историческая судьба народов России; единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость уделить больше внимания на изучение православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ религиозной культуры и светской этики в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Основные задачи учебного предмета осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);
– усвоения основных духовно - нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно - _нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Основные содержательные линии учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»

Изучение основ религиозной культуры и светской этики учащимися 4 класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:
Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.
Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
Всемирно известные памятники православной культуры России храмы, иконы, книги, монастыри.
Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.
Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.
Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.
Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.
Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.
Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении именно этих качеств надо - прежде всего: заботиться как родителям, так и школьным педагогам.

Принципы построения учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»

Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.
При построении учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4 классов по Основам религиозной культуры и светской этики не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <> Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.
Период обучения ребёнка в школе это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по-настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.
В процессе изучения Основ религиозной культуры и светской этики у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
Каждый урок организуется таким образом, чтобы вызвать самостоятельные размышления учащихся о закономерностях развития религиозной мысли в России, о связи развития её культуры с христианской идеей, обусловленности содержания культуры России фактом принятия в 988 году христианства.
В основе каждого урока, в его центре лежит работа с текстом. При всём том, что текст учебных статей является адаптированным, учитывающим когнитивные возможности младшего подростка, это философский текст, требующий понимания его логики и отклика на суждение, и поэтому нельзя быть уверенным, что без определённой работы, направленной, в первую очередь, на понимание содержания статьи учебника, он будет освоен учеником. Следует иметь в виду, что для многих (скорее всего, для большинства) учащихся информация, содержащаяся в статье учебника, будет не только новой, но может быть, парадоксальной, разрушающей стереотипы восприятия окружающего мира, сложившиеся в предыдущем опыте познания. Вот почему работа с текстом учебной статьи никогда не может быть просто чтением, даже чтением с пересказом, но всегда чтением, связанным с исследованием, то есть с поиском самых значимых элементов содержания учебной статьи, их интерпретации, увязывания в целое и рефлексии, то есть объяснения своего собственного понимания и его обоснованности.
Вот почему в структуре каждого урока прослеживается три этапа:
- работа, направленная на подготовку восприятия материала урока и статьи учебника;
- чтение текста статьи учебника, работа со статьёй, направленная на понимание прочитанного;
- осмысление прочитанного;
- рефлексивные формы работы, направленные на присвоение прочитанного и обсуждённого на уроке;
- обсуждение вопроса, направленного на подготовку восприятия материала следующего урока.
Работа, направленная на подготовку восприятия материала урока.
Эта работа должна вызвать представления об изучаемой теме, уже имеющиеся в жизненном опыте учащихся. Вот почему задания в этой части урока связаны с такими действиями, как «вспомните», «представьте себе», «вообразите», «как вы думаете...», «нарисуйте», реже, «знаете ли вы, что...». Такие приёмы работы помогают повысить уровень мотивации в изучении и осмыслении новой темы, помогают выстроить новые представления на фундаменте имеющихся, подготовить возможность работы по выявлению, распознаванию новых знаний и изменяющихся представлений.
Чтение статьи учебника, работа, направленная на понимание прочитанного.
На этом этапе работы с учащимися по осмыслению текста могут быть использованы разные приёмы и методы, однако любой из них должен быть направлен, с одной стороны, на осуществление навыка чтения для понимания, а, с другой стороны, на его дальнейшее совершенствование. При всём том, что задача выработки навыков чтения для понимания текста не входит в задачи курса православной культуры, этот предмет – пока единственный, где ученик имеет дело с новым для него типом текста: научно-популярным философским текстом, вот почему чтению на уроке по этому предмету уделяется пристальное внимание.
На этапе работы с текстом могут быть использованы такие методы работы, как:
- чтение с остановками, когда чтение прерывается для обсуждения возможной дальнейшей логики рассуждений, представленных в тексте;
- чтение с вопросами, которая характеризуется такими особенностями, как предоставление возможности детям самим задавать вопросы, направленные на понимание текста, а не только на них отвечать, во-первых, и, во- вторых, предоставление возможности детям усвоить модель речевого правильного поведения (имеется в виду логика ответа взрослого человека: ответ именно на заданный вопрос, наличие тезиса и доказательства), когда учитель будет отвечать на вопросы учащихся к тексту;
- различные способы маркировки текста: маркировка текста значками «знал», «узнал», «хочу знать об этом больше», «это вызывает вопрос» и т.п.
- аналитические способы чтения текста: выделение тезиса, аргументов, выводов.
Рефлексивные формы работы, направленные на присвоение прочитанного и обсуждённого на уроке.
Самым распространённым способом проведения этой работы может быть переопосредование изученного материала. Простейшей формой переопосредования является пересказ. Пересказ может быть подробным и сжатым, главное, чтобы при пересказе ученик не терял логические связи и логическую последовательность изложения. Пересказ – традиционная, испытанная форма проверки знаний учащегося.
Однако могут быть использованы и другие формы переопосредования изученного материала, позволяющие одновременно повторить, обобщить изученное и проверить уровень усвоения и понимания учащимся изученного материала.
Сегодня широко используются тестовые формы проверки знаний, однако тестовые формы переопосредования текста могут быть использованы не только для проверки, но и для обобщения изученного, выстраивания обобщенного целого по теме.
Составление резюме текста также является одновременно и формой осмысления текста, его обобщения и повторения, и способом проверки знаний учащихся.
Обобщение изученного в виде таблиц, схем, вычерчивания линий логических связей могут быть использованы в начале урока как способ вызова имеющихся в опыте представлений и в конце урока как средство повторения и обобщения.
Творческие формы осмысления изученного: сочинения, рисунки, составление рассказов, дополненных рисунками (нечто подобное комиксам), инсценирование – возможность использования такой формы творческой переработки информации не должна проходить мимо внимания учителя.
Одной из самых мощных форм творческого и интегрированного способа осмысления материала является метод проектов. Метод проектов широко используется в современной школе при изучении разных предметов, он может быть использован и при изучении курса Основ религиозной культуры и светской этики.
Одним из способов рефлексии, осмысления прочитанного и осмысленного на уроке может быть «Разговор по душам», «Сядем в кружок», однако следует помнить, что чувство меры и такта – необходимое свойство учителя, берущегося за преподавание Основ религиозной культуры и светской этики. Материал почти каждого урока может быть воспринят ребёнком очень личностно, поэтому необходимо оставить за ребёнком право промолчать. Учителю же помнить, что несмотря на очень высокий воспитательный потенциал уроков Основ религиозной культуры и светской этики, он не должен превращаться в исповедь, а учитель не должен брать на себя роль исповедника или обличителя людских пороков.

Планируемые результаты освоения учащимися программы по Основам религиозной культуры и светской этики

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» учащимися 4 класса:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения Основ религиозной культуры и светской этики учащимися 4 класса:
– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения Основ религиозной культуры и светской этики в начальной школе:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский Ледовое побоище);
– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Примерное тематическое планирование изучения учебного предмета

С 2012 - 2013 учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ вводится во всех 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Преподавание исторических и нравственных Основ религиозной культуры и светской этики осуществляется в 4 классе в течение всего года обучения 34 часа в год.

Организация учебно-воспитательного процесса

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении исторических Основ религиозной культуры и светской этики) является традиционный школьный урок. Для закрепления изучаемого материала проводится беседа (собеседование), которые являются основной формой проведения занятий.
Занятия по православной культуре рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников, прослушиванием лучших произведений русской духовной хоровой музыки. Рекомендуется также проведение уроков экскурсий.
При изучении Основ религиозной культуры и светской этики отметки не выставляются.

Перечень учебно-методического оснащения
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебник / А.В. Кураев. – М. : Просвещение, 2013. 95 с.
Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. Книга для учителя / Б.Х. Бгажноков, О.В. Воскресенский и др. - М. : Просвещение, 2011. – 240 с.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М. : Просвещение, 2011.
Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». - М. : Просвещение, 2011.
Список литературы
Детская Библия.
Бородина А. В. Основы православной культуры. М., 2003.
Вертунов А. П., Горохов В. А. Монастыри земли русской. М., 2009.
Горохов В. А. Из века в век звонят колокола. М., 2009.
Дементьев В. В. Монастыри и храмы России. От Москвы до Соловков. М., 2006.
Житие и чудеса святого Николая Чудотворца (Репринтное издание). М., 1999.
Житие старца Серафима (Репринтное издание). Саранск, 1995.
История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 1011 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. Н. Сахарова. М., 2008,
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. М., 1993.
Колесникова В. С. Русь православная. Праздники и обряды. М., 2005
Колесникова В. С. Православный храм. Символика и традиции. М., 2006
Митрополит Филарет (Дроздов) Пространный христианский катехизис. М., 2006.
Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М., 2004.
Водою и кровию и духом: Толкование на Евангелие от Иоанна (Репринтное изд.) Медон, 2001.
Прот. Ростислав Снигирев. Библейская археология. Учебное пособие для духовных школ. М., 2007.
Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза  Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 2002
Романенко Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М., 2002,
Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России. С древнейших времен до конца XVII века. М., 2009.
Священник Тимофей, Берсенева Т. А. Жизнь по совести: Пособие для учителей и учащихся. М., 2001.
Толковая Библия, или Комментарий на все книги Святого писания Ветхого и Нового Завета.  Институт перевода Библии, 1987.
Христианство. Энциклопедический словарь в 3 т. М., 1992.
Шведова И. Азбука православия для детей и взрослых / Под ред. Митрополита Питирима и члена-корреспондента Международной академии духовного единства народов мира. М., 2002.
Шевченко Л. Л. Православная культура. 5 год обучения. Книга 1. М., 2007.
Шевченко Л. Л. Православная культура. 6 год обучения. Книга 1. М., 2007.
Эриксон М. Христианское богословие. Библия для всех. СПб., 1999.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ:
http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/
Содержание учебного курса (34 часа)
Учебный модуль «Основы религиозной культуры и светской этики»
1. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
2. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
3. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Изучают основы духовной традиции православия.
4. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
5. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие добрая весть. Смысл Евангелия.
Дают определения основных понятий православной культуры.
6. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
7. Христос и Его Крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика Креста.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
8. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
9. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
10. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
11. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
12. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
13. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
14. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
15. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
16-17. Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
18. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
19. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
20. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
21. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
22. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
23. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)
24. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
25. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
26. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
27. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
28. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
29. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
31.Повторительно - обобщающий урок.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.
Готовят сообщение по выбранной теме.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
- игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения:
- Классно-урочные занятия.
- Групповая форма обучения.
- В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
- Экскурсии.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
- индивидуальный контроль (контроль учителем):
- устный опрос,
-домашняя работа (поисковая, творческая),
- самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).

Темы творческих работ и проектов.
«Как я понимаю православие?», «Как я понимаю ислам?» и др., «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
«Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
календарно – тематический план по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе

урока
Дата


Содержание (тема урока)
Средства наглядности.
Использование ИКТ
Примечание

1
сентябрь
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентации «РОССИЯ - НАША РОДИНА», «С чего начинается Родина», аудиопесня «С чего начинается Родина»

С. 4-5, вопросы пословицы о Родине


2
сентябрь
Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Фотографии и изображения храмов, портреты основателей религий, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви»
С. 6-7, вопросы


3
сентябрь
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Иллюстрации икон (Троица, Спас и
др.), церковная музыка Hallelujah
Г.Ф. Гендель. Ораторя Мессия
Ария короля Рене. Опера Иоланта.
П. Чайковский
Слава Богу за все
Чуют правду. Ария Сусанина. М. Глинка
С. 8-11, вопросы

4
сентябрь
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Молитва «Отче наш», «Отче наш. Кедров-отец», «Отче наш Д.Бортнянский»
С.12-15, вопросы, молитва

5
сентябрь
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие добрая весть. Смысл Евангелия.
Иллюстративный материал-фотография книги Священного Писания, фотография Храма Христа Спасителя

С. 16-19, вопросы, притчи из Библии

6
октябрь
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Символы веры, фотографии святых мест, репродукции картин:
1.Исцеление расслабленного.
Мирожский монастырь. 12 в.,
2.Исцеление слепого. Мирожский
монастырь. 12 в.,
3.Исцеление сухорукого. Монастырь Хора. 14 в,
аудио
Во Царствии Твоем
Сезар Франк - Оратория Заповеди Блаженств. Пролог
Слово мама дорогое. А. Широченко
С.20-23, вопросы

7
октябрь
Христос и Его Крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика Креста.
Изображение православного Креста,
Аудио: Кресту твоему
Кресту Твоему на греческом. Хор Ватопедского монастыря
Кресту Твоему на грузинском
Радуйся, Живоносный Кресте
С.24-27, вопросы

8
октябрь
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Видео: « Пасха. Пасхальные
обычаи» «Воскресение Иисуса Христа»,
Аудио: Пасхальный звон
Светлый праздник. С. Рахманинов тропарь Пасхи
Иллюстрации: «Александр Иванов. Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине. XIX в.», «Сошествие во ад (Воскресение Христово). Русская икона 14», «Ге «Вестники Воскресения
С.28-31, вопросы, рисунки, поделки

9
октябрь
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Аудио: Ария князя Игоря. Опера А. тБородина - Князь Игорь
Когда душа поет. М. Блантер
Литература: Круговая порука добра
Душа и тело храма
Книга жизни почти дочитана
С. 32-35, вопросы


10
ноябрь
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», Аудио: Кантата Александр Невский. Ледовое побоище. С. Прокофьев Петя и волк. С. Прокофьев
с. 36-39, вопросы

11
ноябрь
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Презентация «10 Заповедей», Аудио: Дорога добра, М.Минков, Ю.Энтин. Дорога добра
С. 40-41, вопросы

12
ноябрь
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Иллюстрация «Христос в образе нищего у ворот монастыря. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. XIV в.», Библиотека: Слово о неком игумене, которого искусил Христос в образе нищего видео
С. 42-45, вопросы, примеры из жизни


13
декабрь
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Репродукция картины В.Д.Поленова «Христос и грешница»

С. 46-47, вопросы

14
декабрь
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Видео: «Храм и его устройство. Часть 3», «Храм и его устройство. Часть 4» презентация «Храмы», иллюстрации соборов
С. 48-51, вопросы


15
декабрь
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Видео: «О святых иконах»
Библиотека : Образ Богоматери, Символика иконы, Символика цвета в иконе

С.52-55, вопросы

16-17
декабрь
Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
интернет-ресурсы для подготовки творческих работ
http://lib.pstgu.ru/icons/,
http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru,
http://azbyka.ru/tserkov/
подготовка проектов

18
Январь
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
географическая карта, мультимедиа проектор, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси»
С. 58-61, вопросы

19
Январь
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
мультимедиа проектор, Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
С. 62-63, вопросы, пример подвига

20
Январь
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
мультимедиа проектор Эл. пособие, Евангелие, Библия
С.64-67, вопросы

21
Февраль
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
мультимедиа проектор иллюстрации: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе
С.68-69, вопросы

22
Февраль
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Эл. пособие, иллюстрации Владимирская Богоматерь, Владимирская Богоматерь. Фрагмент
С.70-71, вопросы


23
Февраль
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
«Страшный суд. Византийская икона 12 в»., «Торчелло»

С.72-75, вопросы


24
Февраль
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Эл. пособие, иллюстрации: «Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 14951497», «Гюстав Доре. Тайная вечеря»
С.76-79, вопросы


25
Март
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Эл. пособие, иллюстрации «Успенский собор», «Колокольня», презентация «Монастыри»

С.80-83, вопросы


26
Март
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Эл. пособие, иллюстрации: «Св. Герасим и лев. Русская икона. XVII-XVIII в.» , «Сотворение рыб, пресмыкающихся и птиц. Мозаика собора в Монреале. XII в.»
С.84-85, вопросы

27
Март
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Эл. пособие, иллюстрации: «Павел Федотов. Сватовство майора. Государственная Третьяковская Галерея», «Адам впервые видит Еву. Мозаики собора в Монреале. XII в.»
С.86-87, вопросы

28
Апрель
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Эл. пособие, иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт-Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт-Петрбург», видео «Герои войны», «Битва за Москву»

С.88-91, вопросы, Куликовская битва

29
Апрель
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Эл. пособие, иллюстрация: «Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. XVI в.»

С.92-93, вопросы


30
Апрель
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация
С. 94-95, вопросы, примеры из жизни

31
Апрель
Повторительно-обобщающий урок.
интернет-ресурсы для подготовки творческих работ
http://lib.pstgu.ru/icons/,
http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru,
http://azbyka.ru/tserkov/
Подготовить творческую работу по выбранной теме

32-34
Май
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.












13PAGE 15


13PAGE 141915




15