Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 11 класс (в рамках платных образовательных услуг)
Управление образования администрации города Магнитогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»города Магнитогорска ИНН/КПП: 7446031440/744601001
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,
тел.: 26-05-48 e-mail: sch6mgn@mail.ru
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждено»
На заседании МО
Зам. директора по УВР
Директор МОУ СОШ № 6
Руководитель МО /Осечкина О.А./
/Михина Н.Н./
/Якименко М.Н./
« » 2016 г.
« » 2016 г.
« » 2016 г.
Рабочая программа курса
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
11 класс
(в рамках платных образовательных услуг)
2016-2017 учебный год
Составитель программы:
Егорова Любовь Александровна,
учитель русского языка и литературы
2. Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
Федеральный компонент государственного стандарта основного (общего) образования по русскому языку, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области « О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31. 07. 2009 г. №103/3404.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год».
Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов «Русское правописание: орфография и пунктуация» / Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы [авт. – сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2009.
Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ №6 г. Магнитогорска, реализующих федеральный компонент государственного образовательного стандарта
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая рабочая программа «Русское правописание: орфография и пунктуация» 11 класс (в рамках платных образовательных услуг)
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и составлена на основе Авторской программы элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10 - 11 классов С.И. Львовой.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография 10-й класс, пунктуация 11-й класс. Такой подход предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации совершенствование орфографических умений.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Цели и задачи
Учебный курс в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Изучение курса позволяет формировать у учащихся умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Изучая данный курс, мы преследуем и сопутствующие цели:
Углубить теорию школьного курса русского языка
Повысить интерес учащихся к русскому языку.
Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся
Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Компетенции
Компетентности, формирующиеся по предмету на уроке
Компетентности, формирующиеся на занятиях ПОУ
Коммуникативные компетенции - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Коммуникативные компетенции – совершенствование коммуникативных способностей, готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
Расширение знаний о языке, лингвистической литературе, обогащение словарного запаса, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
Культуроведческая компетенция – обогащение речевой культуры учащихся, расширение знаний о правилах использования языка в разных ситуациях общения, нормах речевого этикета, осознание эстетической ценности родного языка;
Содержание учебного курса
Речевой этикет в письменном общении
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)-
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Пунктуация
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации:
1) знаки препинания в конце предложения;
2) знаки препинания внутри простого предложения;
3) знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания при передаче чужой речи;
5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания внутри простого предложения
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Текст
Учебно-методический комплекс
Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов «Правописание: орфография и пунктуация» / Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы [авт. – сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2009.
класс
учебник
пособие для учителя
рабочая тетрадь
(пособие для ученика)
КИМы
ЭОР
11
Розенталь Д.Э. русский язык: сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2000
Русский язык. Орфография. Пунктуация/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб -14-е изд., перераб.-М.: Айрис – пресс, 2010
Современный русский язык: словарь-справочник: пособие для учителя/ Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант, Е.В. Клобуков; под редакцией П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2005
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Г.Т. Егораева, С.Ю. Иванова, В.И. Белякова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2006
ЕГЭ 2012. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых задании. ЕГЭ/ Г.Т. Егораева - М.: Издательство «Экзамен», 2012
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Материалы, учебно-тренировочные упражнения, создание сочинения – рассуждения, аргументация личной позиции/ В.Н.Александров, О.И.Александрова - Пермь. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2010
Дополнительная литература и средства обучения
дополнительная литература
Интернет-ресурсы
ЭОРы
1.Пасичник И.В.Учебное пособие ЕГЭ-2013. Русский язык. Эффективная методика./ И.В. Пасичник.- Березники. ООО «Изд. дом «Типография купца Тарасова», 2013.
2. Русский язык. Всё для ЕГЭ 2014. Книга 1 и 2/ Л.И.Мальцева, Н.М.Смеречинская.- Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2014.
3.Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
4.ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - образовательный сервер «Школы в Интернет»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Навигатор. Грамота.ру [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Новый словарь русского язык [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русский язык и культура речи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Толковый словарь русского языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Основные правила грамматики русского языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Толковый словарь В.И. Даля [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русские словари. Служба русского языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Словарь-справочник русского языка[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Репетитор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тесты по русскому языку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дистанционная поддержка учителей-словесников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Культура письменной речи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русское слово [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Полный курс русского языка. Репетитор-тренажер. Медиа Хаус
Русский язык. Репетитор-тренажер
Фраза. Программа-тренажёр по русскому языку;
1С. Русский язык. Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей;
Репетитор Диктант. Компьютерный тренажёр по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов.
Информация о внесенных изменениях в примерную и авторскую программу и их обоснование
класс
название темы
Примерная программа
Авторская программа
Рабочая программа
обоснование
11
Изменений нет
Информация о количестве учебных часов
Всего часов – 34 часа, 1 час в неделю
Контроль - 3 часа (тестовые работы)
3. Тематический план
№ раздела
Содержание раздела
Кол-во часов
Контроль
1
Речевой этикет в письменном общении
2
2
Пунктуация
28
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
3
Знаки препинания в конце предложения
1
Знаки препинания внутри простого предложения
15
2
Знаки препинания между частями сложного предложения
7
1
Знаки препинания при передаче чужой речи
2
3
Текст
3
4
Итоговое занятие
1
Всего
34
3
4. Календарно-тематическое планирование
№
Урока п/п
Дата
проведения
Содержание урока
Кол-во
Коррекция
1
Речевая ситуация и употребление этикетных форм. Речевой этикет в частной и деловой переписке
1
2
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях
1
3
Некоторые сведения из истории русской пунктуации
1
4
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный
1
5
Функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации
1
6
Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения
1
7
Интонационные особенности предложений с тире в простом предложении
1
8
Работа с корректором: уместность тире в простом предложении
1
9-10
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами
1
11
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах
1
12
Различение однородных и неоднородных определений на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его контекста
1
13
Интонационные особенности предложений с обособленными членами
1
14
Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция
1
15
Грамматико - пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов
1
16
Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именами существительными в косвенном падеже
1
17
Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения
1
18
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами
1
19
Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения
1
20
Речевые формулы обращений. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями
1
21
Практикум: Найди и исправь пунктуационную ошибку в простом предложении
1
22-23
Грамматические и пунктуационные особенности союзных сложных предложений
1
24-25
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении
1
26
Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции
1
27
Грамматико-интонационный анализ предложений при сочетании союзов. Случаи сочетания знаков препинания
1
28
Практикум: Найди и исправь пунктуационную ошибку в сложном предложении
1
29
Чужая речь и способы ее передачи. Несобственно-прямая речь
1
30
Структура «чужой речи» в деловом документе
1
31
Связный текст как совокупность объединенных предложений
1
32
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста
1
33
Абзац как пунктуационный знак
1
34
Итоговое занятие.
1
5. Лист коррекции выполнения тематического планирования
уроки, которые требуют коррекции
уроки, содержащие коррекцию
дата
№ урока по
планированию
тема урока
причина коррекции
дата
форма коррекции: - объединение по темам (указать какой № урока);
-домашнее изучение, к\р, и др.
утверждение зам. директора по УВР
6. Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
7. Приложения
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415