Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Повторение темы «Лексика» на примере рекламных слоганов»
Е.М. Сокол,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 г. Канска
Конспект урока русского языка в 11 классе
Тема урока: Повторение темы «Лексика» на примере рекламных слоганов.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Форма проведения урока: творческая лаборатория.
Цели урока:
образовательная: повторение знаний учащихся по теме «Лексика», выяснение цели использования лексических средств выразительности на примере текста рекламы;
развивающая: развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
воспитательная: воспитание этики парной, групповой работы, чувства ответственности за выполнение задания.
План урока
Поставленная задача для каждого этапа урока Этапы урока Ход занятия Формы работы Методы работы
Обеспечить благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. Подвести учащихся к формулированию темы урока. Обеспечить мотивацию к учению. 1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Попробуем на час превратить класс в научную лабораторию с тем, чтобы повторить все, что вы изучали ранее в разделе «Лексика», а также применить полученные знания на практике. Мы должны будем выяснить, с какой целью используются лексические средства выразительности в рекламе. Проведенное исследование поможет вам составить рекламный ролик с использованием данных средств.
Фронтальная Создать условия для высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность. Развивать логические операции (задание подобрано так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). 2. Актуализация знаний учащихся.
Определение темы занятия, постановка цели.
- Сегодня мы занимаемся повторением темы «Лексика». Что вы помните из изученного ранее по этой теме? Словарь лексических средств выразительности поможет вам в этом.
Пользуясь словарями, заполните таблицу: (таблица представлена в приложении 1)
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, а затем проверяют написанное (слайд 2).
Индивидуальная Частично - поисковый
Формировать познавательную активность, воспитывать чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизировать учебную деятельность, создавать комфортные условия для развития коммуникативных умений. 3. Повторение изученного материала.
- Что изучает лексика?
- Возможно ли, например, выявить особенности лексики публицистического стиля или составить словарь отдельного произведения?
- Предлагаю на время урока превратить класс в научную лабораторию. Возьмём за объект нашего исследования какой-нибудь текст и сделаем его язык предметом нашего исследования. Итак, мы становимся сотрудниками научной лаборатории. В течение урока работаем (в группах по четыре человека) на специальных листах:
(лист представлен в приложении 2)
- Определите объект нашего исследования по трём признакам (слайд 3):
1. образован от латинского слова «Reklamare» – громко возражать, шумно протестовать, громко выкрикивать, призывать.
2. его цели:
воздействовать на нас, внушать определённые идеи и мнения,
побуждать к приобретению товара или получению услуги.
3. постоянно прерывает любимые сериалы и программы на самом интересном месте.
- Что это?
Учащиеся делают вывод, что объект исследования – это текст рекламы.
- Опираясь на этимологию слова, скажите, выполняет ли реклама свои функции? Какой она должна быть? (Шумной, кричащей)
Реклама – это не напевная песня, а гортанный крик глашатая.
- А теперь определим предмет исследования.
- Что мы будем искать в этих текстах? Как это соотносится с темой урока?
Учащиеся делают вывод, что предмет исследования – это лексические средства выразительности, используемые в рекламе.
- Какую цель поставим перед собой? (выяснить, с какой целью они используются)
- Как полученные знания могут пригодиться в нашей жизни? (сможем противостоять плохой рекламе, справиться с выполнением творческой части ЕГЭ, сможем сами создать качественный текст рекламы)
Любой текст, в том числе и рекламы, должен привлечь к себе внимание:
- заинтересовать;
- побудить к действию.
- Каким образом можно привлечь к себе внимание? (обратиться к собеседнику)
- Из казённого языка в рекламу пришла манера начинать текст с фраз: «Уважаемые клиенты», «Дорогие товарищи». Подскажите, как называются такие штампы, пришедшие из официально-делового стиля?
(Канцеляризмы)
- Удачно ли их использование? Чтобы разобраться, рассмотрим такую ситуацию: если я скажу: «Ребята, перестаньте шуметь», или конкретизирую: «Таня, Дима, Серёжа, перестаньте шуметь», - то в каком случае обращение быстрее достигнет своей цели? (Во втором случае)
- То есть, должна быть адресная направленность. Молодёжную аудиторию привлекает даже не обращение, а прямой призыв к действию. Вспомните рекламные тексты, адресованные молодёжи: «Сникерсни! Не тормози!», «Стиморол Асе - отрывАсе!»
- Рассмотрим два слогана:
(слайд 4) Слоган (англ.) – рекламный лозунг, короткая, запоминающаяся фраза.
- Определим, какие лексические средства выразительности использовались при их создании.
Можно ли в толковом словаре найти слово «Сникерсни»? (Нет, это слово придумали создатели рекламы).
- Что оно означает в вашем понимании? (Перекуси шоколадным батончиком).
- Как называются такие индивидуально-авторские слова? (окказионализмами).
- Что означает «не тормози»? Если его рассматривать в прямом значении «перекусывай на ходу», то в этом случае это прямой призыв к язве желудка. Если его рассмотреть как выражение, активно употребляющееся в молодёжном сленге, то оно переводится как «будь впереди всех».
В этом случае его можно отнести к жаргонизмам.
- Какой приём используется во втором слогане? (Слоган построен на каламбуре)
- Почему в этих рекламах используются жаргонизмы? (Он предназначен для молодёжи, поэтому должна использоваться лексика, употребляемая этой аудиторией).
Групповая
Фронтальная Проблемного изложения
Реализовать принцип деятельностного подхода в обучении.
4. Лабораторная работа
- Уважаемые сотрудники, проведём лабораторную работу. В ходе этой работы вам нужно определить цель использования лексических средств выразительности в данных рекламах. Работу выполняем самостоятельно (в сотрудничестве с соседом) на специальных листах.
(В ходе лабораторной работы учащиеся заменяют лексические средства выразительности синонимами и приводят примеры получившихся реклам без этих средств: «Съешь шоколадный батончик, не отрываясь от работы», «Жевательная резинка – можно весело провести время» и др.
В результате сравнений с исходными текстами делаем вывод, что без использования лексических средств выразительности слоганы получаются не такими яркими и выразительными)- С какой целью используются лексические средства выразительности в данных текстах реклам? (Привлечь к себе внимание, сделать текст ярким, выразительным).
- Назовите самые удачные, по вашему мнению, слоганы.
(Ребята приводят примеры: «Жизнь — хорошая штука, как ни крути» (соки и нектары Rich); «Все правильно сделал!» (Рос - госстрах); «Заряжай мозги!» (Nuts); «Управляй мечтой!» (Toyota); «Люди говорят» и «Дружите городами» (МТС); «Надо чаще встречаться» (пиво «Золотая бочка»); «Ваши ноги будут вам благодарны» и «Когда нигде не жмет» (производитель обуви Ralf Ringer); «Свободные люди великой страны» («МегаФон»); «Мы не продаем сухарики «Бомбастер» лицам старше 12 лет» (производитель снеков «Сибирский берег»); «Невозможное возможно!» (Adidas); «Ты — лучше!» (МТС).
Эмоционально-образный слоган Mercedes-Benz - «Совершенная форма. Роскошное содержание» звучит хорошо за счёт синтаксического параллелизма. А вот нормативное утверждение «Вот какой должна быть роскошная машина» компании Lincoln не столь удачно. Распространённое в слоганах слово «мечта» и его производные тоже можно употребить по-разному. Если сравнить «Управляй мечтой» (Toyota) и «Не мечтай о нём, води его» (Jaguar), то второй вариант неуклюж и безлик.
Парная Исследовательский
Обеспечить прочное усвоение учебного материала через групповую и самостоятельную работу. 5. Обобщение изученного.
Чтобы подвести исследование к общему выводу, группе учащихся даётся задание создать текст рекламы о школе. Создайте текст рекламы о школе.
- К кому вы обратитесь?
- В какой форме это сделаете?
- Что в нашей школе может привлечь новых учеников?
- Какие проблемы школа может решить?
- Какие лексические средства вы использовали при создании рекламы?
Остальные учащиеся продолжают совместную работу с учителем.
- Представьте на минуту, что Государственная Дума приняла закон, запрещающий рекламу в СМИ. Что тогда произойдёт? Ваши версии. Запишите в тетради ответ на вопрос. (Мнения ребят, как и предполагалось, разделяются на два лагеря. Одни считают, что реклама только мешает, прерывая фильмы, другие говорят о том, что без рекламы не всегда можно будет узнать о нужной тебе информации). - Как вы думаете, почему фильмы прерываются рекламными вставками, а газеты и журналы испещрены рекламными объявлениями? Зачем это нужно издательствам и каналам? (На эти деньги они живут)
Например, американское телевидение полностью существует за счёт доходов от рекламы. Если рекламу запретят, деньги будут поступать от государства, то о чём тогда будут говорить СМИ? Укусит собака своего хозяина, дающего ей пищу и кров, даже если хозяин с другими собаками обращается жестоко и несправедливо? Так и в реальной жизни будут произноситься хвалебные речи в адрес властей и правильной политики государства. Тогда, может быть, нужно говорить не о том, существовать рекламе или нет, а разобраться с её качеством, социальной полезностью? И у вас есть прекрасная возможность сделать это. Профессия копирайтера (создателя рекламы) в наше время востребована, пользуется спросом.
Заслушиваем образец качественной рекламы, созданной вашими одноклассниками:
(Вам нужны прочные знания?У вас нет классных учителей?
Двери нашей школы всегда открыты для вас!).- Какие средства выразительности вы использовали при создании рекламы? (Опирались на многозначность, использовали слова в прямом и переносном значении).
Групповая, индивидуальная Проблемного изложения
6. Итоги урока
- А теперь, уважаемые коллеги, какой вывод мы сделаем из нашего исследования? С какой целью используются в текстах лексические средства выразительности? (С целью привлечения внимания к написанному, для создания яркого, выразительного образа, для внушения каких-то идей).
Фронтально - коллективная 7. Домашнее задание
- Создать рекламный ролик, используя лексические средства выразительности и определяя их роль.
(по группам)
Проанализировать осознание качества и уровня усвоения материала раздела «Лексика» 8. Рефлексия
- Итак, рабочий день в нашей лаборатории подходит к концу. Как вы считаете, помогло ли вам знание лексических средств выразительности при составлении текста для рекламного ролика?
- А где еще вам могут пригодиться эти знания? (при подготовке к ЕГЭ, при устройстве на работу для написания резюме, при выборе профессии и т.д.)
- Следовательно, изучать лексику необходимо, чтобы использовать в дальнейшем полученные знания.
Приложение 1
Смысловые единицы речи Стилистически окрашенная лексика Лексика ограниченного употребления Лексические образные средства речи
Многозначные слова
Антонимы
Окказионализмы
Омонимы
Паронимы
Синонимы
Каламбур Разговорная
Просторечная
Газетно-публицистическая
Канцеляризмы
Термины Жаргонизмы
Профессионализмы
Архаизмы
Историзмы
Неологизмы
Иноязычные слова Эпитет
Сравнение
Метафора
Аллегория
Перифраз
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Литота
Гипербола
Олицетворение
Ирония
Приложение 2.
Повторение темы «Лексика»
Объект исследования: __________________________________________________________________
Предмет исследования:_________________________________________________________________
Цель исследования:____________________________________________________________________
Общий вывод:________________________________________________________________________
Лабораторная работа
Дано________________________________________________________________________________
Найти: цель использования лексических средств.
Условие: заменить лексические средства синонимами
________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Решение:_____________________________________________________________________________
Ответ:________________________________________________________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________________