ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ) Программа элективного курса углубленный уровень


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
(НА МАТЕРИАЛЕ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ)
Программа элективного курса
углубленный уровень
Составитель:
Беккель Е.Н.
Краснотурьинск, 2015
Пояснительная записка
Актуальность: В настоящее время, наиболее эффективным педагогическим способом реализации требований ФГОС по предметным, метапредметным и личностным результатам является проектная деятельность. Важнейшим признаком проектного метода, отражающим его сущность, является самостоятельность деятельности учащихся. Умения, которые формируются в процессе проектной деятельности учащихся затрагивают познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностный блоки универсальных учебных действий. Именно поэтому организационной формой элективного курса для обучающихся «Российские немцы в Краснотурьинске» будет выступать ученический проект.
В процессе работы над проектом перед обучающимися создаются такие ситуации, когда они сами способны овладеть понятиями и подходами к решению тех или иных проблем. Именно такая форма организации образовательного процесса способствует развитию учебно-исследовательской компетенции обучающихся, которая является обязательным требованием образовательной программы.
Исследовательская и проектная деятельность предполагает наличие основных этапов, которые обучающиеся проходят постепенно, начиная с первого занятия элективного курса: определение темы, постановка проблемы, определение целей и задач исследования, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор и анализ исторических источников, обобщение материала, собственные выводы и презентация своей деятельности.
Овладеть исследовательской и проектной деятельностью обучающийся сможет, опираясь на материал, посвященный истории появления, становления и развития этнической группы российские немцы в Краснотурьинске.В Краснотурьинск, в результате трудовой мобилизации прибыло свыше шести тысяч российских немцев. В городе были созданы спецотряды, которые внесли большой вклад в экономическое и культурное развитие города. Несмотря на все гонения и лишения значительная часть российских немцев, до сих пор проживает на территории Краснотурьинска и ведет активную общественную жизнь.
Данная тема не изучается в основном курсе истории ни в средней ни в старшей школе. Однако изучение данного материала крайне важно, поскольку история российских немцев, с ее героическими и трагическими страницами неотделима от истории страны, а главное, нашего города.
Элективный курс рассчитан на 20 часов.
Реализация указанных цели и задач будет осуществляться в следующих методах и формах организации занятий:
Метод проектов;
Исследовательский метод;
Коммуникативные методы;
Групповые формы работы;
Урок-семинар, урок-практикум, урок - лекция.
Тематическое планирование

Количество часов Тема занятия
1 2 Российские немцы как объект исторического исследования
2 1 Ученический проект: «Российские немцы в Краснотурьинске»
3 1 Ученическое исследование – содержание проектной деятельности
4 1 Исторические источники и их виды
5 1 Законодательные и нормативно-правовые акты как исторический источник
6 1 Периодическая печать как исторический источник
7 2 Источники личного происхождения
8 2 Визуальные исторические источники
9 2 Электронные ресурсы в ученическом исследовании
10 1 Музейный урок-практикум
11 1 Результаты исследовательской деятельности
12 1 Ученический проект «Депортация и трудовая мобилизация российских немцев»
13 1 Ученический проект «Условия жизни и быта российских немцев в Багословлаге»
14 1 Ученический проект «Современная активность российских немцев в Краснотурьинске»
15 2 Российские немцы в Краснотурьинске
Создание экспозиции по теме исследования в музее образовательного учреждения
Содержание:
Российские немцы как объект исторического исследования. (2 часа) Появление этнической группы российские немцы. Депортация. Трудовая мобилизация. Богословлаг. Спецпоселение. Реабилитация. Общественная активность российских немцев.
Ученический проект: «Российские немцы в Краснотурьинске». (1 час) Ученический проект: особенности, этапы, структура, требования. Этапы подготовки проекта. Аспекты проекта: «Депортация и трудовая мобилизация российских немцев», «условия жизни и быта российских немцев в Богословлаге», «современная активность российских немцев в Краснотурьинске».
Ученическое исследование – содержание проектной деятельности. (1 час) Историческое и ученическое исследование. Паспорт проекта. Этапы работы над ученическим проектом. Проблема, цель, задачи исследования. Методы исследовательской деятельности.
Исторические источники и их виды. (1 час) Исторический источник: типы, виды, особенности.
Законодательные и нормативно-правовые акты как исторический источник. (1 час) Особенности законодательных и нормативно-правовых актов как исторического источника. Алгоритм работы с правовым актом. Анализ правовых актов по проблеме исследования. Подготовка текста (части проекта) по исследовательской проблеме.
Периодическая печать как исторический источник. (1 час) Особенности периодической печати как исторического источника. Алгоритм работы с периодической печатью. Анализ периодической печати по проблеме исследования. Подготовка текста (части проекта) по исследовательской проблеме.
Источники личного происхождения. (2 часа) Особенности источников личного происхождения: воспоминания, эпистолярии, дневники. Алгоритм работы с источниками личного происхождения. Анализ источников личного происхождения по проблеме исследования. Подготовка текста (части проекта) по исследовательской проблеме.
Визуальные исторические источники. (2 часа) Особенности визуальных исторических источников: фотодокументы, карты, картины. Алгоритм работы с визуальным историческим источником. Анализ визуальных исторических источников по проблеме исследования. Подготовка текста (части проекта) по исследовательской проблеме.
Возможности электронных ресурсов в ученическом исследовании. (2 часа). Особенности электронных ресурсов как источника для поиска информации. Электронный сайт RusDeutch.ru, и других электронных адресов, их анализ по проблеме исследования. Подготовка текста (части проекта) по исследовательской проблеме.
Закрепление и обобщение материала по работе с историческими источниками. Музейный урок-практикум. (1час). Знакомство с требованиями к оформлению музейных экспозиций. Практическая работа с музейными экспонатами.
Результаты исследовательской деятельности (1 час) Презентация результатов исследования: этапы, структура. Ученики объединяются в группы и собирают материал воедино, определяют план защиты проекта, распределяют между собой роли в защите проекта, определяют сильные и слабые стороны проекта.
Ученический проект: «Депортация и трудовая мобилизация российских немцев». (1 час) Презентация своего проекта первой группой. Оценивание работы группы и результата их деятельности другими группами по направлениям доброжелатели и критики. Подведение итогов.
Ученический проект: «Условия жизни и быта российских немцев в Богословлаге». (1 час) Презентация своего проекта первой группой. Оценивание работы группы и результата их деятельности другими группами по направлениям доброжелатели и критики. Подведение итогов.
Ученический проект: «Современная активность российских немцев в Краснотурьинске». (1 час) Презентация своего проекта первой группой. Оценивание работы группы и результата их деятельности другими группами по направлениям доброжелатели и критики. Подведение итогов.
Российские немцы в Краснотурьинске. (2 часа) Особенности Краснотурьинских российских немцев. Роль российских немцев в развитии города. Создание экспозиции по теме исследования в музее образовательного учреждения.
К ученическому проекту предъявляются следующие требования.
Критерии к содержанию итогового проекта:
Постановка проблемы, определение цели и задачи проектной работы;
Подбор и использование разных источников информации;
Представление и презентация проекта;
Грамотное, с соблюдением авторского права, оформление цитат и ссылок, списка источников и литературы.
Критерии к оформлению проекта:
Соответствие формата и содержания исследовательскому виду;
Эстетическое оформление конечного продукта проектной деятельности;
Удобство демонстрации результатов проекта с целью их дальнейшего использования;
Наличие паспорта проекта, содержащего основные этапы работы над ним и рефлексивные итоги по проектной деятельности.
Требования к презентации проекта:
Логичность и содержательность устного комментирования ключевых идей и особенностей проекта;
Четкость и содержательность ответов на вопросы экспертов;
Толерантное отношение к вопросам и оценочным суждениям по поводу проекта.
Критерии к вопросам экспертов на защите проекта:
Соответствие вопросов идее и содержанию данного проекта;
Корректность в формулировании вопросов;
Проблемный характер вопросов, их направленность на стремление понять данный проект, объективно оценить и дать конструктивную критику.
Список литературы для педагога:
Абдулаева Н. А. Использование вещественных и изобразительных источников на уроках истории] / Н. А. Абдулаева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. − № 3. – С. 57−59.
Батурина И. П. Элективные курсы по обществоведческим дисциплинам: опыт планирования и организации [текст] / И. П. Батурина // Профильная школа. – 2004. − № 4. − С. 45−46.
Лернер Н. С. Роль элективных курсов в профильном обучении [текст] / Н. С. Лернер // Профильная школа. – 2004. − № 3. − 12−17.
Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н. Элективные курсы образовательной области «обществознание» [текст] / К. Г. Митрофанов, К. Н. Поливанова // Профильная школа. – 2004. − № 5. – С. 36−38.
Чистякова С. Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения [текст] / С. Н. Чистякова // Профильная школа. – 2004. − № 5. – С. 5−10.
Список источников для учащегося:
Белоусова Л. О благородном докторе Рунге, интеллигенте и личности [текст] / Л. Белоусова // Тагильский рабочий. – 1992. − № 12. − С. 4.
Браун И. И. Из воспоминаний [текст] / И. И. Браун // Книга памяти. – Екатеринбург : УИФ «Наука», 1994. – С. 254–257.
Броцман Б. Д. Из воспоминаний [текст] / Б. Д. Броцман // Книга памяти. – Екатеринбург : УИФ «Наука», 1994. – С. 262–274.
Вайс И. А. Молодежный клуб [текст] : ближайшие перспективы – создание бизнес-инкубатора / И. А. Вайс // TagilZeitung. – 1998. − № 2. − С. 4.
Вайс И. А. Создан немецкий молодежный клуб [текст] / И. А. Вайс // TagilZeitung. – 1998. − № 1. − С. 4.
Великая Отечественная: цена Победы. [работы школьников г.Краснотурьинска в рамках ист.конкурса о-ва "Мемориал" "Человек в истории. Россия 20 век"] // Алюминщик. Краснотурьинск, 2005 8 апр.(№15). -С.10: фот.
Деклорация Верховного Совета Союза ССР от 14 ноября 1989 г. [текст] // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1989. − № 23. − С. 449.
Дель В. Г. День скорби – 28 августа [текст] : самый черный день в истории российских немцев / В. Г. Дель // TagilZeitung. – 1998. − № 1. − С. 1.
Дель В. Г. Обращение к президенту РФ В. В. Путину и губернатору Свердловской области Э. Э. Росселю [текст] / В. Г. Дель // TagilZeitung. – 2000. − № 10. − С. 1.
Детский немецкий лагерь «jugendtreffen» − 98 [текст] // TagilZeitung. – 1998. − № 1. − С. 6.
Дистергефт М. В. В те годы [Графическая серия] / М. В. Дистергефт. − М. : Готика, 2000. Ил. 43.
Дистергефт Э. П., Рубинштейн С. И. Вольдемар Генрихович Вольф [текст] / Э. П. Дистергефт, С. И. Рубинштейн // Книга памяти. – Екатеринбург : УИФ «Наука», 1994. – С. 280−286.
Заявление Президента России Б. Н. Ельцина на встрече с жителями совхоза «Осиновский» Саратовской области 8 января 1992 г. [текст] // История российских немцев в документах. – М. : Российский экономический журнал, 1994. Т. 2. − С.401–402.
Злобина И.В.,// Архивная служба Урала: история и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 19 сентября 2014г..-Екатерибург,2014.-С127-136.
Из Основных направлений программы Федеральной национально-культурной автономии «Российские немцы» на 1998-2000 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusdeutsch.ru/?hist=1&hmenu01=63&hmenu0=10 – Загл. с экрана.
Инструкция по проведению переселения немцев проживающих в АССР немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областях [текст] // Бердинский В. А. Спецпереселенцы: политическая ссылка народов советской России. – М. : Новое литературное обозрение, 2005. − С. 313.
Карпинская М., И небеса скорбели вместе с нами...[ митинг у памятного креста трудармейцам в районе городской плотины, г. Краснотурьинск] // Заря Урала. -Краснотурьинск, 2013. -31авг..-С.3: фот.
Кириллов В.М., Богословский исправительно-трудовой лагерь и строительство алюминиевого завода // Ученые записки НТГСПА. Общественные науки/ Отв.ред.Е.Г. Неклюдов.2007.С106-112.
Кириллов В.М., Память о трудормейцах в контексте информационного пространства российских немцев.[ преимущественно нп примере работы с архивами Тагиллага и Богословлага] // Немцы новой России: проблемы и перспективы развития. Материалы 2-й международной научно-практической конференции, Москва, 7-9 декабря 2009г..-Москва, 2010. -С. 162-170.
Колесова Л., Человек-легенда. наш юбиляр. [чествование председателя общества немецкой культуры "Возрождение" Ивана Филипповича Вайса в Краснотурьинском краеведческом музее]// Заря Урал. - Краснотурьинск, 2014.- 18 февр.. - С. 4: фот.
Кроневальд И. И. Незаживающая рана [текст] / И. И. Кроневальд // Книга памяти. – Екатеринбург : УИФ «Наука», 1994. – С. 249–254.
Крылова Е., Пролетели сто лет, и надо жить дальше.[ столетний юбилей Ивана Ивановича Крейдера. г. Краснотурьинск] // Заря Урала. - Краснотурьинск, 2010. -16 сент..-С.10: фот
Лингвистический лагерь «Юность» [текст] // TagilZeitung. – 2000. − № 9. − С. 4.
Миночкина О., Уроки истории для Марии.[о трудормейце А.Ф. Лаурэре, участнике войны с Японией Амире АхкамовичеГильмутдинове и военном летчике Н.П. Чебаткове (Краснотурьинск)] // Алюминщик. Краснотурьинск, 2005 10 июня № 24 С.11: фот.
Немецкий лингвистический лагерь в «Аисте» [текст] // TagilZeitung. – 1998. − № 1. − С. 6.
Немецкий молодежный театр [текст] // TagilZeitung. – 1998. − № 1. − С. 5.
О реабилитации российских немцев [текст] // NeuesLeben. – 2005. − № 6. − С. 1.
Положение о Государственной комиссии по проблемам советских немцев [текст] // История российских немцев в документах. − М. : Российский экономический журнал, 1993. Т. 1. − С. 322−324.
Постановление Кабинета Министров РСФСР от 15 октября 1991 г. № 546 [текст] // История российских немцев в документах. − М. Российский экономический журнал, 1993. Т. 1. – С. 394.
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 г. N 142 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/08/10/nemcy-site-dok.html – Загл. с экрана.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 26 августа 1941 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wolgadeutsche.net/history/verordnung_26_08_1941.htm. – Загл. с экрана.
Постановление СНК СССР № 34-14с от 8 января 1945 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1022605 – Загл. с экрана.
Постановление СНК СССР № 35 то 8 января 1945 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.memorial.krsk.ru/DOKUMENT/USSR/450108.htm – Загл. с экрана.
Постановление № ГКО-698 сс от 21 сентября 1941 г. [текст] // TagilZeitung. – 1998. − № 1. − С. 2.
Приказ НКВД СССР от 27 августа 1941 г [текст] // Бердинский В. А. Спецпереселенцы: политическая ссылка народов советской России. – М. : Новое литературное обозрение, 2005. – С. 312.
Рикерт Ф. Рикерт [текст] / Ф. Рикерт // Немцы России. Энциклопедия. − М. : «ЭРН», 2004. Т. 2. − С. 302.
Телеграмма И. В. Сталину и С. М. Буденному от 3 августа 1941 г. [текст] // Бердинский В. А. Спецпереселенцы: политическая ссылка народов советской России. – М. : Новое литературное обозрение, 2005. − С. 316.
Трофимова И.Б., Слеза, застывшая на маминой щеке. [статья уроженки Краснотурьинска о матери, Зинаиде Степановне Тищуковой , репрессир. в Богословлаг в 1938г.] // Карпинский рабочий. Карпинск, 2011. -27 окт. № 85.-С.4: фот.
Указ Президиума верховного совета СССР от 28 августа 1941 г. [текст] // История российских немцев в документах. − М., 1993. − С. 178 – 179.
Указ Президиума Верховного совета СССР от 26 ноября 1948 г. [Электронный ресурс]–Режим доступа: http://www.rusdeutsch.ru/?hist=1&hmenu0=8&hmenu01=80&hmenu02=261 – Загл. с экрана.
Указ Президиума Верховного совета СССР от 13 декабря 1955 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusdeutsch.ru/?hist=1&hmenu0=8&hmenu01=80&hmenu02=263 – Загл. с экрана.
Федеральный Закон Российской Федерации о национально-культурной автономии [текст] // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. − № 25. − С. 2965.