Статья Современные подходы к преподаванию филологических дисциплин
Современные подходы к преподаванию филологических дисциплин
(из опыта работы МБОУ СОШ №86 г.Казани)
Л.Н.Кукушкина
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №86
с углублённым изучением отдельных предметов», г. Казань
Выпускник школы, для того чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной школьной подготовкой, ключевым компонентом которой может быть гуманитарный. Это предполагает, что он четко представляет свои жизненные цели, правильно оценивает свои возможности, имеет положительные ценностные ориентации, владеет обширной базой общественных знаний, в совершенстве владеет своим родным языком и может активно использовать в своей деятельности иностранный язык. Владение языками как инструментами деятельности является одним из важнейших условий, которые позволят выпускнику школы быть успешным практически в любой сфере социально-экономической и культурной жизни общества. Это определяет необходимость развития филологического образования в школе как системообразующего, которое позволит обеспечить:
- повышение речевой культуры учащихся при многофункциональномиспользовании ими родного языка как основного средства коммуникации и базы для изучения иностранных языков;
- такой уровень знаний английского языка, который бы давал возможность выпускнику школы активно использовать его применительно к любому профилю последующего профессионального обучения; для создания дополнительных возможностей и компетентности в любой профессиональной области.
Одним из основных направлений развития филологического образования нашей школы является разработка и внедрение предпрофильных и профильных курсов, модернизация учебных программ. Проблемной группой учителей-филологов разработано мультимедийное обеспечение созданных курсов, что позволяет учащимся иметь доступ к необходимой информации с минимальными затратами. В систему элективных курсов включены курсы по грамматике русского, английского, татарского языков, направленных на подготовку учащихся к ГИА (ЕГЭ и ЕРЭ) и ОГЭ.
Необходимым условием повышения качества образования является внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху. Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса, ориентированы на самопознание и саморазвитие учащихся, развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи, формирование навыков самостоятельной оценочной деятельности учащихся; поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности; развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу. Это предполагает переход от информационно-объяснительных образовательных технологий к деятельностно-развивающим, которые предусматривают замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении играет интеграция основного и дополнительного образования.
Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому способствует расширение сферы применения проектного обучения. Проектная технология способна изменить систему общения учителя и ученика, сделав ее диалогичной. В школе широко используется метод проектов для интеграции знаний различных предметных областей (прежде всего, филологических), активно ведётся разработка межпредметных проектов и исследований в области филологии. Исследовательские и проектные работы учащихся в области сравнительного литературоведения и языкознания отмечены грамотами и дипломами в различные конкурсах и научно-практических конференциях республиканского и всероссийского уровня. Работа над языковым портфелем ученика ведётся в рамках проблемной группы, объединяющей учителей английского, русского и татарского языков в экспериментальных классах с углублённым изучением английского языка. Технология языкового портфеля, являясь инструментом самооценки познавательного, творческого труда ученика, основывается на личностно-ориентированном подходе и способствует формированию мотивации к учебе.
Особое значение отводится внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, что позволяет создавать новые ученические объединения и разрабатывать новые проекты, совершенствовать деятельность научного общества учащихся. Активное использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании филологических дисциплин осуществляется по следующим направлениям: подготовка и проведение уроков (подготовка дидактических, методических и лекционно-демонстрационных материалов); организация и сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся; подготовка и проведение методических семинаров, педагогических советов и других мероприятий.
Одним из средств повышения мотивации к внедрению информационно-коммуникационных технологий является проведение республиканского конкурса «Использование высоких технологий в учебно-воспитательном процессе», межрегиональных конкурсов, организованных Центром инновационной образовательной информации «Новые направления». Учителями-филологами ведется целенаправленная работа по разработке и созданию цифровых образовательных ресурсов. Отдельные работы, представленные на конкурсы, получили высокую оценку компетентного жюри и были отмечены дипломами различных степеней. Участие в конкурсах, публикации в научно-методических изданиях и на образовательных Интернет-порталах обеспечивают обобщение и распространение опыта профессиональной деятельности педагогов-словесников в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Условием поддержания оптимистического настроя учащихся является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. Современная школа немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды не только ученика, но и учителя, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения.
Учителя гуманитарного цикла свободно владеют методиками проведения нестандартных уроков, имеющими главной целью возбуждение и поддержание интереса учащихся к учебному труду. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.
В содержании методической работы школы акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя в области интеллектуального развития, изучения личности ученика и полоролевых особенностей ребенка.
Сегодня в школе создана деловая, целеустремленная атмосфера, способствующая обучению и учению. На протяжении многих лет родители видят, что педагоги школы проявляют искреннюю заботу о своих учениках, добиваются качественного гуманитарного образования, учат детей самоанализу, самооценке, самоконтролю и самообразованию, т.е. высокой степени адаптивности и компетентности.