РАЗРАБОТКА ПАМЯТОК ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА. Седойкина В. Н.
РАЗРАБОТКА ПАМЯТОК ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА
СЕДОЙКИНА ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВНА
МОУ «Лицей №26», г. Саранск, Россия, valeriya_leto@mail.ruАННОТАЦИЯ: Использование англоязычного рекламного текста способствует совершенствованию лексических навыков учащихся при обучении английскому языку. В статье рассмотрены особенности использования англоязычных рекламных текстов на уроках английского языка на старшей ступени обучения для совершенствования лексических навыков речи; представлены разработанные к текстам памятки, позволяющие пошагово проработать новые лексические единицы и закрепить с их в речи учащихся.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: англоязычный рекламный текст, памятка, урок английского языка, лексические навыки речи.
THE DEVELOPMENT INSTRUCTIONS FOR IMPROVMENT LEXICAL SKILLS OF SPEECH ON THE BASIS OF ENGLISH-LANGUAGE ADVERTISING TEXT
SEDOIKINA VALERIA NIKOLAEVNA
Municipal Educational Institution “Lyceum №26”, Saransk, Russia
ABSTRACT: Using of the English-language advertizing text promotes improvement of lexical skills of pupils while teaching English. The article deals with the peculiarities of using the English-language advertising text for improving the lexical skills of speech. It presents some instructions to be used for learning the new lexical items step by step and training the articulation side of speech.
KEY WORDS: English-language advertising text, instruction, English lesson, phonetic skills.
В современной лингвистике язык рассматривается как многоуровневая система, где каждый уровень отличается собственным набором языковых знаков. На конкретном лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, фразеологические и другие устойчивые словосочетания, клише, этикетные и речевые формулы [3, с. 287].
Безусловно, развитие устных и письменных форм общения являются основополагающей целью обучения. Владение семантическим значением слова и его синонимическим изобилием помогает также использовать конкретные лексические единицы в своевременных ситуациях общения, что является неотъемлемым условием реализации этой цели [4].
По мнению Н. Д. Гальсковой и Н. И. Гез, «формальная и функциональная стороны являются разными аспектами одного и того же явления. В процессе коммуникации не может быть формы без функции и, наоборот, каждая функция имеет свое языковое выражение» [3, с. 287].
Из этого следует, что проблема аналогии формального и функционального аспектов на лексическом уровне испытывает потребность обращения как к функциональным признакам лексических единиц, так и к системе языка, т. к. овладение языком, как средством общения, невозможно без комплексных знаний.
В усвоении нового лексического материала могут возникнуть трудности. Поэтому, учителем должен осуществляться тщательный отбор рекламных текстов с учетом допустимого уровня незнакомой лексики.
Начинать работу с лексикой необходимо с создания лексических основ разных видов речевой деятельности. Наиболее распространенным способом работы над лексикой является работа с текстом, где в процессе ознакомления, учащиеся вычленяют для себя ранее не встречавшиеся им лексические единицы. Также, незнакомый учащимся лексический материал может быть обозначен в тексте самим учителем, а составление памятки к англоязычному рекламному тексту поможет учащимся в работе с лексикой, которую необходимо усвоить.
Для первичного закрепления лексики учащимся следует проговаривать новый лексический материал вслух, например, повторять новую лексическую единицу несколько раз. Особое внимание следует обратить на звуки и ударение в слове. Для эффективного закрепления лексического материала учащиеся могут составить синонимичный или антонимичный ряд к конкретному слову, воссоздать ассоциативную связь с конкретным предметом и т. д.
Конечно, можно дать учащимся поработать над незнакомой лексикой с использованием англо-русского словаря и зафиксировать незнакомые слова в словарь ученика для дальнейшего заучивания. Данный способ считается наиболее экономным и универсальным вариантом работы над вводимой лексикой, но не всегда является эффективным, так как чаще всего учащиеся записывают незнакомые лексические единицы, но не стараются их запомнить.
При изучении на уроках английского языка лексики, связанной с окружающей средой “Man – the Child of Nature” [1], учитель может использовать рекламный текст американской многонациональной энергетической корпорации «Chevron Corporation». В нем представлена информация о том, что выработка электроэнергии может быть безопасна как для окружающей среды, так и для различных видов животных.
Read the text. Write out the words in bold. Use the instruction after the advertisement.
Protecting the planet is everyone’s job
We go to extraordinary lengths to protect the integrity of the places where we operate. Like Australia’s Barrow Island. It’s home to hundreds of native species of wildlife, including wallabies, ospreys, and perenties. We’ve been producing energy there for more than 40 years and it remains one of Australia’s finest Class A Nature Reserves. Proving that with the right management, industry and the environment can co-exist [7, p. 2].
Памятка по работе над лексикой
1. Прочитай текст.
2. Выпиши выделенные слова в словарь.
3. Выпиши транскрипцию выделенного слова.
4. Выпиши перевод слова.
5. Открой онлайн словарь Macmillan Dictionary [6].
6. Прослушай слово, нажав на значок “Pronunciation”.
7. Повтори слово за диктором не менее трех раз вслух.
8. Запиши произношение слова на диктофон.
9. Сравни произношение диктора со своим.
10. Повтори пункты 6–9, если в произношении слова были допущены ошибки.
11. Постарайся найти в слове то, что поможет это слово быстрее запомнить. Это может быть его произношение, написание, синонимы или антонимы, способ образования или неуловимые ассоциации.
12. Выучи значение слова.
13. Прочитай текст вслух еще раз.
Следует отметить, что запоминание лексической единицы является не последним этапом работы над ней. Учащиеся должны научиться использовать изученный лексический материал, а именно способствовать развитию умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности. Учащиеся могут составить предложения, диалоги или построить свои рассуждения с использованием усвоенных лексических единиц, а учитель должен проконтролировать использование их в устной и письменной речи учащихся.
Рассмотрим рекламный текст туристической компании “Travel and Leisure”, которая предлагает свои услуги для людей, желающих посетить различные уголки земного шара. В представленном ниже рекламном тексте говорится об экзотических местах Индии, которые могут посетить туристы.
Read the text. Write out the words in bold. Match these words with their definitions. Use the instruction after the advertisement.
INDIA
GET AWAY + GIVE BACK
Experience the essence of India like an insider and journey with a small group alongside former us Ambassador to India, Richard Celeste, and his wife, Jaqueline Lindquist of waterhealth international.
Here’s a snapshot: one day you’re floating along the pristine backwaters of the Arabian Sea. Another, you’re shopping for exotic goods. One night you even reside in the Maharaja’s majestic palace. Along the way you’ll keep the company of India’s elite and Bollywood luminaries with luxury accommodations all the while. We haven’t even get to the best part yet: Your trip will contribute to the creation of a community based water treatment facility and provide safe drinking water for thousands [5, p. 61].
WORD MEANING
1. the essence A) a photograph taken without the use of professional equipment
2. an insider B) to live in a particular place
3. a snapshot C) the most important part of something, usually the part that gives it its general character
4. pristine D) one of the people most admired in a particular profession
5. to reside E) to give money, goods, or your time and effort in order to achieve something, especially when other people are also helping
6. majestic F) someone within an organization or group who knows about all the things happening in it
7. a luminary G) big, beautiful, or impressive in a calm and serious way
8. to contribute H) something that is pristine looks very clean, tidy, or new
Памятка по работе над лексикой
1. Прочитай текст.
2. Выпиши выделенные слова в словарь.
3. Выпиши транскрипцию выделенного слова.
4. Выпиши перевод слова.
5. Открой онлайн словарь Macmillan Dictionary [6].
6. Прослушай слово, нажав на значок “Pronunciation”.
7. Повтори слово за диктором не менее трех раз вслух.
8. Запиши произношение слова на диктофон.
9. Сравни произношение диктора со своим.
10. Повтори пункты 6–9, если в произношении слова были допущены ошибки.
11. Постарайся найти в слове то, что поможет это слово быстрее запомнить. Это может быть его произношение, написание, синонимы или антонимы, способ образования или неуловимые ассоциации.
12. Выучи значение слова.
13. Обрати внимание на таблицу после текста, которая поможет определить, насколько хорошо были усвоены выделенные слова.
14. Начинай работу с прочтения дефиниций во втором столбце.
15. Помни, что артикли a/the или частица to, стоящая в начале дефиниции, поможет определить часть речи того слова, к которому относится данная дефиниция.
16. Работай последовательно, не перепрыгивай с одной дефиниции на другую. Если возникают сомнения по поводу принадлежности дефиниции к определенному слову, преступи к изучению следующей дефиниции, а позже вернись к ней снова.
17. После выполнения задания, обратись к толковому словарю английского языка или к онлайн словарю Macmillan Dictionary [6] для проверки выполнения данного упражнения.
18. Если выделенные слова все еще не были усвоены до конца, то эти слова можно объединить в небольшом рассказе. Также, можно составить предложения со словами, которые вызывают трудность в запоминании.
Представленный рекламный текст можно использовать на уроке английского языка по теме “Wonders of the World” [2].
Следует сделать вывод о том, что использование на уроках англоязычных рекламных текстов помогает не только расширить кругозор учащихся по изучаемой теме, но и обогатить их лексический запас. При этом учитель должен следить за уровнем вводимой лексики и осуществлять строгий контроль в усвоении ее учащимися. Кроме того, составление учителем памяток к англоязычным рекламным текстам позволит учащимся работать над вводимой лексикой самостоятельно независимо от внешних условий.
Список использованных источников
1. Афанасьева, О. В. Английский язык : учеб. для 10 кл. шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев и гимназий / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – М. : Просвещение, 2014. – 222 с.
2. Афанасьева, О. В. Английский язык. 11 кл. : учеб. для шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев и гимназий : профил. уровень / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – М. : Просвещение, 2014. – 254 с.
3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 336 с.
4. Костина, Е. В. Обучение лексической стороне речи с помощью англоязычного рекламного текста / Е. В. Костина, В. Н. Седойкина // Новое в преподавании иностранных языков [Электронный ресурс] : Междунар. науч.-практ. интернет-семинар / МордГПИ. – Электрон. журн. – Саранск : МордГПИ, 2015. – ISSN 2079-4517. – Режим доступа : http://foreign.mordgpi.ru/?p=1257. – Загл. с экрана.
5. A once in a lifetime trip to India // Time. – 2016. – № 4. – P. 65.
6. Macmillan Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.macmillandictionary.com/. – Загл. с экрана.
7. Protecting the planet is everyone’s job // Time. – 2013. – № 8. – P. 2.