Школа-вуз: модель взаимодействия на примере филологических дисциплин


Школа-вуз: модель взаимодействия на примере филологических дисциплин
1 слайд
В выступлении речь пойдет о том, почему коллектив НОЧУ "ЦО"Первая Европейская гимназия Петра Великого" включилась в инновационную деятельность по развитию читательской компетенции обучающихся. Какие ресурсы были мобилизованы на решение проблемы кризиса чтения внутри гимназии, какие новые подходы наряду с традиционными используют педагоги для преодоления очевидного кризиса.
Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Человечество переживает информационный взрыв. Рост информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению. Как в океане информации найти ту, которая необходима для деятельности человека?
Важной составляющей непрерывного образования (взаимодействия «школа – вуз») является развитие способности обучаться, действовать адекватно изменяющимся условиям, адекватно воспринимать действительность.
Мы, преподаватели гуманитарного цикла дисциплин, свою задачу, в первую очередь, видим в том, чтобы наши ученики получили практико-ориентированные знания, которые нужны им для успешной интеграции в социум и адаптации в нем.
2 слайд
Развитие общества от постиндустриального к информационному, а затем к обществу знаний и творчества невозможна без высокого уровня развития чтения и письма. Чтение и письмо позволяют людям вступать в смысловую коммуникацию с другими людьми, с ними не встречаясь, извлекать и передавать смыслы текстов, овладевать культурой предшествующих поколений и передавать ее следующему поколению, познавать и исследовать прошлый опыт, идей, знания, развивать мышление и память, контролировать информационные потоки. В сегодняшнем обществе чтение представляет собой феномен, равный по значимости письменности и литературе.
3 слайд
Сегодня приходится осваивать новые подходы к образованию школьников. Среди новаций - технология стратегиального подхода к чтению как общеучебному умению.Учебная стратегия - это способ работы с информацией, план, который позволяет сделать процесс чтения эффективным, результативным, комфортным.
Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой.
4 слайд
Основополагающим для всех последующих работ стало самое общее определение Джерома Брунера: «Стратегия — это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей в том смысле, что он должен привести к определённым результатам» [2]. Дж. Брунер определил основное условие отнесения действия к стратегии — наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала.
5 слайд
Активным продвижением необходимости чтения сегодня занимается "Международная Ассоциация Чтения (IRA)". Президентом Русской Ассоциации Чтения и Московского ее отделения является Сметанникова Наталья Николаевна. Она представляет Россию в Европейском комитете Ассоциации чтения.
6 слайд
Педагоги гимназии Петра Великого, работая в рамках этого проекта, убедились, что инновационная деятельность по продвижению чтения позволяет выработать высокий уровень самостоятельности, умение устанавливать связи между текстом и собственным опытом, умение излагать содержание с разной степенью сжатости и развернутости, способность понимать, анализировать, критически осмысливать полученную информацию.
Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную в той или иной ситуации, читатель должен владеть определённым набором стратегий. Что такое стратегиальный подход к работе с текстами различных типов и стилей, насколько он эффективен в работе с большим объёмом информации, как помогает подготовиться для учебы в ВУЗах, я попытаюсь продемонстрировать на уже апробированном материале.
7 слайд
Стратегий чтения существует более сотни. Мы сегодня остановимся на тех, которыми владеют преподаватели и учащиеся нашей гимназии, которые применяют в своей деятельности и считают эффективными.
По временнóй отнесенности к тексту стратегии смыслового чтения делятся на предтекстовые, текстовые и послетекстовые.
8 слайд
Стратегии предтекстовой деятельности ориентируют, готовят чтеца к встрече с текстом.
Они учат постановке цели и задач чтения, знакомят с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализируют предшествующие знания, формируют установку на чтение с помощью вопросов или заданий, повышают скорость чтения , мотивируют читателя, формируют умения и привычки думать над книгой до чтения.
Среди стратегий предтекстовой деятельности выделяют
«Мозговой штурм».
«Глоссарий».
«Ориентиры предвосхищения».
«Батарея вопросов».
«Предваряющие вопросы».
«Рассечение вопроса».
9 слайд
"Мозговой штурм"
Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"
Учитель записывает все называемые ассоциации.
Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
Организация может быть разной: кластеры, схемы, таблицы.
10 слайд
11 слайд
К примеру, "Мозговой штурм", предваряющий изучение рассказа Л.Андреева в 7 классе, вылился в такой кластер.

11 слайд
Стратегии текстовой деятельности управляют чтением. Они направлены на развитие механизмов чтения, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом этих стратегий является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.
Среди стратегий текстовой деятельности различают
«Чтение в кружок (попеременное чтение вслух)».
«Чтение про себя с вопросами».
«Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабочитающими)».
«Чтение про себя с пометками».
"Читаем и спрашиваем"
"Дневник двойных записей"
13 слайд
"Чтение с пометками"
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
14 слайд
Стратегии послетекстовой деятельности
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Стратегии послетекстовой деятельности
«Сотношения между вопросом и ответом»
«Вопросы после текста»
«Тайм-аут»
«Проверочный лист»
15 слайд
Любая стратегия чтения основывается на умении ставить вопросы и отвечать на них.
16 слайд
«Море вопросов» или «Дерево вопросов»
17 слайд

18 слайд
«Отношения между вопросом и ответом». Эта методика может помочь при подготовке к сочинению – рассуждению ОГЭ и ЕГЭ.

19 слайд
Стратегии работы с объёмными текстами.
Данные стратегии используется до чтения, во время и после прочтения книги.
«Алфавит за круглым столом».
«Соревнуемся с писателями».
«Экскурсия по книге».
«Следуйте за персонажем книги».
«Черты характера героев».
«Цитаты».
«Загадки».
«Доклад».
«Рецензия».
«Синквейн».
"Соревнуемся с писателем"
Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов антиципации.
Ученикам дается установка: "Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации". Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
20 слайд
"Сенкан (синквейн)"
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.
Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура сенкана.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
21 слайд
1. Предлог
Производный, непроизводный
Не изменяется, служит, помогает
Выражает зависимость одних частей речи от других
Служебная часть речи.
(Каширская Л., 7 класс)
2. Илья Муромец
Сильный, надежный
Защищает, охраняет, любит
С ним граница на замке
Богатырь
(Ефимкина Е., 5 класс)
3. Маргарита
Красивая, верная
Любит, жертвует, защищает
Каждая женщина немного ведьма
Любовь
(Дробаха В., 11 класс)
4. Стратегия «Мозговой штурм»
Работающая, стимулирующая
Заставляет прогнозировать, заинтересовывает, развивает
Инновационная технология чтения
Стимул для чтения
(Долидзе А., 11 класс)
22 слайд
«Цитаты»
Цель этой стратегии – привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим его персонажей.
Ход работы:
Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из его книги.
Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у нее не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.
 Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!
 Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший.
 …никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
 Итак, Марк Крысобой, холодный и убежденный палач, люди, которые, как я вижу, тебя били за твои проповеди, разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырех солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда, - все они добрые люди?
Правду говорить легко и приятно. 
Нет документа, нет и человека.
Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный...
Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией.
У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому.
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
  А. Воланд 
Б. Азазелло
 
В. Иешуа Га-Ноцри 
Г. Маргарита
 
Д. Кот Бегемот
 
Ж. Автор
 
З. Коровьев 
И. Мастер
 
К. Понтий Пилат
23 слайд
Стратегии компрессии текста
(Аннотация – Краткий пересказ – Пересказ).
Общеучебные стратегии:
Знаю – Хочу узнать – Узнал;
«Граф-схемы «Кольца Венна».
Стратегии развития словаря:
«Обзор словаря»;
«Аналогия»;
«Постепенная догадка по контексту».
24 слайд
Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста.
Стратегия G – S – R (Аннотация – Краткий пересказ – Пересказ)
25 слайд
Обобщающий вопрос к микротемеКлючевые слова из текста Детализирую -
щие слова
1. Что такое доблесть? Способность добывать победу. Нет победы – нет доблести. Сила духа.
Нет силы духа – нет победы. Не только красивая форма, выправка, не только смелость. Не только техническая сила, мощь оружия.
2. Что значит сильный дух? Смелый человек. Бесшабашные поступки. Ухарство – тщеславие, доблесть – сила духа. Безрассудные люди. Безумная смелость. Показуха.
3.    Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Правил.  Защищал от нашествия с Запада. Умная и мудрая дипломатия – враги с Востока.  Великий князь. Крестовые походы. Грозный враг.
26 слайд
Подводя итог, хочется сказать, что стратегии и приемы технологии настолько разнообразны, что предоставляется огромный потенциал для выбора той или иной стратегии. В рамках технологии ученик может создать свою модель, чтобы формировать коммуникативные навыки.
Мы видим миссию Гимназии Петра Великого в том, чтобы вырастить человека читающего. Вырастить человека, для которого
Чтение и Грамотность – это
- ключ к веку информации, к мировой и национальной культуре;
- основа умения непрерывно учиться;
- возможность получать радость от лучших произведений мировой литературы;
- способ создания внутреннего мира.
27 слайд