Игровые технологии в преподавании филологических дисциплин


Игровые технологии в преподавании филологических дисциплин.
Из опыта работы.
Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие компетенции. Как следствие, возникает потребность внедрения таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста, нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность.
Современная теория и практика предлагает довольно широкий спектр методов, технологий организации образовательного процесса. Мне бы хотелось более подробно остановиться на теме самообразования «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как средство формирования общих компетенций студентов».
Ни для кого не секрет, что игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Проанализировав множество различной литературы по теме, я составила кластер форм уроков русского языка и литературы.
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Практикум
Зачет
Семинар
Лекция
Диспут
Ролевая игра
Урок анализа (контрольных работ, сочинений, изложений)
Соревнование
Путешествие, экскурсия
Кроссворд
КВН
Учебная встреча
Беседа
Лото
ФОРМЫ УРОКОВ

Консультация
Размышление
Форум
Из схем видно, что наряду с традиционными формами уроков используются и нетрадиционные (игровые).
Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и студентов через реализацию определенного сюжета. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.
На своих уроках я использую следующие формы:
1) ролевые игры (литература: урок-суд по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», тема «Родион Раскольников – «право имеющий» или «тварь дрожащая»?, урок-театр по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад», урок - литературное кафе по роману-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон», тема «Украинская кухня как отражение национальной культуры» (для специальности «Повар, кондитер», урок-дуэль по творчеству А.С Пушкина и М.Ю. Лермонтова; русский язык: для специальности «Коммерция» (по отраслям) проводится игра «Магазин» (игра-диалог, где один – продавец, другой – покупатель; здесь отрабатываются речевые умения, совершенствуются приёмы речевого взаимодействия); 2) урок–кроссворд по русскому языку (по разделам или темам), по литературе (по биографии писателей и поэтов, по изученным произведениям);
3) урок-викторина (по разделам или темам).
4) урок - заочная экскурсия по литературе («По залам Третьяковской галереи», «Экскурсия в музей литературных героев (по роману И.А.Гончарова «Обломов»), «Ясная Поляна», «Царское Село», «Петербург Достоевского», «Экскурсия в дом-музей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова»).
Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают студентов знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал.
5) Урок-соревнование («Стили речи», «Морфология», «Лексика»)
6) Урок-конференция как вид внеклассной работы («Мы в ответе за тех, кого мы приучили» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
Игра может занимать как весь урок, так и определенный этап урока (начало, середина, конец), использоваться как при знакомстве с новым материалом, так и при закреплении знаний, умений, навыков, а также при повторении и систематизации изученного.
Помимо игр-упражнений (ребусов, шарад, головоломок, загадок), лингвистических диктантов на уроках русского языка и литературы использую задания типа varia.
Суть такого задания заключается в следующем: я раздаю листочки с таблицей, в которой зашифровано высказывание Т.Г.Шевченко.
Читаем в каждом столбце, начиная с правого крайнего, сначала первую букву сверху, затем первую букву снизу, вторую букву сверху, затем вторую букву снизу и так далее. Получившуюся фразу записываем в правом окне таблицы.
«Кто согрет любовью к людям – не остынет вечно».
- Как вы понимаете это выражение?
- Над какими проблемами оно заставляет задуматься?
- Какое ключевое слово или словосочетание в этом высказывании?
Итак, тема сегодняшнего урока «Гуманизм в ранних рассказах М.Горького».
Такое задание позволяет активизировать мыслительную деятельность студентов и служит своего рода «мостиком» для перехода к следующему этапу урока.
50 процентов от общего количества часов дисциплины отводится на внеаудиторную самостоятельную работу.
Так, по русскому языку мною разработаны следующие виды работ:
составление текстов разных стилей на основе русской народной сказки «Колобок» (по теме «Стили речи»);
лингвистические диктанты;
викторины, кроссворды;
«перевёртыши» (по теме «Лексика»);
№ Перевертыш 1 В гараже - колеса, под колесами - огнетушитель... 2 Над громкими ручьями ангелы умирают
3 Полз Борис через рельсы, но не грыз леденец 4 Из рук ложь есть 5 Кот мяукает, дождь смывает 6 Брат да сестра - две кикиморы 7 Кратка ночь к утру, когда занятье по нутру 8 Транжирь славу исстари, и обувь до износа 9 Как вспашешь, так засеешь 10 Плохо везде, когда ты есть
ОТВЕТЫ:
1. На дворе - трава, на траве - дрова.
В тихом омуте черти водятся.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В ногах правды нет.
Собака лает - ветер носит.
Муж и жена - одна сатана.
Долог день до вечера, когда делать нечего.
Береги честь смолоду, а платье снову.
Что посеешь, то и пожнешь.
10.Хорошо там, где нас нет.
По литературе:
литературные диктанты;
кроссворды;
ребусы;
блиц-задания на соответствие и т. д.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно­воспитательным целям урока;
2) доступность для студентов;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе — они способствуют не только воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и формированию общих компетенций.
Правильно организованная с учетом специфики материала игра:
–тренирует память, помогает студентам выработать речевые умения и навыки;
–учит работать в команде, коллективе в процессе выполнения заданий группового характера;
–учит организовывать собственную деятельность, определять методы решения игровых задач, оценивать их эффективность и качество;
–стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к своей будущей профессии и др.
Невозможно перечислить всего богатства и разнообразия элементов игровых технологий, применяемых на уроках русского языка и литературы. Одно бесспорно: использование их позволяет углубить знания студентов, полученные на уроках, возбуждает интерес к дальнейшему изучению дисциплин.
Практика использования элементов игровых технологий в преподавании филологических дисциплин показала, что значительно увеличивается активность студентов в процессе изучения нового материала и самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы с различными информационными источниками, снимаются психологические зажимы в процессе публичных выступлений появляется возможность диагностировать уровень сформированности целого
ряда общих компетенций.
Консультация
Размышление
Форум
Конкурс