Образование Казахского ханства
Тема: «Образование Казахского ханства».
Цели:
-образовательная: сформировать у учащихся знания о периоде становления страны как суверенного государства, раскрыть условия его образования. Показать его значение для решения исторической судьбы казахского народа. Продолжить изучение причин и условий образования Казахского ханства.
-развивающая: развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, интеллект учащихся.
- воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание. Показать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, завоеваний, а на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, карта, «тонкие» и «толстые» вопросы.
Ход урока:
1.Организационный момент:
– Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Прочитав название темы урока, вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить? И так, мы начинаем свой урок!
2.Психологический настрой.
Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы должны вместе с вами раскрыть исторические условия появления независимого казахского государства. А для этого мы должны вспомнить тему прошлого урока-Предпосылки образования казахского ханства.
3.Опрос домашнего задания ( по плану).
Предпосылки образования Казахского национального государства.
План.
Рассказать о казахских племенах в 14-15 веках (территория и население).
Политико-исторические условия в 15 веке.
Предпосылки образования Казахского ханства:
И так, мы с вами выяснили, какие же предпосылки были созданы в 15 веке для образования Казахского ханства, и сейчас мы переходим к изучению новой темы-«Образование Казахского ханства».
4. Изучение нового материала :
После распада империи Чингис-хана и государства Золотая Орда в Казахстане происходили важные исторические процессы.
.В 14-15 веках на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан.
В эти государства входили казахские племена, населявшие обширные степи и южные предгорные районы. Что же объединяло эти племена? (хозяйство, культура, города, торговля, территория, язык).
В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли только два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В это время началась борьба за власть, за ханский престол. Султаны, потомки Чингис-хана- хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин быть верховным ханом. Это привело к междоусобным войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов и земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государств. Тяжелым внутренним положением воспользовались иноземные захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена-ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетали на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли старики, женщины, дети. Джунгары уводили скот, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя. Давайте составим схему « Внутреннее положение ханства Абулхаира» (беспрерывные войны, борьба за власть, усиление феодального гнета). Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Многие правители казахских племен и родов, устав от постоянных войн, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жаныбек и Керей. Кто же они такие? – опережающее сообщение. (портрет). В 40-50 годы 15 века Жаныбек и Керей объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнисчания и гибели они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. Огромное количество людей, собрав свое имущество и погрузив его на лошадей и верблюдов, двинулось в путь. 10 лет свыше 200 тысяч казахов двигались на юг - в Семиречье. По дороге они страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60 годов 15 века кочевья достигли Семиречья. Посмотрите на карту-
Хан Могулистана, Есен-Буга, выделил им земли в долинах рек Чу и Талас. С их помощью он думал защитить себя от набегов Абулхаира и ойратов, также он хотел создать прочный союз с ними в целях борьбы за власть в ханстве своего брата Йунуса. (карта) Работа с историческим документом. Найти в тексте-сведения о том, как хан Могулистана Есен-Буга встретил перекочевавших к нему Керея и Жаныбека.
Поселившись на новых землях, люди признали своими правителями ханов Жаныбека и Керея. Новых жителей Семиречья стали называть «казахи», хотя это были представители разных племен. Земли, на которых стали жить казахи во главе с Жаныбеком и Кереем, средневековые историки называют – Казахское ханство. Так, в результате нелегкой борьбы и тяжелых испытаний образовалось первое государство казахов. В это время начинает складываться народность-казахи (вольный, свободолюбивый). В 1462 году умер хан Могулистана, и многие его подданные перешли к Жаныбеку и Керею. Казахское ханство стало увеличиваться и крепнуть. Создание Казахского ханства стало важнейшим событием в истории казахского народа. Оно сыграло решающую роль в объединении разрозненных казахских племен, формировании этнической территории казахов и завершении создания независимого национального государства.
Датой рождения первого Казахского государства считается 1465-1466 год. (документ Х Дулати)
Закрепление:
Сейчас мы с вами закрепим полученные знания.
Первое задание - устное
Посмотрите на экран, перед вами портреты исторических личностей. Вы должны будете прослушав вопрос, соотнести их с портретом.
Портреты
Абулхаир
Жаныбек и Керей
Есен-Буга
Мухаммад Шайбани
Керей
Йунус
Барак
Болат
Мухаммед Хайдар Дулати.
Последовательность диктовки.
1. Кто был основателем Казахского ханства?
2. От какого хана откочевали первые казахские правители?
3. Кто из средневековых историков писал об образовании Казахского ханства?
4. С кем боролись казахские ханы за присырдарьинские города?
5. Чьим сыном был Керей?
6. Чьим сыном был Жаныбек?
7. Какой могульский хан поселил откочевавших султанов на своих землях?
8. Кто был первым казахским ханом?
9. Против кого из своих родственников рассчитывал использовать переселившихся казахских султанов могульский хан?
Ответы:
1-2, 2-1, 3-9, 4-4, 5-8, 6-7, 7-3, 8-5, 9-6.
Второе задание
-письменное: нанесите на контурную карту государства, существовавшие к 15 веку, и из которых будет создано Казахское ханство.
Третье задание-
Я предлагаю вам ответить на вопросы . В ходе изучения нового материала вам необходимо записать на листочках 5 различных вопросов и заданий по теме. Вопросы могут быть «тонкими» и «толстыми». «Тонкие» - это такие вопросы ,на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» вопросы – это проблемные вопросы , предполагающие неоднозначный ответы. (слайд на интерактивной доске) .
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
кто.
Что
Когда
Может
Будет
Мог ли
Как звали
Было ли
Согласны ли вы..
Верно ли
дайте объяснение, почему
почему вы думаете
почему вы считаете
в чем различие
предположите ,что будет ,если..
что,если
Четвертое задание-работа в парах: «Убери лишнее»
Абулхаир, Жаныбек, Керей, Тауке, Есен-Буга.
Жетысу, Сарыарка, Чу.
Могулистан, Ханство Абулхаира, Джунгария, Казахское ханство.
4.Рефлексия.
Знаю
Узнал
Хочу знать
5. Итог урока: Выставление оценок (с комментарием).
6. Домашнее задание.
Параграф 35 страницы 167-171.