Создание стихотворного текста (мастер-класс)

Мастер- класс
Создание стихотворного текста

Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.
Цель мастер- класса: ознакомление и овладение приемами стихосложения
Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;
2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами);
3. научить рифмовать слова, создавать буриме.
Участники: педагоги образовательных учреждений
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал
Продолжительность мастер - класса: 45 минут


Ход мастер - класса
Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Почему этой теме я уделяю особое внимание?
Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.
Я рада, что мои воспитанники стремятся понять стихи, учатся их слушать и слышать, развивают свой творческий потенциал.

I. Разминка «Имя – качество»
Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Катя – красивая). А вот и моя визитка – Наталья – мастер.
II. Психологический настрой.
Введение в тему мастер – класса
Все, что перестает удаваться, перестает нас привлекать.
Франсуа де Ларошфуко


Вопрос-шутка
Мы на закате с поля возвращались,
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветрено качалась
За плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт)

III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.
Мастер: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Тайна первая: наша речь.
Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.
(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)

Все они – известные писатели.
Прослушайте два текста и определите:
чем они похожи между собой и какие имеют различия;
перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.

Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
Кому принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову)
Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)
Тайна вторая: стихотворная речь.
IV. Знакомство с ритмом.
Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с мастером)
Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.
Существуют двусложные и трехсложные размеры
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Хорей
Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.
Бу
·ря мгло
·ю не
·бо кро
·ет   
Ви
·хри сне
·жныЕ крутя
·; 
Ямб
Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.
Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.
Мой дя
·дя са
·мых че
·стных пра
·вил,            
Когда
· не в шу
·тку зАнемо
·г,                          
Он Уважа
·ть себя
· заста
·вил                         
И лу
·чше вЫдумАть не мо
·г
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ


Дактиль
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Пример:
Ту
·чки небе
·сные, ве
·чные стра
·нники!            
Сте
·пью лазу
·рною, це
·пью жемчу
·жною     
(М.Ю.Лермонтов)
 Амфибрахий
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Основные размеры:
Пример:
Не ве
·тер бушу
·ет над бо
·ром,                  
Не с го
·р побежа
·ли ручьи
· -                    
Моро
·з-воево
·да дозо
·ром                        
Обхо
·дит владе
·нья свои
·.                         
(Н.А.Некрасов)
 Анапест
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Основные размеры:
Пример 3-стопного анапеста:
О, весна
· без конца
· и без кра
·ю        Без конца
· и без кра
·ю мечта
·!               Узнаю
· тебя, жи
·знь! Принима
·ю!       И приве
·тствую зво
·ном щита
·!            
(А.Блок)





Тайна третья: рифма.
V. Знакомство с рифмой.
Мастер: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
Что же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос – стройность)
Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.
Игра «Найди рифму».
ручка - (штучка)
соль - (фасоль)
доска - (тоска)
диск - (риск)
мир - (пир)
поэт - (секрет)
далеко - (нелегко)
снег – побег век чебурек
ты - цветы мечты листы
люблю – стелю, велю, храню
весна – красна, от сна
капель –апрель, метель
солн
·оконце, сердце
лужи – стужи, кружит
воробьи – любви, ручьи
лучи – грачи, звучи

Мастер: Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?

В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).
Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б.
( раздать листы с четверостишиями для индивидуальной работы)
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой

Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.

Мастер: А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня - задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

Мастер совместно с участниками соревнующихся групп определяет правильность ответа выступающей группы.

Последняя тайна – буриме.
VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)
Мастер: А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.
Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
Умением писать буриме в России славились В. Л. Пушкин, Д. Д. Минаев, А. А. Голенищев-Кутузов. Примеры буриме можно найти в книге Н. Ф. Остолопова «Словарь древней и новой поэзии» (1821). В 1914 петербургский журнал «Весна» провёл массовый конкурс буриме.
Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
На полянку вышел зайка
Видит - там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку
Дал синицам с маком булку.
Каждая группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Весна». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
(По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные смайликами).
Написание собственного стихотворения
Тема «Весенний день»
Напишите слова, которые ассоциируются у вас с этим днем, какие происходят события, какие чувства можете испытывать.
Используя любую комбинацию рифм и любой размер написать стихотворение минимально- 4 строки, используя глагольные и именные рифмы.
VII. Итог мастер-класса
Мастер: Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.
Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер – классе «Поэтическая мастерская»?
Чему вы научились?
Считаете ли вы, что добились определенного успеха в написании четверостиший?
Я желаю Вам успеха в вашей педагогической деятельности. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать так: «Успех воспитаннику создает педагог, который сам переживает радость успеха»

















Приложение 1



Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой

Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.



Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши.

Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.

«Ты вразуми меня, герой, -
Со вздохом голова сказала, -
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой»







Приложение 3

Группа 1

солнце-оконце, дети -светит










Группа 2
лучи-грачи, лужи-стужи



























13PAGE 15


13PAGE 141115




15