Основы грамотного разбора нотного текста
Мещанова Надежда Ивановна
преподаватель ГАПОУ
«Лениногорский музыкально – художественный
педагогический колледж»
Основы грамотного разбора нотного текста
Основные понятия и термины по теме: анализ нотного текста, чтение с листа, аппликатура.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
Роль анализа нотного текста при разборе музыкальных произведений
План разбора нотного текста
Роль аппликатуры и принципы её подбора
Чтение с листа нотного материала
Краткое изложение теоретических вопросов:
1. Грамотный, музыкально–осмысленный анализ нотного текста создаёт основу для эффективности дальнейшей работы над музыкальным произведением, позволяет избежать ошибок разбора, сокращает время работы над произведением.
Анализ нотного текста включает в себя:
осмысление лада, размера, тональности, определение составных частей мелодии (предложений, фраз, мотивов), цезур;
определение в произведении повторяющихся фрагментов;
выявление характерных особенностей мелодии (поступенное движение, по звукам трезвучия, скачками на устойчивые и неустойчивые звуки лада);
определение фразировки, примерной динамики звучания;
определение аппликатуры
выбор игровых движений.
2. Ознакомившись с произведением, необходимо приступить к тщательному прочтению текста, его разбору.
План разбора нотного текста:
зрительный охват нотной партитуры;
устный анализ: определение размера пьесы, тональности, знаков альтерации, соотношения длительностей;
анализ структуры текста (мелодия, сопровождение, ритм, нотный текст);
просмотр или выбор аппликатуры, позиционная группировка пальцев;
прослушивание, проигрывание пьесы внутренним слухом, сольфеджирование мелодии;
выполнение ритмического рисунка;
проигрывание сложных мест отдельно каждой рукой;
исполнение пьесы 2 руками в медленном темпе.
3. Наряду с тщательным прочтением нотных знаков, ритмического рисунка, важно подобрать наиболее подходящую аппликатуру.
Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах. Аппликатура в нотах обозначается цифрами, указывающими, каким именно пальцем берётся тот или иной звук. В нотах для фортепиано принято обозначение пальцев цифрами 1,2,3,4,5 (от большого пальца к мизинцу каждой руки) над или под нотами. На этапе работы над разбором нотного текста грамотно подобранная аппликатура способствует в дальнейшем лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений, а переучивание пальцев чревато опасностью последующих запинок.
Принципы подбора аппликатуры:
принцип физического удобства,
выбор аппликатуры в соответствии со стилевыми и характерными особенностями исполняемого произведения,
принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями.
Аппликатурная точность является важным фактором в успешном освоении музыкального произведения.
4. В работе музыкального руководителя и учителя музыки навык чтения с листа играет важную роль, поскольку в процессе подготовки к занятиям с детьми педагогу приходится осваивать большое количество разнообразного музыкального материала.
Чтение нот с листа - это сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача которого - ознакомление с произведением в общих чертах. Для успешного развития навыков чтения нот с листа необходимо уделять этому виду работы значительное количество времени и соблюдать следующие правила:
читать с листа лучше начинать с простого музыкального материала;
при чтение с листа важно предварительно рассмотреть новый текст, выяснить строение произведения, разобраться в том, где мелодия, сопровождение, как распределяются голоса между руками;
познакомившись предварительно с пьесой, при её исполнении нужно зрительно охватить как можно больший отрезок нотного текста, не глядя на клавиатуру;
в процессе анализа произведения необходимо обратить внимание на его название, которое нередко определяет общий характер и жанр музыки («Марш», «Вальс», «Русская мелодия», «Заводная балерина» и т.д.)
При чтении нот с листа необходимо избегать следующих ошибок:
взятие неверных нот и невыполнение типовых ритмических рисунков;
игнорирование ключевых знаков на протяжении всего произведения;
потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта;
невнимательность к динамическим знакам;
пренебрежение знаками агогики.
В процессе чтения музыкального материала с листа усваиваются и другие элементы музыкальной речи - длительности, размеры, штрихи, паузы, нюансы.
Практические занятия
Анализ нотного текста пьес
Методические рекомендации.
При анализе нотного текста пьес будьте внимательны. Учитывайте все детали, учитесь вычленять средства музыкальной выразительности. Анализируйте произведения других учащихся. Это поможет Вам приобрести опыт в данном виде деятельности и будет способствовать более качественному освоению музыкального произведения.
Чтение с листа нотного текста несложных пьес
Методические рекомендации.
При выборе репертуара для чтения с листа необходимо идти от простого к сложному. Читать с листа необходимо регулярно. Только в этом случае, будет формироваться навык беглого чтения с листа. При чтении с листа можно несколько раз проигрывать произведение, устраняя допущенные ранее ошибки. Произведения по чтению с листа необходимо включать в папку-портфолио.
Выбор оптимальной аппликатуры в пьесах
Методические рекомендации.
При выборе аппликатуры учитывайте основные принципы. Возьмите за правило с самого начала работы над произведением применять правильную аппликатуру. Это в дальнейшем сократит время работы над заучиванием текста. Вы получите возможность уделить больше времени работе над характером и художественным образом пьес.
Выполнение ритмического рисунка в пьесах
Методические рекомендации.
Будьте внимательны при прочтении ритмического рисунка. Прежде, чем исполнить его на фортепиано, просольфеджируйте с тактированием. Обязательно сначала играйте мелодию со счётом. Запишите исполнение мелодии преподавателем и многократно прослушайте, чтобы запомнить ритмический рисунок, а потом в самостоятельных занятиях его закрепить.
Разбор нотного текста музыкальных произведений
Методические рекомендации.
При разборе нотного текста уделяйте внимание всем деталям текста: аппликатуре, ритмическому рисунку, штрихам, авторским ремаркам. Выучите хорошо ноты, не допускайте подписывания нот. Учитесь мыслить и исполнять позиционно. Пользуйтесь словарём музыкальных терминов. Занимайтесь вдумчиво, систематически.
Список использованных источников:
Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста [Текст] / Ф.Д. Брянская - М.: Музыка, 1971. - 56 с.
Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М.: Классика XXI , 2006. - 95 с.
Лерман М.О. О некоторых задачах обучения будущего пианиста [Текст] / М.О. Лерман //Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. - М.: Музыка, 1971. - С.68-76.
Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано». – М.,1982.
http://lifanovsky.com/links / Нотный каталог Бориса Лифановского
http://notes.tarakanov.net/ Нотный архив Тараканова