Урок-закрепление по теме Сложение и вычитание в пределах сотни. Путешествие по родному краю. Тверская область.


Урок – закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах сотни»
«Путешествие по родному краю. Тверская область»
Цели и задачи:
Создать условия для формирования умения
складывать и вычитать двузначные числа.
Развивать навык устного счёта, навык умения
решать задачи.
Развивать внимание, память, мышление,
воображение и любознательность.
Расширять кругозор.
Воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
Тут примеры и задачи,
Загадки, игры – всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем складывать и вычитать двузначные числа, решать задачи и примеры, поиграем. Мы уже достаточно умеем, но многому ещё надо научиться. А также, ребята, сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие по нашему родному краю и познакомимся с некоторыми его достопримечательностями.
Итак, начинаем. А начинаем мы всегда с устного счёта.
Актуализация знаний. Устный счёт. (слайды 7 – 12)
- Расположить числа в порядке возрастания. Ответить на вопросы:
1. Как называются все эти числа?
2. В каких числах десятков больше, чем единиц?
3. В каком из чисел 4 десятка?
4. В каком из чисел 7 единиц?
- Определи состав числа.
- Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел?
- «Футбол с Незнайкой».
Работа по теме урока.
- Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями, поэтому можем отправляться в наше путешествие.
- Ребята, а кто из вас может сказать, где мы живём? (ответы детей)
Тверская область – самая большая в Центральной России (слайд 13)
В нашей области проживает 1 миллион 466 тысяч человек.
На территории Тверской области находится большое количество лесов, рек и озёр, есть заповедники и места отдыха. Изысканность ландшафтов, обилие вод, чистый воздух, напоенный ароматом лесов и лугов, изобилие грибов, ягод, дичи, зверей, рыбы создают благоприятные условия для туризма, отдыха и лечения. Тверская область является одним из наиболее экологически чистых регионов Центральной России. Здесь берут начало великие реки европейской части России (Волга, Западная Двина, Днепр).
Отрыть тетради, записать дату.
- А сейчас давайте узнаем, как называется самая большая река, которая берёт своё начало в нашей области.
Для этого необходимо выполнить следующее задание. (слайд 14)
Решите примеры, ответы запишите в порядке возрастания и подберите соответствующие буквы.
- Молодцы! Отгадали. Это Волга – великая русская река. (слайд 15) Её протяжённость 3530 километров. Начинается она в Тверской области, а впадает в Каспийской море.
Но не сразу Волга становится такой могучей и полноводной. Давайте сейчас отправимся к тому месту, где река берёт своё начало. (слайд 16)
Зачитать стихотворение Б.Гайковича.
Волга начинается с маленького родничка, который вытекает на болоте близ деревни Волговерховье Осташковского района. Люди всегда бережно относились к этому месту и оберегали его. Сейчас на месте истока Волги построена часовня. Это место привлекает туристов из многих стран.
(слайд 17)
Сначала из родничка вытекает небольшой ручеёк, который легко могут перешагнуть даже маленькие дети. (слайд 18)
Затем Волга становится всё шире и шире. На территории области в неё впадают 150 рек, которые питают её своими водами, делают полноводной.
(слайды 19 – 20)
- А сейчас давайте решим задачу. (слайды 21 – 22)
Разобрать задачу по краткой записи. Решение записать на доске и в тетрадях.
На волге расположены 7 городов: Ржев, Зубцов, Старица, Тверь, Конаково, Кимры, Калязин. Давайте найдём эти города на карте. (слайд 23)
Дальше Волга течёт уже по территории Ярославской области.
- А сейчас давайте немного отдохнём.
Физминутка для глаз. (слайд 24)
- А сейчас давайте узнаем, какой из волжских городов самый большой.
Для этого выполним такое задание. Решите примеры удобным способом.
Ответы расставьте в порядке возрастания. Прочитайте слово.
Задание выполняется самостоятельно. Ответы выносятся на доску.
(слайды 25 – 26)
Да, это Тверь – наш областной центр. Здесь Волга течёт полноводная, большая. По ней уже ходят суда. (слайды 27 – 29)
С древних времён Волга имела большое значение в жизни людей нашего края. По ней возили продукты питания, строительный лес, другие грузы.
Русские люди всегда совершали путешествия в далёкие страны.
В городе Твери почти 550 лет назад жил купец Афанасий Никитин.
(слайд 30)
Задумал он путешествие в далёкую и загадочную страну.
В какую – мы сейчас узнаем.
Для этого выполним самостоятельное задание на странице 21 № 19. (слайд 31)
А сейчас поменяйтесь тетрадями – взаимопроверка.
Найдите среди ответов наименьшее число и выберите соответствующее название страны. (слайд 32)

Правильно, это Индия. (слайд 33)
Афанасий Никитин был увлечённым, пытливым, любознательным. Он любил природу, интересовался жизнью других народов, был смелым и решительным, готовым к преодолению трудностей. Снарядил он корабли с товарами и поплыл по матушке-Волге.
Раньше русские купцы везли с собой мёд, воск, меха, коней, зерно. А из заморских стран привозили шёлк, жемчуг, драгоценные камни, перец, благовония. Вот за этими товарами и поехал Афанасий Никитин.
Трудным был его путь. Два раза корабль был ограблен. Но всё же он добрался до Индии и прожил там 4 года. Много интересного там узнал и повидал. Обо всём об этом он написал в книге «Хождение за три моря».
Несколько лет потребовалось Афанасию Никитину, чтобы достичь Индии. Теперь на современном лайнере этот путь можно проделать почти за восемь часов. Но до сих пор туристы совершают путешествия по маршруту первого русского, который побывал в далёкой и загадочной стране - Индии. В столице Индии - Дели - открыт колледж имени Афанасия Никитина. Его записки переведены на многие языки.
В Твери, на берегу Волги, стоит памятник этому знаменитому мореплавателю и путешественнику. (слайд 34)
Мир помнит об Афанасии Никитине, а сам он никогда не забывал своей Родины и не раз говорил: "Нет страны, подобной Русской земле!" (слайд 35)
Много лет прошло с тех пор, и сейчас по Волге ходят совсем другие корабли.
Но мы гордимся Афанасием Никитиным – нашим земляком и нашей Матушкой – Волгой. (слайд 36)
Сейчас ещё идёт зима. Волга отдыхает под покровом льда и снега. А нам отдыхать некогда.
Давайте выполним такое задание. Оно сложное, но думаю, что вы справитесь. (слайд 38)
Дети выполняют задание письменно в тетрадях.
Итог урока. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, оно вам понравилось.
Ответьте, пожалуйста ,на мои вопросы:
Что понравилось на уроке?
Чему научились?
Что было трудным?

Домашнее задание.
№ 16, стр. 21
№ 20, стр. 21
- Мы с вами ещё обязательно продолжим такие путешествия по нашему краю, по Волге.
Спасибо за работу на уроке!