Урок математики в 4 классе Сложение и вычитание многозначных чисел
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 9 с. Кучерла
Халилова Гульмира Оразалиевна
Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел (ОС "Школа 2100")
Цели:
-работать над закреплением знаний по устной и письменной нумерации многозначных чисел;
познакомить с алгоритмом письменного сложения и вычитания многозначных чисел;
-вспомнить соотношение между единицами измерения величин;
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять план;
5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Ход урока.
I.Организационное начало.- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. К нам приехали гости. Поприветствуем их.Прекрасно всё на небе, Прекрасно на земле. Прекрасно в нашем классе, Прекрасно всё во мне ( хором)
И вот такие прекрасные дети садятся за парты и начинают прекрасно работать на уроке.
Я верю, что вы все любите математику и наш урок будет очень плодотворным.
1. Чтение стихотворения о Родине.
Льется солнце в тихий дол,
Степь горит цветами.
Край родимый, ты – мой стол
С хлебом, пирогами.
Так и шло из рода в род,
Прорастали зерна.
Край родимый мой оплот,
Жизни моей корни.
Я наследница твоя,
Край мой васильковый.
И душа поет моя,
День встречает новый. (Нарыжная В)
II.Актуализация изученного.Постановка цели урока.
Не нарочно сегодняшний урок мы начинаем с этого стихотворения. О чем это стихотворение? (О Ставропольском крае, о нашей Родине)
Сегодняшний урок мы посвятим числовому исследованию нашего района. Слайд 1.
2.Работа по теме.
Итак, начнем свое исследование.
1.В нашем районе 25 населённых пунктов, 16 общеобразовательных школ и 14 детских дошкольных учреждений. Сколько образовательных учреждений в нашем районе? На сколько больше общеобразовательных школ, чем дошкольных учреждений?
Слайд 2.
2. Земельный фонд составляет 261000 га.
Сельскохозяйственные угодья 239000 га.
Пашни18000 га.
Выразите это в кв.км. 261000га=2610 кв.км 239000га=2390 кв.км 18000га=180 кв.км4.Вычислите год образования нашего района, если прошло 45 лет. (201545=1970)
Да, ребята, наш район основался в 1970 году. С тех пор он развивается. Он имеет свой герб.
Слайд 3.
3. Работа в тетрадях.
-А сейчас откроем свои тетради.
Я тетрадь сейчас открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Напишите сегодняшнее число. Классная работа.
Минутка чистописания.
Ещё раз вспомним, в каком году образовался наш район? (1970)
Напишите цифры, из которых состоит год образования нашего района (1 9 7 0).
III. Закрепление изученного.
1. Беседа о многонациональном составе района.
- Ребята, наш район многонациональный. Салим, ты кто по национальности? (туркмен), А Абдулла? (даргинец), Владимир? (русский), а Мисирпаша?
Вот только в нашем классе сколько национальностей.
А сейчас посчитаем, сколько всего национальностей проживают в нашем районе, если:
Слайд 4.
Русские – 70 % = 17467 чел.
Туркмены – 18 % = 4 492 чел.
Татары – 5 % = 1247 чел.
Даргинцы – 5 % = 1247 чел.
Др. национальности – 2 % = 500 чел. (Данные - на конец 2015 года)
2. Постановка проблемы.
-Какое действие нужно совершить над этими числами, чтобы узнать, сколько всего людей в нашем районе? (сложение)
-Попробуйте сложить.
-Сегодня на уроке мы закрепим приёмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
17 467 +4 492 =21 959(чел)
1 247 +1 247 = 2 494 (чел)
21 959 + 2 494 = 24 453(чел)
24 453 + 500 = 24 953(чел)
(Дети под руководством учителя выполняют вычисления у доски и в тетрадях).
- Так сколько всего человек проживает в Туркменском районе? (24 953). Округлите это число до тысяч. (24 953=25000)
4. Работа по учебнику. (с. 18, № 6) Работа в парах.
- А сейчас откроем учебники на странице 18 (восемнадцатой). (Дети читают вслух, а затем объясняют)
Физкультминутка
-Ребята, мы сейчас необычную физкультминутку. Я вам прочитаю задачу, если задача решается сложением, вы должны сидя хлопнуть в ладоши над головой. Если задача решается вычитанием – встать из-за парт.
-Готовы?
Люди в Туркменском районе в основном занимаются земледелием, скотоводством.
Слайд 5.
1 задача. Ученики 4-х классов собрали 230 кг картофеля, а ученики 5-х классов собрали на 200 кг больше. Сколько кг картофеля собрали ученики 5-х классов?
+ хлопок над головой.
2 задача. Одна доярка надоила 195 л молока, а другая – на 15 л меньше. Сколько литров надоила вторая доярка?
- встать.
3 задача. Совхоз отправил в город 1000 кг арбузов. А дыни – 2000 кг. Сколько кг арбузов и дыни отправили в город?
+ хлопок над головой.
4 задача. В селе Кучерла 1366 чел, а в посёлке Троицком – 196 чел. На сколько больше человек в Кучерле, чем в Троицком?
- встать.
5.Решение задачи.
Слайд 6.
В Туркменском районе проживает 12 331 человек мужского населения, а женского – на 1 268 человек больше, чем мужского. Каков состав женской части населения Туркменского района? (12 331 + 1 268 = 13 599 чел.)6. Самостоятельная работа. (если останется время).
Три уровня примеров.
1 уровень 2 уровень 3 уровень
127*3 296:2 905-359*2
192*2 837:9 703-135*5
207*4 568:8 350-156:2
IV. Итог урока.
Подошло к концу наше числовое исследование Туркменского района.
-Что нового узнали сегодня?
На уроке самыми активными были …..я им ставлю отметку «5».
V. Рефлексия.Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А сейчас предлагаю вам самим оценить свою работу. В классе у нас висят шары самооценки:
946152413000 –урок прошёл удачно. Я доволен собой! Если вы довольны собой, урок для вас прошёл удачно, то возьмите себе жёлтый шар.
260359461500
–Мне было трудно, я не справлялся с заданиями, Я не доволен собой, то возьмите красный шар.
VI. Домашнее задание. (с. 18, № 3) Дома решите примеры и сделайте проверку.
Использованная литература
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2009. – 25 с.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного-диалогического обучения//Образовательная система «Школа 2100». Сборник Программ. – М.,2004.- С. 75-90
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
http://abv.21309s02.edusite.ru
http://www.pedagogik-systems.ru
http://shcool-2.ru