ВЛИЯНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ НА ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРУ ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ
Если попытаться выделить основной фактор, оказывающий влияние на формирование и развитие человеческого общества – то этим фактором будет – сознательная трудовая деятельность. Именно она формирует наши знания, и навыки под ее воздействием складываются производительные силы и производственные отношения, в конечном счете, наши понятия о морали и нравственности, наука, философия, религия, искусство все это продукт нашей трудовой деятельности. Поэтому я хочу сегодня остановить свой выбор не на дворянстве и духовенстве, а на представителях третьего сословия, которые своей деятельностью обеспечивали не только уровень благосостояния общества, но и его развитие на пути к цивилизации.
С XV в. население Европы начинает расти, следствием демографического подъема является рост производства и обмена, расширяется земледелие на целинных, лесистых, болотистых и гористых землях. Наблюдается рост мануфактур, увеличение размеров деревень и городов, возрастают масштабы передвижения людей. Конечно, наблюдается и рост воин и столкновений, набегов и разбоя. Раздуваются армии и вооруженные отряды, общество порождает нуворишей и новые привилегированные классы. Кроме того, демографический подъем повлек за собой снижение уровня жизни, эпидемии, голод и переизбыток рабочей силы и т.д.
С ростом средневековых городов связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов. Возникая, как центры торговли и ремесла города были одинаково чужды, как миру деревни, так и миру феодального замка. Именно в среде горожан формировались новые ценности, свобода и равенство выковывались здесь веками.
Вещи, которые изготавливали городские ремесленники, были сложнее, качественнее и красивее, чем те, что могли, произвести крестьяне в изделиях мастеров нуждалось все больше людей. В отличие от деревни, жители которой занимались сельским хозяйством, город был центром ремесла и торговли. В городах концентрируется производство предметов роскоши и первой необходимости, в них развивается торговля. Быт горожан был намного лучше обустроен, чем быт крестьянина и даже феодала, в городах появляется сфера услуг, здесь открываются постоялые дворы, увеселительные учреждения и т.д., одним словом жизнь бьет ключом. Естественно, что каждый феодал мечтал о том, чтобы иметь у себя в подчинении хоть один город. «Нет земли без господина» гласила средневековая поговорка, где бы ни возникал город, он оказывался на земле феодала. Сначала сеньоры покровительствовали городам, стараясь привлечь как можно больше жителей, но по мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них как можно больше доходов, приказчики феодала судили горожан, взимали с них пошлины, судебные штрафы и другие платежи. Ремесленники платили сеньору своими изделиями, купцы давали ему в займы и выполняли различные поручения.
Притеснения и грабежи феодалов мешали развитию торговли и ремесла. И третье сословие начинает борьбу за независимость, по всем странам Западной Европы прокатывается волна войн городов с феодалами. Горожанам приходилось выдерживать осады и отражать штурмы феодальных армий. Такая борьба длилась порой десятки, и даже сотни лет. Некоторые города добились независимости и приобрели статус вольных. Во Франции и Северной Италии их стали называть коммунами (от латинского слова «коммунис» - общий).
Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление, то есть брали в свои руки управление делами города. Во главе города стоял городской совет, избираемый горожанами. Глава городского совета во Франции и Англии назывался мэром, в германии – бургомистром. Совет ведал судом, казной и войском города. Он руководил рынком и надзирал за порядком. Важным результатом борьбы городов с сеньорами стало освобождение горожан от личной зависимости. Если крепостному крестьянину, бежавшему от своего господина удавалось добраться до города и прожить там год и один день, он становился свободным человеком. Не даром в средние века сложилась поговорка «Городской воздух делает человека свободным».
В города стекались все свободомыслящие и свободолюбивые силы, здесь зарождаются демократия и основы парламентаризма. Наряду с этим в городах росло число бедняков, сюда стекались массы неустроенных людей из числа крестьянства, которые бежали от эпидемий и воин, голода неурожайных лет и произвола феодалов, они составляли городскую бедноту, нанимались на самую грязную и тяжелую работу. Они представляли собой дешевую рабочую силу, но вместе с тем служили источником усиливающихся социальных противоречий.
Из всего возникшего множества рассеянных рынков, важнейшим был рынок труда, на котором сам человек или, по крайней мере, его труд становились товаром. Томас Гоббс, уже говорит, что «мощь (мы сказали бы – рабочая сила) всякого индивида есть товар». А Риккардо попросту напишет: «Труд, как и любые вещи, кои можно купить или продать». Рынок труда – это такой рынок, где человек, откуда бы он ни был, предстает лишенным своих традиционных «средств производства» (если предполагать, что он ими когда-либо обладал): земельного участка, ткацкого станка, лошади, двуколки Он может предложить лишь свои кисти, свои руки, свою «рабочую силу». И разумеется свое умение.
Основой средневекового общества было крестьянство, составлявшее низы третьего сословья. Крестьянство – это количество, огромное большинство живущих, численность которых диктовалась крайне низкой производительностью труда, несовершенством орудий труда и низким уровнем агрокультуры. Это приводило к необходимости наличия избыточной рабочей силы. Парадоксально, но этот избыток людей служил помехой росту производительности. Такое многочисленное крестьянское население, жившее в условиях близких к простому воспроизводству, вынужденное без устали работать, чтобы выдержать удары частых неурожаев и выплачивать множество своих повинностей, замыкалось в границах своих повседневных задач и забот.
Однако нельзя не отметить, что крестьянский труд также претерпел изменения, став более производительным и рентабельным. Освоение новых земель стало возможным потому, что у крестьян стало больше орудий труда изготовленных из железа. Наряду с легким плугом стал шире применяться тяжелый колесный плуг, который не только глубже вспахивал почву, но и переворачивал пласты земли. Крестьянин проходил по участку плугом 2 -3 раза, а затем разрыхлял почву деревянной бороной с железными зубьями. Больше стало садов, огородов, виноградников. Продукты земледелия становились разнообразнее; урожаи выросли более чем вдвое. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позднее ветряных; они обеспечили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. С ростом посевных площадей и урожаев появилось больше кормов для скота. В хозяйствах возросло число коров, волов, овец. После изобретения хомута лошадей стали использовать в качестве тягловой силы, вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреждений. Лошадей стали впрягать в плуги – это ускорило и облегчило вспашку земли. Лошадь стала более сильным и выносливым помощником крестьянина, чем привычный вол. Однако в целом ситуация в производстве продуктов сельского хозяйства оставляла желать лучшего.
Максим Горький сказал: «Крестьяне везде одни и те же». Все крестьяне испытывали довольно постоянную нищету; проявляли терпение перед лицом, каких угодно испытаний, исключительную способность сопротивляться, приспосабливаясь к обстоятельствам; медлительность, в действиях не смотря на взрывы восстаний; приводящее в отчаяние умение, где бы они ни находились, отказываться от любых нововведений. Излишки рабочей силы из деревень постоянно пополняли городское население, являясь основой для развития мануфактурного производства.
Юбер Буржен создал модель индустриальной жизни средневекового города. Он различал четыре категории видов производства существовавших в период между XV и XVIII вв.
Категория первая: бесчисленные крохотные семейные мастерские: либо мастер, два - три подмастерья, один - два ученика; либо одна только семья мастера.
Категория вторая: мастерские, расположенные дисперсно, но связанные друг с другом. Юбер Буржен называет их рассеянные фабрики, но правильнее было бы назвать их - рассеянные мануфактуры. Говоря о рассеянной мануфактуре мы имеем в виду отдельные точки на довольно обширных пространствах, связанные между собой. Координатором, посредником, хозяином работы был купец – предприниматель, который авансировал сырье и контролировал череду последовательных соподчиненных операций, вплоть до отделки изготовленного продукта и до торговой операции. В 1685г. Английская книга с многообещающим названием «Открытая золотая жила» рассказывала, как «мануфактуристы, идя на большие затраты, велят строить огромные здания, в коих сортировщики шерсти, чесальщики, прядильщики, ткачи, сукновалы и даже красильщики трудятся вместе». Легко догадаться: «золотая жила» - это суконная мануфактура. Но мануфактура всегда располагала – и из этого правила почти не бывало исключений, - помимо работников, собранных в одном месте, также и рабочими, рассеянными в городе, где находилась мануфактура, или в близлежащих деревнях, которые все работали на дому. А, следовательно, мануфактура оказывалась в центре системы наемного труда. Тонкосуконная мануфактура Ванробэ в Абвиле использовала почти три тысячи рабочих, но невозможно сказать, сколько из этого числа работали для нее на дому.
Категория третья: «фабрика, собранная воедино», возникшая позже в зависимости от отрасли и страны. Различные операции были соединены в них в одном месте. Их отличала концентрация рабочей силы в более или менее свободных строениях, что делало возможным надзор за работой, продвинувшееся пооперационное разделение, короче говоря, рост производительности и улучшение качества изделий.
Категория четвертая: фабрики оснащенные машинами, располагавшие дополнительной мощностью текущей воды и пара. В лексике К. Маркса это просто «фабрика».
Четыре категории, четыре типа, в общем, друг друга сменявших, хотя, «сменяя одна другую, разные структуры не становятся сразу же на место прежних». Не было естественного и логичного перехода от мануфактуры к фабрике. Внедрение новых форм производства, разделения труда, рост производительности и улучшение качества выпускаемой продукции, на фоне роста численности населения вело к оживлению торговли.
Торговля во времена феодальной раздробленности была выгодным, но трудным и опасным делом. На суше и на море купцов поджидали грабители, за проезд по землям феодала полагалось заплатить пошлину. Чтобы защитить себя купцам приходилось объединяться в гильдии, нанимать охрану и путешествовать большими группами. Трудности торговли вызывали серьезные проблемы в функционировании рынков, что вызывало недовольство всех представителей третьего сословья.
Города с большой готовностью поддержали процесс централизации королевской власти. Повсеместно они выступали против феодалов, но больше чем активные боевые действия, делу объединения служила, трудовая деятельность третьего сословья.
К. Маркс писал: «Прежде чем феодальные замки рухнули под залпами королевских пушек, их стены были подрыты товарно-денежными отношениями».
К XV в. конкуренция в торговле резко возросла, с чем было связано закрытие в ряде Европейских городов торговых домов представительств ганзейского союза. Самыми оживленными местами торговли в Европе становятся ярмарки и биржи, стоящие над рынками, лавками и торговлей в разнос. Это был уровень главных приводов, большой экономики – неизбежный «этаж» капитализма, чье существование без него было бы немыслимо. Ярмарки – ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран, они продолжались почти круглый год. Здесь находились конторы нотариусов, которые позволяли при закрытых дверях совершать бесчисленные и весьма значительные сделки, настолько многочисленные, что, по словам одного историка, Жан-Поля Пуассона, они могли бы послужить, средством измерять общий уровень дел. На ярмарках появляются менялы – специалисты по денежным делам, которые со временем, накопив деньги, начинают давать их в долг под проценты, таким образом, превращаясь в ростовщиков. Из менял и ростовщиков вышли первые банкиры, которые аккумулировали в своих руках большие суммы денег.
Развитие производства и торговли, образование банковской системы, улучшение состояния агрокультуры, приводят к тому, что специализация охватывает уже не только отдельные предприятия и отрасли. Но целые страны и регионы, к возникновению мирового рынка.
До конца XV в. Европейцы знали только три части света: Европу, Азию и Африку, увеличение производства товаров и расширение торговли требовали большого количества драгоценных металлов, для чеканки монет. Но золота и серебра добывалось мало, к тому же оно веками уходило на восток в обмен на товары. Для поисков золота европейцы начали снаряжать экспедиции в неизведанные далекие страны. Результатом чего явились великие географические открытия и образование колониальной системы.
Растущим городам и королевской власти требовались образованные люди. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах. Короли нуждались в подготовленных чиновниках и судьях. В городах возникали внецерковные школы, содержащиеся на средства городских советов, появляются первые высшие школы. В XV в. В Европе было уже более 60 университетов. Университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и общему подъему культуры. Это приводит в свою очередь к сопротивлению авторитету церкви. «Истинно только то, что доказано разумом», - утверждал Абеляр. Нужды промышленного производства дали толчок развитию естествознания. Чтобы применять новые изобретения, нужно было решать задачи механики и математики. Начинаю развиваться алгебра и медицина, астрономия и география, химия и физика, юриспруденция и т.д. Одним словом наука освободилась от влияния религии. Перед учеными открылись новые просторы для объяснения мира, для изучения и открытия законов природы, тем более, что общество было заинтересованно в их труде.
С XV в., когда в передовых странах Европы развернулась борьба против феодальных порядков, совершился и переворот во взглядах людей. Наступило время Высокого Возрождения: начался невиданный до тех пор подъем культуры; бурно развивались наука, литература, искусство. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, вписали свои имена в историю человечества. Многие писатели - гуманисты резко осуждали феодальные порядки и католическую церковь. Некоторые из них, наблюдая отрицательные явления окружающей жизни, мечтали о лучшем, справедливом устройстве общества. Таковыми были социалисты-утописты Томас Мор и Томазо Кампанелла.
В это время творили великие Франсуа Рабле, Вильям Шекспир, Мигель Сервантес и многие другие. Величайший взлет изобразительного искусства произошел в Италии. Здесь жили и творили три великих современника, воплотивших в своих произведениях лучшие гуманистические черты, это Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. История средних веков Е.В. Агибалова.
2. Игры Обмена Фернан Бродель.
3.Книга для чтения по истории средних веков. Н.И. Запорожец.
ВЛИЯНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ НА ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРУ ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ.
2013г.
15