Открытый урок по русскому языку на тему Время глагола
Тема урока: Время глагола.
Цели урока:
Образовательная: совершенствовать умение оперировать понятием «момент речи»; учить излагать свои мысли ясно, коротко, выбирая главный материал; развивать монологическую речь учащихся.
Воспитательная:воспитывать у учащихся интерес к языку; расширить представление детей о времени; учить бережно относиться к нему; работать над культурой речи учащихся.
Развивающая:учить мыслить творческий; выражать свое мнение по поводу прочитанного; развивать умение анализировать текст с учетом языковедческих категорий.
Тип урока:повторение и совершенствование ЗУН.
Технология обучения: работа в группах; урок с элементами критического мышления и педагогической мастерской.
Метод обучения:словесный, практический, проблемный.
Оборудование:карточки – задания, ватман, фломастеры, различные виды часов, записанные на доске афоризмы о времени.
Ход урока.
Организационный этап.
Слово учителя:
Здравствуйте! Только что прозвенел звонок. О чем он вам напомнил? (время начинать урок.)
Звенит утром будильник – время идти на работу (в школу, в детский сад и т.д.) музыкальный сигнал на железноподорожном вокзале – значит пришло время отправление поезда. Звон склянок на корабле тоже отсчитывает время.
Скажите ребята, когда вам нужно узнать который час, что вы делаете? (Смотрите на часы.) В разные времена люди пользовались разными часами.
- А какие часы были самыми первые? (солнечные, водяные, песочные).
- Иногда говорят: «Много воды утекло с тех пор». Что означает это выражение?
Говорят так потому что, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сосудов. Время определяли по тому, сколько воды перетекло из одного сосуда в другой).
Работа в группах над значением фразеологизма.
1 группа: Объясните значение выражения. «Битый час». Когда, в каких ситуациях мы употребляем эти слова? Придумайте предложение с этим выражением.
2 группа: Объясните значение выражения. «Час пик». Когда, в каких ситуациях мы употребляем эти слова? Придумайте предложение с этим выражением.
3 группа: Объясните значение выражения. «Как снег наголову». Когда, в каких ситуациях мы употребляем эти слова? Придумайте предложение с этим выражением.
4 группа: Объясните значение выражения. «В долгий ящик». Когда в каких ситуациях мы употребляем эти слова? Придумайте предложение с этим выражением.
Битый час – целый час, долгое время ждать, говорить, заниматься чем-либо и т.п.
Происхождение выражение связано с боем часов.
Час пик – время наивысшей нагрузки транспорта, электросети.
Как снег наголову – приехать, явиться, нагрянуть совершенно неожиданно.
В долгий ящик – Откладывать на неопределенный срок, надолго.
Ответы групп. Продолжение беседы о часах и времени.
- Какие существуют часы сейчас? (Механические, кварцевые, электронные).
- Какие самые точные? (Целевые, атомные 1955., отставание к них – 1 секунда 1 100000 лет.)
- Ребята, а о чем напоминает вам биение сердца; морские приливы и отливы; восход и заход солнца; смена времен года? Что между этим всем общего? Чем они схожи? (Эти явления периодические, повторяющиеся с определенными интервалами.)
Письменная работа (индивидуально).
- Так что же такое время? Подумайте и запишите свои мысли о времени.
Ответы учащихся. После ответов учитель предлагает сравнить свое мнение с толкованием времени из словаря Ожегова.
Время: 1. Продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами. (Сколько времени? Который час?)
2. Определенный момент, в который происходит что-либо (время обеда).
3. Пора дня, года, (зима, лето…)
4. Период, эпоха (времена Абая, Петра I, суровые времена).
5. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего будущего времени.
Включение ассоциативного ряда. У каждого человека свое время и свое представление о нем. Значит, и его изображение может быть каким угодно. Именно об этом рассказал в своем стихотворении молодой поэт Григоре Виеру.
Послушайте:
Как спелая малина, уже заря алеет.
- Скажи, рыбак, который час? Который час? Сейчас?
Грести не устает рука, весло в руке у рыбака:
- Ты говоришь, который час? Синий час, синий час.
В лесу, лесу зеленом зеленая поляна.
Коса с веселым звоном по траве гуляла.
- Взгляни косарь, который час? Который час? Сейчас?
Хоть есть часы у косаря, не остановить косу зря:
- Гляди, дружок, который час? Зеленый час, зеленый час.
Встретили мы лодыря в тенечке, у дороги.
Малый спит до одури, как медведь в берлоге.
- Послушай, эй, который час? Который час? Сейчас?
Но лодырь сутки прозевал, ни разу глаз не открывал:
- Чего кричишь, который час? Темный час, темный час.
Вот и представьте себе, что поэт спросил вас, который час , а вы ответите ему «в цвете». (Дети рисуют : разукрашивают каждый свое имя, прикрепляют на доску.) По рисункам видно, как много разных представлений о времени у ребят.
Работа в группах.
Человек и время находятся в вечный борьбе друг с другом. Прочитайте стихи. Какие мысли, размышления вызывают у вас эти строки? В каких отношениях находятся человек и время?
Глагол времен! Металла звон!
Твой страшный глас меня смущает;
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет – и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как малейшей, косою блещет,
И дни мои, как злак сечет.
Г.Р.Державин.
Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья народы, царства и царей.
Г.Р.Державин.
Расцветайте, отцветайте, многоцветно, полновластно
Раскрывайте все богатство ваших скрытых юных сил,
Но в расцвете не забудьте, что и смерть, как жизнь, прекрасна
И что царственно молчанье холодеющих могил.
К.Д.Бальмонт.
Социализация. (Ответы учащихся).
Беседа с классом.
- Как время определяется в языке? Какая часть речи обладает этой категорией?
- Что можно считать точкой отчета времени? Могут ли ею быть слова «сегодня», «вчера», «завтра»? ( Точкой отчета для времени глагола является момент речи. Тот момент, когда мы говорим.)
- Расскажите о значении времен глагола, используя выражение «момент речи».
Если действие происходит в момент речи - это настоящее время . Если действие происходит до момента речи – это прошедшее время. Если действие произойдет после момента речи – это глагол будущего времени.
- Как связан вид глагола с категорией времени?
Как изменяются глаголы прошедшего времени? ( По числам и родам в единственном числе).
Как изменяются глаголы настоящем и будущем времени? (По лицам и числам).
Проверка усвоенного материала.
1 группа. Прочитайте текст. Выпишите из текста глагол несовершенного вида, 1 спряжения, возвратный, в форме множественного числа, настоящего времени, 3 лица.
2 группа. Прочитайте текст. Выпишите из текста глагол совершенного вида, 2 спряжения, возвратный, в форме множественного числа, прошлого времени.
3 группа. Прочитайте текст. Выпишите из текста глагол совершенного вида, 1 спряжения, невозвратный, в форме множественного числа, будущего времени, 3 лица.
4 группа. Прочитайте текст. Выпишите из текста глагол несовершенного вида, 2 спряжения, невозвратный, в форме множественного числа, прошлого времени.
Ходили летом по грибы и ягоды? Весной можете отправиться по … рога! Лоси сбрасывают зимой рога, они отваливаются у них , как сухие сучки от дерева. Ни к чему они им теперь – кончились осенние поединки. К чему напрасно лишнюю тяжесть таскать? А к осени новые вырастут, еще лучше, ветвистее старых…
Ответы: 1 группа – отваливаются, 2 группа – кончились, 3 группа – вырастут, 4 группа – ходили.
Проверка творческого домашнего задания.
Заслушиваем 1 домашнюю работу от группы на тему «Когда я был маленьким».
- Какая форма времени глагола употребляется в большинстве случаев, когда мы говорим о прошлом, о том, что с нами было?
- А глаголы в форме какого времени мы будем использовать, если речь пойдет о наших сегодняшних делах?
- А если мы будем говорить о будущем?
Задание на дом. Написать сочинение – миниатюру «Каким я буду, когда я вырасту».
Заключительное слово учителя.
На доске записаны слова о времени. Эти афоризмы принадлежат выдающимся людям прошлого. Знакомы ли вам имена этих людей? Почему мы их знаем и помним, ведь они жили в другое время?
Все выдающиеся люди причастны к категории времени. Время не властно над их творениями. Эти люди определили время своими делами, потому что умели ценить время, не жалели времени для других, старались сделать как можно больше. Они ценили, берегли время. Поэтому их имена помнят потомки. Задумайтесь и вы над этим вопросом. Научитесь ценить, беречь свое время.
Афоризмы.
«Время – ткань, из которой состоит жизнь».
Бенджамин Франклин.
«Время Врачует раны».
Августин.
«С каждый новой минутой начинается для нас новая жизнь».
Ромен Роллан
«Время – великий учитель».
Пьер Корнель
«Время – движущееся подобие вечности».
Платон.
Выставление и комментирование оценок.