Классный час Путь к счастью лежит через здоровье
Классный час "Путь к счастью лежит через здоровье"
Пояснительная записка.
Данное внеклассное мероприятие, посвящённое формированию основ ЗОЖ, рассчитано на учащихся 5 класса. Как известно, диспансеризация школьников
Богучарского района показывает, что лишь 1/3 учащихся может считаться практически здоровыми, остальные нуждаются в медицинской помощи.
Целью классного часа «Путь к счастью лежит через здоровье» является расширение представления детей о ЗОЖ, формирование позитивного отношения к активному образу жизни, к занятиям физической культурой, побуждение к двигательной активности, саморазвитию.
С детьми проводится подготовительная работа: ученики делятся на группы и получают задание.
а) Историки:
- рассказать о системе спартанского воспитания в Древней Греции.
б) социологи:
- провести анкетирование среди одноклассников «Честно спросите себя».
в) врачи:
- познакомить учащихся с основами ЗОЖ.
г) художники:
- написать плакаты с высказываниями о здоровом образе жизни, сделать презентацию.
д) актёры:
- подготовить сценку о влиянии пагубных привычек.
Оформление:
- написать на доске тему классного часа, эпиграф, демонстрация презентации.
Форма проведения: час общения.
Содержание:
1. Вступительное слово классного руководителя «Здоровье – величайшая ценность».
2. Отчёты творческих групп:
А) Историки о спартанском воспитании;
Б) Физическое развитие класса с точки зрения социолога;
В) Врачи о сохранении здоровья;
Г) Сценка «Пагубные привычки»;
3. Решение задач по ЗОЖ (групповая работа);
4. Заключительное слово;
5. Подведение итогов (рефлексия).
6. Список литературы.
Главные медикаменты – это
чистый воздух,
холодная вода, пила и топор.
В.Д.Поленов.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей. Известный учёный 20 века И.П.Павлов говорил: «Человек может прожить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Лучше всех об этом знают люди нездоровые. Физические страдания лишают их главного, к чему стремится человек, - счастья».
- Послушаем отчёты творческих групп. Первое слово историкам.
2. Отчёты творческих групп.
А) Историки.
Историк 1:
- Как известно, Спорта была одним из могущественнейших полисов Древней Греции. Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка и, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть.
Историк 2:
- Когда мальчики достигали 7 лет, их забирали у родителей и распределяли по отрядам. Ребят обучали стойко переносить неудобства и лишения. Бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник. Кормили мальчиков скудно, побуждая из самих добывать себе пищу. Суровое воспитание делало из юношей закалённых воинов, готовых к любым испытаниям.
Классный руководитель:
- Что вы думаете о таком «улучшении человеческой породы»?
- Что в воспитании мальчиков может вызвать осуждение?
- Что хорошего было в спартанском воспитании?
- Известно ли истории 20 века что-либо подобное?
- Как вы понимаете право на выживание, записанное в Конвенции о правах ребёнка?
- А теперь предоставим слово социологам. Они провели опрос среди учеников нашего класса и сделали выводы об уровне физического развития нашего класса. Посмотрим, кого бы из вас могли принять в спартанский отряд.
Б) Социолог:
- Было опрошено 20 человек нашего класса. Они отвечали на вопросы анкеты под названием: «Честно спросите у себя». За каждый ответ «да» вы получили 3 балла, за каждый ответ «нет» - 1 балл. По сумме набранных баллов была определена ступень физического развития. Итак, получилась следующая картина.
10-15 баллов – низкая ступень, это 30% нашего класса.15-25 баллов – средняя ступень, это 50% учеников. 25-30 баллов - высокая ступень, её имеют лишь 20% ребят. (Вопросы анкеты даны в приложении).
Классный руководитель:
- Да, немногие бы смогли попасть в отряд юных греков и выдержать суровые нагрузки. А причину этого нам объяснит группа врачей. (По ходу выступления демонстрируется презентация).
В) Врач 1:
-Ребята, каждый может вести здоровый образ жизни. Здоровье за деньги не купишь. Обратимся к эпиграфу нашего классного часа: «Главные медикаменты – это чистый воздух, холодная вода, пила и топор». Я докажу вам это. Послушайте некоторые важные истины.
( Открываются изготовленные группой художников плакаты о здоровом образе жизни:«Движение – основа жизни».
«Избыточный вес – враг здоровья».
«От закаливания зависит прирост жизненных сил организма».
«Преодолевайте лень»!)«Любые вредные привычки губительны».
«Здоровье человека – в его собственных руках».
Первое, «Движение – основа жизни».
Работа мышц человека усиливает обмен веществ в организме. Некоторые из этих веществ являются источниками энергии для сердечно - сосудистой системы. Чем сильнее физическая нагрузка скелетных мышц, тем больше энергии получает сердце. Так природа тесно связала работу мышц с деятельностью сердца. Утренняя зарядка способствует окончательному пробуждению ото сна. Она выводит организм из его сонного состояния. Она настраивает на рабочий лад. Улучшает кровоснабжение тканей. Более глубоким становится дыхание. Укрепляется сердечная мышца. Увеличивается поступление кислорода в лёгкие и кровь.
Второе, «Избыточный вес – враг здоровья». Откуда он берётся? Некоторые люди не способны есть умеренно. С пищей они получают энергии больше, чем тратят при ходьбе, движении. Переедание – одна из основных причин избыточного веса тела.
Врач 2:
- Третье, «От закаливания зависит прирост жизненных сил организма». Закаливание – это постоянное воздействие солнца, воздуха и воды. Организм постепенно приспосабливается к их влиянию. Тогда он легче переносит жару, холод, ветер, дождь, сырость. Таким образом, закаливание предохраняет человека от простуд и инфекций. Улучшается сон и настроение, повышается аппетит.
Четвёртое, «Преодолевайте лень»!
Врач 3:
- Пятое, «Любые вредные привычки губительны». Курить можно только в том случае, если человек решил распрощаться со своим здоровьем как модно быстрее. Если человек курит, ему уже не стоит вспоминать об экологических проблемах – о чистоте воздуха и воды, о хорошем качестве продуктов. Сигареты всё перечеркнут! «Безобидным» алкоголь никогда не был и не будет, особенно в школьном возрасте. Пиво только на рекламных картинках бывает красивым и полезным. А в молодом организме – это «дьявол, поменявший квартиру». Из красивой банки он переселяется в молодое тело и устраивает там настоящий погром.
Шестое, «Здоровье человека – в его собственных руках».
Известно немало случаев, когда благодаря силе воли люди не только сохраняли на долгие годы до самой смерти, но и возвращали, казалось бы, навсегда утраченное здоровье. Примером может служить судьба артиста цирка Валентина Дикуля или знаменитого штангиста Юрия Власова.
Классный руководитель:
- Как вы понимаете выражение «Здоровье за деньги не купишь»?
- Какую роль в сохранении и укреплении здоровья играют воля и характер человека?
- Как и зачем следует избегать избыточного веса?
- Какова роль физической активности в укреплении здоровья?
- Для чего необходимо закаливание?
- Какие удары по здоровью наносят вредные привычки?
- А сейчас посмотрим сценку «Пагубные привычки», которую приготовила наша актёрская группа.
Г) Сценка «Пагубные привычки».
Действующие лица: Никотин, Алкоголь, Мозг, Желудок, Печень, Лёгкие.
Действие: ребята (Мозг, Желудок, Печень, Легкие - на груди таблички) занимаются физическими упражнениями. Звонок в дверь.
Никотин:
- Здравствуйте, можно войти? Мы представители фирмы «Загуби своё здоровье», меня зовут Никотин, а это Алкоголь. Разрешите спросить, а как зовут вас, наши будущие клиенты?
Мозг:
- Я Мозг. А это мои друзья Желудок, Печень, Лёгкие.
Алкоголь:
- Как хорошо, мы попали по правильному адресу. Внимание, первым покупателям нашей продукции предоставляем 100% скидку. Воспользуйтесь этой уникальной возможностью.
Желудок:
- А что же вы продаёте? Бесплатный сыр только в мышеловке.
(Никотин и Алкоголь достают из сумки и выставляют на стол разные коробочки, флаконы, рекламируя их.)
Никотин:
- К каждому клиенту у нас индивидуальный подход. Вот тебе, Сердце, предлагаем Стенокардию. А вот Инфаркт миокарда, обширный - преобширный.
Алкоголь:
- Для тебя, Желудок, у нас есть Тошнота, Рвота, Язва, все товары самые свежие.
Никотин:
- Для Мозга мы припасли Склероз, Слабоумие.
Никотин:
- А для вас, дорогие Лёгкие, всё самое лучшее – Кашель, громкий, надрывистый, затяжной. Вот ещё и Туберкулёз припасли. А напоследок – Рак!!!
Мозг, Сердце, Лёгкие, Желудок все вместе:
- Не нужны нам такие товары! Уходите, пока руки-ноги целы!
Берегите свое здоровье. Помните: ваше здоровье в ваших руках.
3.Решение задач по ЗОЖ.
( Задачи даны в приложении).
Классный руководитель:
- Итак, ребята, здоровье находится в ваших руках. Многое зависит от самого человека. Сейчас мы решим задачи по здоровому образу жизни и проанализируем допущенные ребятами ошибки, чтобы самим их не совершать. (Ученики делятся на группы и получаются задания. Даётся время на обсуждение 3 минуты.) Выступают представители каждой группы, предлагают свои решения описанной проблемы. Остальные ребята могут предложить свои варианты.
4. Заключительное слово.
Классный руководитель:
- «Человек живёт на земле, - писал французский литератор Стендаль,- не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым». Я призываю вас не упустить своего счастья из-за различных болезней и недугов. Путь к счастью лежит через здоровье. Сделайте свой выбор! Будьте здоровыми и красивыми! Будьте сильными и умными! Чтобы вести ЗОЖ, нужно обладать информацией. Надеюсь, сегодня вы такую информацию получили.
5. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель:
- Что осталось у вас после сегодняшнего разговора? Будете ли вы вспоминать его позже? Или считаете вопрос не стоящим вашего внимания?
Список литературы.
Соколов Я.В. Жизнь даётся один раз: Книга для учащихся.- М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
Классные часы: 8 класс/ Авт-сост. А.В Давыдова.- М.: ВАКО,2010.