Схема-урок по русскому языку на тему Связь слов,отвечающих на вопрос кто?, что? и слов какая?, какое?, какой?, какие? в предложении (2 класс)






Схема-урок
по русскому языку во 2 классе.
Теме: «Связь слов , отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» и слов , отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» в предложении.»






















Выполнила
Епихина Ольга Сергеевна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №8»
городского округа
г. Урюпинск
Волгоградской области














Образовательная программа «Школа 2100».Учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. 2класс.
Тема урока
Связь слов , отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» и слов , отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» в предложении.

Цель урока
Создать условия для представления о словах ,отвечающих на вопросы «кто?» , «что?» , и словах , отвечающих на вопросы «какой?» , «какая?», «какое?» , «какие?» ,способствовать формированию умения находить в предложении данные слова и устанавливать связь между ними.
Создать условия для формирования мыслительных операций : анализ , сравнение , обобщение , умение работать по алгоритму; способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления, коммуникативных умений, способствовать воспитанию познавательного интереса, веры в свои силы.
Способствовать воспитанию потребности совершенствовать свою устную и письменную речь.

Задачи
Образовательная: дать определение понятию связь слов-предметов и слов-признаков; научить распознавать главное и зависимое слова; научить определять связь слов-предметов и слов-признаков.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать материал; продолжить формирование орфографической зоркости.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Правильно ставят вопросы к словам в предложении (кто? ,что? ,какой? ,какая? ,какое? ,какие?) ,находят главное и зависимое слово.
Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других ,владеют приёмами монологической и диалогической речи
Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
Проявляют интерес к изучению учебного процесса.

Решаемые учебные проблемы
Находить в предложении слова-предметы и относящиеся к ним слова-признаки по вопросам, устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками.

Основные понятия, изучаемые на уроке
Слова-предметы ,слова-признаки ,главное слово ,зависимое слово.

Вид используемых на уроке средств ИКТ
Ноутбук ,проектор.

Образовательные интернет-ресурсы


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Цель для учителя: создать осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности; актуализировать знания учащихся; организовать деятельность, достаточную для операции построения новых знаний: анализа, синтеза, классификации.
Цель для детей: дать возможность подготовиться к продуктивной работе; продемонстрировать актуализацию знания в письме и устной речи.


Деятельность учителя
-Чему был посвящен прошлый урок?
-Приведите примеры.
-Сегодня мы продолжим работу. Как мы будем работать?
-Наш следующий шаг в познании?
-Как поступим дальше?

-С каким настроением вы примитесь за работу?
-Почему важно приступить к работе с хорошим настроением?
-Улыбнитесь друг другу! В путь!
-С чего начнём работу?
_Я приготовила вам сюрприз. Посмотрите на доску. (На доске карточки в разбросанном виде.)
-Предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила такой работы.
-Помогая друг другу в парах, составьте сочетания слов. Необходимые материалы на столе в конвертах. Одна пара работает у доски.


-Какое название можно дать первому столбику? (Сверху над словами первого столбика прикрепляется табличка «Слова-предметы» и убираются все рисунки данного столбика.)
-Какое название можно дать третьему столбику? (Сверху над словами третьего столбика прикрепляется табличка «Слова-признаки» и убираются все таблички данного столбика.)
-Какое название можно дать оставшемуся столбику? (Сверху над словами второго столбика прикрепляется табличка «Вопросы» и убираются все таблички данного столбика.)
На доске: Слова-предметы Вопросы Слова-признаки




Деятельность обучающихся
-Учились устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками.
-Красивый мальчик, зелёная доска, яркое солнце и т.п.
-Сначала повторим, что знаем.
-Выясним, чего не знаем.
-Вместе найдём способ при помощи которого сможем открыть новое знание.
-С хорошим.


-С повторения необходимых знаний.


-Работать должны оба; своё несогласие высказывай вежливо, один говорит, другой слушает; если не понял, переспроси.
Рисунок солнышка какое? яркое
Рисунок тучи какая? серая
Рисунок дождя какой? сильный
Рисунок листьев какие? Жёлтые
-Слова, обозначающие предмет.
-Слова, обозначающие признак предмета.

-Вопросы.




2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Цель для учителя: организовать фиксацию места затруднения.
Цель для детей: на основе изученного материала, учиться отстаивать свою точку зрения.

Деятельность учителя
-Что показывают вопросы от слова-предмета к слову-признаку?
-Связь между этими словами будем обозначать стрелочкой. От какого слова задаем вопрос?
-Слово-предмет в сочетании слов мы будем обозначать крестиком. К какому слову мы задаём вопрос?
__________________________ х
-Что у нас получилось?
-Используя данную схему как образец, попробуйте найти подобное сочетание слов из предложения:
« Красивая в этом году осень.»
-Мы выполняли такие задания?
-Как вы думаете, нам важно научиться находить данные сочетания слов в предложении?
-Поэтому, что вы сейчас должны сделать?
-Выпишите сочетания слов. (Дети самостоятельно выписывают сочетания слов.)
-У кого нет сочетания? Что вы не смогли сделать?
-Кто нашёл, прочитайте свои сочетания.
-Назовите правило, которым вы пользовались.
-Что вы не можете сделать?
-Значит, что у нас возникло?
-Что нужно сделать?
-Какое задание вы поняли?
-Чем пытались пользоваться?
-Где возникло затруднение?
-Как вы думаете, почему мы не можем выписать из предложения сочетания слов-предметов и слов-признаков и доказать, что мы правы?
Деятельность обучающихся
-Связь между этими словами.

-От слова-предмета.
-К слову-признаку.


-Схема.


-Нет.
-Да, чтобы чётко видеть связь между словами-предметами и словами-признаками.
-Попробовать выполнить данное задание.


-Мы не смогли найти сочетания в предложении.


-Мы не можем назвать правило.
-Затруднение.
-Остановиться и подумать.
-Мы должны найти в предложении словосочетания, подходящие к схеме.
-Полученной схемой.
-В последовательности выделения слов из предложения.
-Мы не знаем способа выбора сочетания слов-предметов, слов-признаков.

3. ЭТАП целеполагания
Цель для учителя: решение учебной задачи и обсуждение проекта решения.
Цель для детей: формировать выводное знание, полученное во время практических исследований.

Деятельность учителя
-Какая перед вами стоит цель?

-Как вы сформулируете тему урока?
(Вывести на доску тему урока)
-Как вы думаете с чего надо начать работу по установлению связи слов-предметов и слов-признаков в предложении?
-Что будем делать далее?
-А потом?
Деятельность обучающихся
-Открыть алгоритм выбора сочетания слов-предметов и слов-признаков.
-Связь слов-предметов и слов-признаков в предложении.

-С прочтения предложения.
-Найдём главное и зависимое слово.
-Попробуем задать вопросы, сделаем вывод.

4. ЭТАП планирования
Цель для учителя: организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Цель для детей: учиться преодолевать затруднения.

Деятельность учителя
-Какой первый шаг?
-Прочитайте предложение. Какой следующий шаг?
-Какое слово называется главным?
-Какое слово называется зависимым?
-Какие слова первоначально надо найти в предложении?
-Найдите это слово.
-Какое слово будет зависимым?
-Поставьте вопрос.
-Подумайте, почему нельзя поставить вопрос от слова «красивая» к слову осень?
-Что обозначает слово «красивая»?
-Что мы обнаружили?
-Запишите эту пару слов, обозначив связь между словами.
Деятельность обучающихся
-Прочитаем предложение.
-Найдём главное и зависимое слово.
-От которого ставится вопрос.
-Слово, к которому ставится вопрос.
-Слова-предметы.
-«Что?»-осень.
-Слово «красивая».
-Осень «какая?» красивая.
-Слово «красивая» уточняет представление об осени.
-Признак предмета.
-Связь между словом-предметом и словом-признаком.
Ученик фиксирует на доске: х__какая?_____
осень красивая

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.
Цель для учителя: зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи;
Цель для детей: составить алгоритм, учиться находить словосочетания в предложении.

Деятельность учителя
-Вспомните, как мы открывали связь между словом-предметом и словом-признаком и сформулируйте в группах основные шаги по установлению связи.(Смотрю,говорю,записываю)





-Какую цель вы перед собой ставили?
-Мы смогли найти связь слов-предметов и слов-признаков?
-При помощи чего мы установили эту связь?
-Как мы обозначили эту связь на письме?
-Посмотрите внимательно на доску. Что у нас получилось?
-Мы выполнили поставленную цель?
-Наш алгоритм помог выполнить данное задание?
-Какой можно сделать вывод?
Деятельность обучающихся
Учащиеся совещаются и фиксируют алгоритм.
На доску выводят эталон:
1.Прочитайпредложение.
2. Найди слово-предмет.
3. Задай вопрос «какая?» «какой?», «какое?», «какие?».
4. Запиши пару слов и обозначь связь. ____________
х
-Составить алгоритм выбора сочетания слов-предметов и слов-признаков из предложения.
-Да .
-При помощи вопроса «какая?».
-Стрелочкой от слова-предмета к слову-признаку.
-Алгоритм нахождения слов-предметов и слов-признаков.
-Да.
-Да.
-При помощи нашего алгоритма мы всегда сможем найти в предложении сочетание слов-предметов и слов-признаков и обозначить связь между ними.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
Цель для учителя: учить применять полученные знания на практике; организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия ,закрепить изученные знания, оценить учебную деятельность класса.
Цель для детей: оценивать результаты своей работы, учебной деятельности, учиться находить словосочетания с помощью алгоритма, уметь фиксировать свои знания-незнания.

Деятельность учителя
-Какой следующий шаг на уроке?
-Выполним упражнение учебника № 73. Прочитаем задание. Каково задание?
-Что поможет нам выполнить это задание?
-Вы пишите сочетания слов-предметов и слов-признаков и обозначаете связь между ними, работая только с первым предложением. (Несколько учащихся выходят к доске по цепочке и выполняют задание с комментированием.)
-Предлагаю поиграть в игру «Учитель-ученик». Учащиеся во втором варианте будут учителя, а сидящие в первом варианте, будут учениками, они выполняют задания, работая с третьим предложением. (Учащиеся работают в парах.)
-Молодцы! Учителя, проверьте, правильно ли выполнили ученики задание.
-Справились с заданием?
-Как проверить?
-Для самостоятельной работы возьмём пятое предложение из упражнения. (Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях).
-Проверьте свою работу по подробному образцу на доске.
-Критерии оценивания:
Пять плюсов-«молодец»;
Четыре плюса-«хорошо»;
Три плюса-«потренируюсь ещё». Индивидуально спросить тех, кто не оценил свою работу.
-А чём причина?
Какова наша дальнейшая цель?
-Где вы можете это сделать?
Физкультминутка.
-Вы хорошо поработали, а теперь мы немного поиграем. Я составила сочетания слов-предметов и слов-признаков. Если правильно составлено сочетания слов, то вы стоите, а если с ошибкой, то приседаете: голубое небо-стоят
идёт снег-приседают
осеннее день-приседают
осенний погода-приседают
пасмурная осень-стоят
холодный дождь-стоят
красные листья-стоят
солнечное утро-стоят.
-Посмотрите, на доске есть ещё белый квадрат, хотите узнать, что там спрятано?
Под квадратом слова: КАНИКУЛЫ, ПРОШЛИ, ОСЕННИЕ, НЕДАВНО.
-Что написано?
-Может предложение?
-Как вы думаете, какое задание вас ждёт?
-Составьте предложение.
-Запишите, найдите связь слова-предмета и слова-признака, укажите её графически.
-Кто-нибудь хочет поработать у доски. (Желающий ученик работает у доски с комментированием.
Деятельность обучающихся
-Потренироваться в использовании нового алгоритма.
-Выписать сочетания слов-предметов и слов-признаков и обозначить связь между ними.
-Алгоритм и схема на доске.




На доске образец: Слон (какой?) настоящий, живой.
Братик (какой?) новый, рыжий

-Да.
-Выполнить самостоятельную работу.
Волк (какой?) серый
В лесу (каком?)густом
Лису (какую?) рыжую



-Не успел, запутался в вопросах.
-Тренироваться в использовании открытого алгоритма.
-При выполнении домашнего задания.











-Конечно.


-Слова.
-Нет, слова не связаны по смыслу.
-Составить предложение, найти связь слова-предмета и слова-признака.
-Недавно прошли осенние каникулы.

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока)
Цель для учителя: учить оценивать свою учебную деятельность.
Цель для детей: адекватно оценивать свою работу.

Деятельность учителя
-Какую цель ставили на уроке?

-Какие шаги учебной деятельности мы выполнили?



-Какие были трудности и на каком шаге учебной деятельности?
-Постройте шкалу и оцените свою работу на уроке.
-Поделитесь с нами, как вы оценили свою работу на уроке. Покажите.

_По вашим оценкам я вижу, что мы потрудились хорошо.
Деятельность обучающихся
-Открыть алгоритм нахождения словосочетаний, состоящих из слов-предметов и слов-признаков в предложении.
-Повторили известный материал по теме: «Слова, обозначающие признаки предмета, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; «Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; выполнили пробное действие-выбирали сочетания слов-предметов и слов-признаков в предложении.
-Задавать вопросы, если слова изменены для связи слов в предложении, при повторении и закреплении нового знания. (Учащиеся на полях тетради чертят шкалу и отмечают на ней крестиком.
«Две ладошки»-я активно работал, у меня всё получилось. «Одна ладошка»-я старался, но у меня были затруднения. «Ладошки спрятаны»-мне трудно было самостоятельно выполнять эту работу.

8 ЭТАП Домашнее задание. Цель для учителя: выяснить затруднения и скорректировать выполнение домашнего задания.
Цель для детей: проанализировать свои знания, применить их на практике.
1. Если активно работали на уроке и у вас всё получилось, то из любой сказки А. С. Пушкина выписать предложение, найти связь слова-предмета и слова-признака и указать её графически.
2. Если вы старались, но у вас были затруднения, выполнить упражнение №59, с. 29 «Дидактического материала».
3. Если вам трудно выполнить работу самостоятельно, то необходимо вновь вернуться к записям в тетрадях, прочитать и пересказать маме или папе, затем выполнить упражнение № 72, с. 56 учебника.



15