Открытый урок по русскому языку во 2 классе. Как установить связь слов в предложении?


Открытый урок о русскому языку. 2 класс. 29.09.2016
Как установить связь слов в предложении?
I. Орг. момент
- Ребята, встали ровно. Порядок на столе. Настроились на урок. Давайте поприветствуем наших гостей! Молодцы! Спасибо!
- Сядьте удобно. Стульчики подвиньте. Спинка прямая. Руки на парте.
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка.
- Давайте вспомним о такой букве, как ь.
Мягкий знак – хитрый знак:
Не произнести его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Для чего в слово просится ь? ( Для обозначения мягкости согласных)
- А ещё какая функция есть у ь? ( Разделительная. Разделяет согласную от гласной: вьюга, соловьи, льёт, деревья)
2. Минутка чистописания: сочетание ья3. Выборочный устный диктант.
- Я буду читать предложения, а вы называйте только слова с ь.
Всё короче наша тень, (читать по одной строчке)
Это значит - скоро день.- В этой строчке есть слово с ь?
Бежит недалечкоРеченька-речка.
Маленькая речка,
Меньше ручейка.
4. Словарная работа.
- Отгадайте слово.
- Первая буква задуманного слова – это гласная буква в слове мяч. (Я)
- Вторая буква – согласная в первом слоге слова болото (Б)
- Дальше идёт такой же слог, как второй слог в слове соловей (ЛО)
- Следующая буква обозначает парный глухой звук к звуку [г] (К)
- Последняя буква акая же, как в слове быстро . (О)
- Какое слово получилось? (Яблоко). Ребята с буквами, постройтесь по порядку у доски. Это слово начинается с буквы, которую мы писали на минутке чистописания.
(Повесить картинку на доску)
- Откройте словарные тетрадки, запишите слово яблоко поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
- Запишите слово яблоня. Поставьте ударение, подчеркните букву о.
- Буква о похожа на яблочко, которое спряталось в этих словах.
(Изображение на доске)
- Закройте словарные тетрадки.
5. Работа по карточкам
- А теперь возьмите карточку со словарными словами. Вставьте пропущенные буквы.
- Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте друг у друга ошибки. Если есть ошибка, аккуратно её зачеркните, сверху напишите правильную букву.
- Сверьтесь с образцом на доске. (Открыть «Проверку словарных слов»)
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
Если больше двух ошибок, ставим «-«- Поднимите руки, кто получил «5», «4».
- Другие ребята, повторите словарные слова!
III. Физминутка для глаз
Упражнения для глаз
Будем делать мы сейчас.
Смотрим вверх, смотрим вниз.
Смотрим вдаль, смотрим вблизь.
Если глазки устают, упражнения спасут.
IV. Самоопределение к деятельности.
- Составьте нераспространённое предложение со словом яблоня. (Яблоня растёт)
- Запишем (на доске – один ученик, остальные – в тетрадях)
- Найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое (Что?- яблоня, яблоня что делает? – растёт)
- Как связаны слова в предложении? (Слова в предложении связаны по смыслу, и от одних слов к другим можно задавать вопросы)
V. Работа по теме урока.
- Стр.37. Прочитайте тему урока.
- Какую цель мы поставим себе на уроке? Чему будем учиться? (Учиться устанавливать связь слов в предложении)
- Упр. 43 Устно.
- Сравните предложения. (У них одинаковая основа, но первое предложение нераспространённое, а второе распространённое)
- От какого слова задаём вопрос к слову спелое? (От слова яблоко (какое?) спелое)
- Какой вопрос зададим к слову с яблони? (Откуда?)
- Обратите внимание! Стр.37 (Прочитать вслух ученику)
- Как слова связаны в предложении? (По смыслу)
- Как устанавливается их связь? (По вопросам, которые мы задаём от слова к слову)
VI. Физкультминутка.
- А сейчас я буду произносить предложения. Если в конце предложения нужно ставить точку, то вы должны подпрыгнуть. Если – восклицательный знак, - хлопнуть в ладоши над головой. Если вопросительное, - пожать плечами.
На улице идёт дождь.
Как красив осенний лес!
Какое сегодня число?
Поздравляю с Днём рождения!
Ручеёк бежит с горы.
Соблюдайте чистоту!
Вы читали эту книгу?
VII.Закрепление.
- Упр.44 Письменно
- Прочитайте предложение. (Могучий дуб одиноко стоял на краю леса.)
- Докажите, что это предложение распространённое. (Есть главные и второстепенные члены предложения).
- Спишите предложение. Подчеркните главные члены. Выпишите остальные пары слов, связанные по смыслу (или только стрелки с вопросами – смотря по времени). (У доски по одному ученику)
(Учитель пишет предложение на доске)
VIII. Рефлексия.
Работа в парах по карточкам.
- Подчеркните основу предложения.
IX. Итоги.
- Как связаны слова в предложении? (Слова в предложении связаны по смыслу)
- Как устанавливается связь слов в предложении? (По вопросам, которые мы задаём от слова к слову)
- У кого всё сегодня на уроке получилось?
- Какое задание было для вас интересным?
- Какое задание было для вас трудным?
- Молодцы! Спасибо всем за урок!
X. Д/з.
- Упр. 46, правило стр.37