Русская словесность 9 класс Альбеткова Р.И.


Пояснительная записка
Рабочая программа по русской словесности для 9 класса разработана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности.» под редакцией Р. И. Альбетковой. – М. :Дрофа, 2012 к учебнику Альбетковой Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. Программа по основам русской словесности для 5—9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение у потребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Количество часов - 68 часов (2 часа в неделю)
Преподавание ведётся по учебнику
Русская словесность. От слова к словесности. 9 кл.: учеб. пособие/ Р. И. Альбеткова.- М.: Дрофа, 2013.
Рабочая тетрадь
Русская словесность. От слова к словесности. 9 кл.: рабочая тетрадь/ Р. И. Альбеткова.- М.: Дрофа, 2013
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:
- пояснительную записку;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения учебного предмета;
- формы и методы контроля.
Основная цель русской словесности в 9 классе:
помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческом у употреблению родного языка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Программа по основам русской словесности для 5—9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.
В 9 классе на уроках словесности обучающиеся осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качество текста.
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культур, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; 1) освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; развитие представления о том, что такое автор, рассказчик, разновидности авторского
2) развитие умения самостоятельно различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, умения понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.
Эта программа предполагает развитие художественно – творческих способностей детей. У обучающихся должно быть сформировано умение, обеспечивающее самостоятельное освоение художественных ценностей и должно быть выработано чувство эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой. И вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи.
1. На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом, — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа по русской словесности для 9 класса рассчитана на 68 часов в соответствии с базисным планом МОБУ СОШ №1 с. Бакалы, по 2 часа в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;
- определять тему и основную мысль произведения;
- различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;
- создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;
- рассказывать о событии с использованием диалога;
- создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;
- употреблять стилистически окрашенные слова в речи;
- создавать стилизацию и пародии;
- различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;
- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;
- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;
- писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;
- писать сочинение-эссе по лирическому произведению;
- создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;
- писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;
- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;
- выразительно читать эпические и лирические произведения.
В ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- выполнение различных заданий исследовательского характера;
- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;
- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;
- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
1.Средства художественной изобразительности – 11 ч
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
/// Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
2.Жизненный факт и поэтическое слово – 4 ч
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
/// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях.
3.Историческая жизнь поэтического слова – 8 ч
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
/// Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
РАЗДЕЛ 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
4.Произведение искусства слова как единство художественного содержания
и его словесного выражения – 8 ч
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
/// Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
5.Произведение словесности в истории культуры – 2 ч
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.
/// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русской словесности ученик должен:
знать/понимать
идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
поэтическое значение словесного выражения в произведениях древнерусской литературы и произведениях литературы XVIII , XIX, ХХ вв.;
способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности;
произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности;
художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;
значение художественного образа, героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
уметь
выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем;
использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях; определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;
сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;
сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать художественную правду в произведениях, написанных left000как в правдоподобной, так и в условной манере; создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях;
аудирование и чтение
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
передавать при чтении лирического произведения своеобразие образа-переживания;
понимать идею драматического произведения и передавать её в чтении по ролям.
говорение и письмо
применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
редактировать и совершенствовать текст;
использовать средства комического изображения в собственных сочинениях;
создавать собственные высказывания, отвечающие требованиям текста;
создавать собственное произведение, употребляя различные средства выражения идеи; создавать прозу, стихи и драматические произведения, используя различные способы выражения идеи;
анализировать прозу, стихи, драматическое произведение;
создавать собственное произведение с использованием традиций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
Нормы оценок по русской словесности
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучающиеся должны знать: значение изобразительных средств синтаксиса, употребление различных типов предложений, употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса; сущность комического, как развить чувство юмора; своеобразие языка эпического произведения; описание, повествование, рассуждение, понятие литературный герой, сюжет, композиция, автор, рассказчик; значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического, эпического и драматического произведения; идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора.
Обучающиеся должны уметь: видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения, понимать значение лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности, выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях, использовать языковые средства комического изображения в собственных сочинениях; оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания, различать удачные и неудачные выражения, редактировать и совершенствовать текст, видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки; понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении; различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя, понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены, Дети должны уметь создавать собственные эпические и драматическое произведение с использованием различных способов выражения идеи, писать сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения. Писать сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата Виды деятельности учащихся Примечание
План факт 1. Материал словесности. Своеобразие материала словесности 1ч Работа с учебником. Запись основных моментов Средства художественной изобразительности 17 часов
2 Эпитет. М. Ю. Лермонтов «Тучка», русские народные сказки 1ч Работа с текстом произведения 3. Сравнение и способы его выражения. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова», Н.А. Некрасов «Мороз красный нос» 1ч Анализ художественных произведений 4 Параллелизм. Развернутое сравнение. М. Ю. Лермонтов «Поэт», А. С. Пушкин «Телега жизни» 1ч Чтение параграфа, составление конспекта 5 Олицетворение. М.Ю. Лермонтов «Мцыри», С.А. Есенин лирика 1ч Работа с поэтическими текстами 6 Аллегория. Символ. Ф. Кривин «Сила убеждения», М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки», Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» 1ч Чтение параграфа. Составление конспекта 7 Гипербола, фантастика, гротеск. М.Ю. Лермонтов «Бородино», М.Е. Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил» 1ч Лекция учителя. Запись основных моментов 8 Парадок. Алогизм. Повесть о Петре и Февронии Муромских, Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем 1ч Составление конспекта урока. Анализ текста 9 Творческий практикум. Анализ текста 1ч Работа с практическими заданиями 10 Контрольная работа «Средства художественной изобразительности» 1ч Выполнение заданий Бурлеск. «Макаронический» стиль. В.Е. Майков «Елисей или раздраженный Вакх», Ф. Искандер «Сандро из Чегема», Лесков «Левша» 1ч Работа с параграфом учебника. Выполнение заданий 11-12 Творческий практикум. Выполнение заданий в форме ГИА 2ч Работа с заданиями ГИА 13 Этимологизация. Внутренняя форма слова. Этимологизация в произведениях словесности. С.Я. Маршак «Словарь» 1ч Работа с материалом учебника, составление конспекта 14 Игра слов. Д. И. Фонвизин «Всеобщая придворная грамматика», «Недоросль», Ф. Кривин «Карманная школа» 1ч Работа с текстами. Выполнение заданий 15 Ассоциативность языковых средств. Ассоциативность сюжетов, образов, тем. А. С. Пушкин «Пророк», «Памятник» 1ч Работа с параграфом, выполнение заданий в рабочей тетради 16 Квипрокво. Н. В. Гоголь «Ревизор», М. Булгаков «Мастер и Маргарита» 1ч Работа с терминами. Выполнение заданий по тексту 17 Контрольная работа «Средства художественной изобразительности» 1ч Жизненный факт и поэтическое слово 8 часов
18 Прямое и поэтическое значение слова М. Ю. Лермонтов «Парус» 1ч Работа с терминами запись основных моментов в тетради. 19 Направленность слова на объект и субъект. Объект и предмет изображения «Тема» М. Ю. Лермонтов «Тамань» 1ч Чтение параграфа. Работа с текстом 20 Идея произведения. М. Ю. Лермонтов «Тамань», А.С. Пушкин «Вновь я посетил» 1ч Запись основных моментов урока, беседа по проблемным вопросам 21 Прототип и литературный герой. М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери» 1ч Составление конспекта урока. Анализ текста 22 Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении «Повесть временных лет», Н.М. Карамзин «История государства Российского» 1ч Работа с параграфом, выполнение заданий в рабочей тетради 23 Выражение точки зрения автора в лирике. А. С. Пушкин «Царскосельская статуя», А.А. Ахматова «Царскосельская статуя» 1ч Лекция учителя. Запись основных моментов 24 Правдоподобие и условное изображения. Что такое художественная, правда. А. С. Пушкин «Пиковая дама», А. Солженицын «Матренин двор» 1ч Составление конспекта урока. Анализ текста 25 Творческий практикум. Написание текста в жанре эссе 1ч Историческая жизнь поэтического слова 14 часов
26 Принципы изображения действительности поэтического слова. 1ч Работа с параграфом, выполнение заданий в рабочей тетради 27 Этикет и канон. Повести Петровского времени. «Повесть временных лет» 1ч Составление конспекта урока. Анализ текста 28 Старославянский древнерусский, церковнославянский языки. Владимир Маномах «Поучения», «Слово о полку Игореве» 1ч Лекция учителя. Запись основных моментов 29-30 Система жанров и особенности языка произведений классицизма. Теория трех штилей Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка Ломоносова. Д. И. Фонвизин «Недоросль», оды М.В. Ломоносова 2ч Работа с параграфом, выполнение заданий в рабочей тетради 31 Новаторство Г. Р. Державина Ода «Фелица» 1ч Лекция учителя. Запись основных моментов 32 Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» 1ч Составление конспекта урока. Анализ текста 33 Изображение жизни и слово в искусстве романтизма. Поэтические Открытия В. А. Жуковского 1ч Работа с параграфом, выполнение заданий в рабочей тетради 34 Романтический стиль А.С. Пушкина « К Чаадаеву» 1ч Самостоятельное изучение темы урока 35-36 Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма. Слово в реалистическом произведении. Субъект речи в реалистическом произведении. Н. В. Гоголь «Шинель», А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Евгений Онегин» 2ч Составление конспекта урока. Анализ текста 37 Полифония. Авторская индивидуальность Романы Ф. М Достоевского, Л. Н. Толстого 1ч Работа с параграфом, выполнение заданий в рабочей тетради 38 Контрольная Работа. «Историческая жизнь поэтического слова» 1ч Работа с контрольными вопросами 39 Творческий практикум. Написание работы в форме ГИА 1ч Выполнение тестирования Произведения искусства слова как единство художественного словесного содержания его словесного выражения 12 часа
40 Художественный образ. Художественная действительность. Н. В. Гоголь «Мертвые души» 1ч Составление конспекта урока. Анализ текста 41 «Приращение смысла слова». Отбор и организация словесного выражения. А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н. В. Гоголь «Мертвые души» 1ч Работа с параграфом, выполнение заданий в рабочей тетради 42 Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка. А.С. Пушкин «Монастырь на Казбеке» 1ч Лекция учителя. Запись основных моментов 43-44-45 Время и пространство как художественные образы. Хронотоп (в сказке, эпическом, лирическом, драматическом произведении). Дом в повести Толстого «Детство» и дом Пушкина «Мертвые души», м. ю. Лермонтов «Тамань» 3ч Составление конспекта урока. Анализ текста 46 Идеализация и реальность в изображении человека. Оды М. В. Ломоносова, «Слово о полку Игореве» 1ч Работа с параграфом, выполнение заданий в рабочей тетради 47-48-49 Герой эпического (лирического, драматического) произведения как средство выражения художественного изображения. Н. В. Гоголь «Мертвые души», М. Ю. Лермонтов «Бородино» 3ч Составление конспекта урока. Анализ текста 50 Контрольная работа «Произведения искусства слова» 1ч Работа с контрольными вопросами 51 Творческий практикум. Написание работы в форме ГИА 1ч Написание изложения Произведения словесности в истории культуры
часа 5 часа
52 Традиции и новаторство. 1ч Работа с параграфом, выполнение заданий в рабочей тетради 53 Вечные образы. Онегин в 19-20 веках. Образы Дон Кихота, Гамлета, Ильи Муромца, Ярославны, Хлестакова и др. «Евгений Онегин» 1ч Лекция учителя. Запись основных моментов 54 Нравственные проблемы в искусстве слова. М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1ч Составление конспекта урока. Анализ текста 55 Контрольная работа по курсу словесности 9 класс 1ч Выполнение работы 56 Контрольное тестирование за курс словесности 9 класс 1ч Работа с вопросами тестов Подготовка к экзамену 12 часов
57 Подготовка к экзамену. Классификация изложений. Подробное и сжатое изложение. Полное и выборочное изложение 1ч Лекция учителя. Запись основных моментов 58 Структурные виды изложений. Изложение на основе повествовательного (описательного) характера. 1ч Лекция учителя. Запись основных моментов 59-60 Описание предмета, лица, интерьера, состояния среды (пейзаж), состояние человека (настроение) 2ч Работа с учебником, запись основных моментов 61 Рассуждение и его виды. 1ч Составление конспекта в тетради. 62 Изложение на основе текстов оценочного характера. Вступительная и заключительная части изложения 1ч Лекция учителя. Запись основных моментов 63-64 Изложение с дополнительным заданием 2ч Написание изложения 65 Стилистика изложения 1ч Лекция учителя. Запись основных моментов 66-67-68 Резервные уроки. Основные условия реализации рабочей программы
Наличие первой квалификационной категории, наличие курсов повышения квалификации программе: «Преподавание русского языка и литературы в ОУ свете требований ФГОС в объеме 108 часов, регистрационный номер 7210.
Учебно – методическое обеспечение
Для учителя
Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998.
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.
Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.
Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991.
Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1996.
Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по классам. V — VIII классы. — М, 1998.
Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. — М., 1984.
Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям литературы / Научн. ред. Г. Г. Граник. – М., 1996.
Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957.
Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.
Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л., 1966.
Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. — Л., 1976.
Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 1998.
Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974.
Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.
Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
Одинцов В. В. Стилистика текста, — М., 1980.
Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. — М., 1983.
Пешковский А. М. Избранные труды. — М., 1959.
Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, — М., 1990.
Пустовойт П. Г. Слово. Стиль. Образ. — М.. 1965.
Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
Скворцов Л. И. Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.
Слово и образ: Сб. статей. — М., 1964.
Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. — Л., 1959.
Тынянов Ю. Н. Проблемы стихотворного языка: Статьи. - М., 1965.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
Шанский Н. М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X—XI классы) //. Русский язык в школе. — 1994. — №5.
Шмелев Д. Н. Слово и образ. — М., 1964.
Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. — М., 1977.
Щерба Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспоминание» Пушкина. II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Щерба Л. Б. Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.
Для учащихся
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. — М., 1960.
Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.
Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.
Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.. 1970.
Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.
Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)
Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)
Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)
Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. - Ч. 1, 2.
Словари и справочники
Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. — 9-е изд. — М., 1998.
Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.
Ашукин Н. С., Ашукин М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: — М., 1998.
Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994.
Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. — М., 1993.
Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 1998.
Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. — М, 1998.
Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979.
Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. — СПб.. 1996.
Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1994. - Т. 1-3.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)
Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. — Ц., 1976.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)
Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. — М., 1996.
Изобразительное искусство. Музыка / Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. — М., 1997. (Словари школьника).
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев: Кн. для учащихся. — М., 1985.
Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 1998.
Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999.
Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. — М., 1987.
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998.
Николюк Н. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. — СПб., 1998.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. (Любое последующее издание.)
Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. — М., 1994.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 1996.
Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1997.
Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.
Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996.
Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.
Учебный словарь синонимов русского языка / Сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. — Ростов-на-Дону; М., 1997.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. — 2-е изд. — М., 1997.
Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 2-е изд. — М., 1997.
Шипов Я. Православный словарь. — М., 1998. (Словари школьника).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., доп. — М., 1994.
Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. – Новосибирск, 1995. – Т. 1, 2. ( любое последующее издание.)
Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 – 11 кл. – М., 1995.
Школьный словарь иностранных слов./Под ред. В. В. Иванова. – 3е изд., перераб. и доп. – М., 1994.