Программа За здоровый образ жизни три возрастные группы: младшее, среднее и старшее звеношшш


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 YIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
П Р О Г Р А М М А
« ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Составила:
Воспитатель Сурова Л.Н.

Казань 2014 год
Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более умственно-отсталых, вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно - психическими расстройствами.
Актуальность здорового образа жизни (ЗОЖ) вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют  жизни современного человека.
Понятие «ЗОЖ» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.
В утвержденной Правительством РФ Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации в переходный период реформирования экономики и социальной сферы одной из приоритетных задач определено изменение поведения населения. Это связано не только с заболеваниями, которые приводят к преждевременной смерти взрослых людей, но и с ростом социально обусловленных заболеваний у подростков. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению сотрудничества здравоохранения с учреждениями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для вспомогательных школ 8 вида, т. к. в них существует особый режим жизни. Но, учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
Современная школа с ее повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, провоцируя рост заболеваний. Выбор здорового стиля жизни, у ребенка, должен быть осознанным. Именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение должно стать « школой здорового стиля жизни » воспитанников, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно – педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация является сложной и требует немедленных действий. Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его ( учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.
И если решением проблемы ЗОЖ не заняться уже сегодня, то думать о ней завтра «возможно» будет некому. Приоритетными направлениями в работе стали: сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни. Анализируя СЛОЖИВШУЮСЯ ситуацию, ВОЗНИКЛА потребность в пересмотре формирования ЗОЖ и создании программы «Азбука здоровья».
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».
Элементы ЗОЖ реализуются через комплекс действий во всех основных формах жизнедеятельности человека:
трудовой,
общественной,
семейно-бытовой,
досуговой.
Каждый день мы становимся перед выбором, принимаем решения – выбираем дорожку, по которой пойти. Из этих решений-дорожек и состоит наша жизнь. И основная задача воспитателя у/о ребёнка – научить делать правильный выбор!
Составляя программу, учитывались психические недостатки детей и возрастные особенности. Поэтому программа состоит из шести разделов и в каждом из них, выделены занятия для младшего, среднего и старшего возраста
Цели:
Создание здоровье сберегающих условий организации образовательного процесса.
Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
Задачи программы:
1.     Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
 
2.     Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
 
3.     Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
 
4.     Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
 
5.     Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
 
6.     Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска собственному здоровью (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
 
7.     Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
 
 Основные принципы программы:
Гуманизация и демократизация — определение конкретных целей и задач образования, воспитания и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации;
Соответствия целей, задач содержания программы национальной стратегии, интересам государственной и региональной политике;
Научности — внедрять передовой научный опыт педагогов по созданию здоровьесберегающих технологий;
Участия — привлечение воспитанников к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию времени, осуществление санитарно-просветительской работы;
Преемственности — обеспечение комплексного подхода в обучении здоровью между разными возрастными группами;
Выделяют три аспекта здоровья или благополучия:
физическое,
душевное (психоэмоциональное)
социальное здоровье
Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ, прежде всего задача воспитательная. В программе выделены основные составляющие ЗОЖ:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
положительные эмоции.
Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование потребности в ЗОЖ.
На основании изучения трудов В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:

1.Рациональное питание.
Пища должна перекрывать энергозатраты организма, быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы , витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.
2.Оптимальная для организма двигательная активность.
Роль двигательной активности в определении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».
3.Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).
И.Н.Павлов считал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям. Обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня (пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки). Остальные виды деятельности детей можно менять по времени и продолжительности выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма.
4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.
5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Судя по опытам, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. У человека эти эмоции нередко приобретают социальную окраску чувства вины, сожалений, угрызений совести.
Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление. Позитивное мышление - не врожденное свойство, оно достигается упорными тренировками. Ребенка важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче.
6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).
К здоровью она имеет самое прямое отношение. Все остальное - и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое кроме него или лучше него никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь.
При составлении программы использовались следующие методы исследования и воздействия.
Методы исследования: изучение, наблюдение, эксперимента.
Методы воздействия: словесные, практические, наглядные.

Необходимость широкого применения словесных методов связана с тем, что у воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, особенно у малышей, ограниченный словарный запас, и содержание многих слов они не понимают. Часто используется беседа, организуемая с помощью системы вопросов, постепенно подводящих их к усвоению нового материала. На частично-поисковых беседах создаются проблемные ситуации (ставятся вопросы, предлагаются задания), организуется коллективное обсуждение.
Использование метода иллюстрации (показ плакатов, зарисовок на доске,картинок и т.п.) и метода демонстрации (демонстрация реальных объектов, опытов) позволило повысить эффективность занятий. Уделяется большое внимание методу примера. На занятиях активно используются приёмы «приучение» и «упражнение». С целью повышения эмоционального фона занятий использовались дидактические игры (различной тематики и содержания), элементы изобразительной деятельности, двигательные упражнения.
При составлении программы использовалась различная учебная и методическая литература. В книге «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» содержатся разработки дня здоровья - «Если хочешь быть здоров - постарайся!», занятие – совет - «Как научиться соблюдать режим дня», составитель Г.П.Попова. Большую методическую помощь оказала книга Л.А.Обуховой и др. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (Мастерская учителя). Она содержит полностью разработанный курс занятий для школьников с планированием. Практическим руководством послужило пособие для воспитателей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме» Худенко Е.Д.
Программа представляет собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и включает 6 взаимосвязанных блоков занятий:


Каждый блок программы состоит из трёх подразделов, рассчитанных на три возрастные группы воспитанников:
Младшее;
Среднее;
Старшее звено.
Циклограмма работы воспитателя по внедрению здоровьесберегающих технологий
Ежедневно
ФизминуткаДыхательная гимнастика
Корригирующая гимнастика для глаз
Игры на переменах
Прогулка на свежем вохздухеВлажная уборка
Соблюдение режима проветривания
Еженедельно
Воспитательский час по формированию ЗОЖ и БОЖ согласно плану работы
Генеральная уборка группы
Для каждого возраста разработана своя тематика занятий.
Правильное
питание.
Младшее звено:
1. Питание-необходимое условие для жизни (беседа).
2.Здоровая пища для всей семьи (беседа).
3.Питание – основа жизни (устный журнал).
4.Как стать Геркулесом? (заочное путешествие).
5.Овощи и фрукты – витаминные продукты (беседа).
6.Что такое питательные вещества? (вопросы и ответы).
7.«Полезные» и «вредные» продукты (кроссворд).
8.Какие ты знаешь правила приема пищи? (обобщение знаний и умений).
9.Что необходимо человеку в еде? (правила питания)
Среднее звено:
1.Здоровое питание (час вопросов и ответов).
2.Особенности питания по сезонам года (составление рекомендаций).
3.Домашний доктор (разговор с «врачом»).
4.Путь пирожка (презентация).
5.Связь питания и заболевания (аукцион мнений).
6.Кладовая здоровья в лесу, на грядке (заочное путешествие).
7. «Злые продукты» (составление кроссворда).
8.Авитаминоз и обострение хронических заболеваний (ролевая игра).
9.Рациональное питание-залог ЗОЖ (беседа).
Старшее звено:
1.Основные пищевые продукты и здоровье человека (устный журнал).
2.Разумный рацион питания (работа с меню).
3.Диета – плюсы и минусы (аукцион интересов).
4.Рациональное питание - залог ЗОЖ (беседа).
5.Авитаминоз и плохое самочувствие (советы врача).
6.Витамины и хронические заболевания (беседа).
7.Анализ суточного меню (практикум).
8.Срок годности продукта и моё здоровье (работа с продуктовыми упаковками).

Если для младшего звена предусмотрено изучение начальных знаний о питании человека в виде бесед, составление кроссвордов, то в старшем звене больше уделяется внимания практическим и исследовательским работам.
Программа обеспечивает связь между физической, нравственной, психической составляющими ребенка и соответствующими видами здоровья, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Подбираются особые подходы каждому воспитуемому через нестандартные, активные формы и методы обучения и воспитания.
Мероприятия по реализации программы.
№ Блоки занятий Тематика занятий
11. Соблюдай правила
гигиены.
Младшее звено:
1.Если хочешь быть здоров! (устный журнал).
2.Чистота и здоровье (беседа).
3.Советы доктора Айболита (ролевая игра).
4.Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.
5.Понятие о простудных заболеваниях (болезни и их профилактика).
6.Откуда берутся грязнули? (разговор о главном).
7. Путешествие в страну ЗОЖ.
8.Говорим мы вам без смеха – чистота залог успеха (час вопросов и ответов).
9.Основные закаливающие процедуры (обтирание, обмывание …).
Среднее звено:
1.Вперёд к здоровью! (ролевая игра).
2.Как нужно одеваться (показ мод).
3.Чистота и порядок (составление кроссвордов).
4.Откуда берутся микробы (беседа).
5.Будем делать хорошо и не будем плохо.
6.Будьте здоровы (конкурс рисунков).
7.За здоровьем босиком (закаливание организма).
8.Береги здоровье смолоду (деловая игра).
9.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Старшее звено:
1.Правила личной гигиены подростка (беседа).
2.Взаимосвязь чистоты и здоровья человека (составление правил для воспитанников).
3.Инфецционные заболевания и иммунитет подростка. («посещение» врача).
4.Оказание первой медицинской помощи при отравлении ПАВ (деловая игра).
5.Виды инфекций человека (бактериальные и вирусные).
6.Заболевания подростков, передающиеся половым путем (беседа).
7.Животные обитатели жилища человека и борьба с ними (тараканы, клопы, моль, жуки…).
8. Предупредить болезни легче, чем с ними бороться (устный журнал).
9.Гигиена – основа ЗОЖ (час вопросов и ответов).
22. Скажи «нет»
вредным
привычкам.
Младшее звено:
1.Что такое вредные привычки? (аукцион мнений).
2.Ценности жизни (анкета).
3.Курильщик - сам себе «могильщик» (беседа).
4.Злой волшебник табак! (создание стенгазеты).
5.Что такое алкоголизм? (аукцион мнений).
6.Трезвость – норма жизни (час общения).
7.Наркотическая зависимость человека.
8. «Ценности жизни» (беседа).
9.Сам здоровье сберегу и себе я помогу (игра-путешествие).
10. «Мы против ...» (конкурс рисунков).
Среднее звено:
1. Где таится опасность (размышление о вредных привычках человека).
2.Я принимаю решение (ТВ передача «Здоровье»).
3.Иллюзии курильщиков (презентация).
4.Реклама табака и алкоголя (выставка буклетов).
5.Алкоголь в компании (дискуссия).
6.Пассивное курение: учусь делать свой выбор (викторина).
7.Давление, влияние, ситуация (круглый стол).
8.Кто и почему употребляет ПАВ (разговор).
Старшее звено:
1.Последствия действия ПАВ на организм ребёнка (просмотр фильма и беседа).
2.Учись сам делать правильный выбор (час вопросов и ответов).
3.Курение. Состав табачного дыма (викторина).
4.Наркотическая зависимость, пути решения проб—лемы.
5.Токсикомания и подросток («путешествие» в больницу).
6.Твоя жизненная позиция (анкета).
7.Употребление ПАВ как слабость воли (беседа).
33.
Соблюдай режим дня. Младшее звено:
1.Мой режим дня (знакомство с правилами).
2.Что значит быть здоровым человеком? (анкета).
3.Подвижные игры во время прогулки (беседа).
4.Сон лучшее лекарство (аукцион мнений).
5.Как сделать сон полезным (устный журнал).
6.Как я соблюдаю режим дня (анкета).
7.Выполнение режимных моментов школьником (анализ ситуации в группе).
8.Смена активного и пассивного периода дня (советы врача).
9.Подготовка к отбою (режимные моменты).
Среднее звено:
1.Роль зарядки и физических упражнений (анкета).
2.Необходимость соблюдения режима дня (дискуссия).
3.Расту здоровым (физиологические особенности).
4.Умей организовать свой досуг (деловая игра)
5.Умею ли я отдыхать? (обмен мнениями).
6.Образ жизни и бессонница (беседа).
7.Что такое активный отдых (конкурс рисунков).
8.Утренний и вечерний туалет (собрание группы).
Старшее звено:
1.Режим дня и оптимальные условия функционирования организма школьника (беседа).
2.Мой биологический компьютер (путешествие в свой организм).
3.Сон - как основа жизнедеятельности организма (вопросы и ответы).
4.Почему снятся сны? (ролевая игра).
5.Люди и обстоятельства (проблемная ситуация).
6. «Не хочу», а «надо» (аукцион интересов).
7.Чем хорош активный отдых (размышление детей).
8.Научись саморасслаблению (аутотренинг).
9.Как правильно распределить время дня? (час общения).
44. Знай свое тело
Младшее звено:
1.Я сам отвечаю за своё здоровье (мини-сочинение).
2.Глаза-главные помощники человека.
3.Чтобы уши слышали (правила гигиены).
4.Почему болят зубы (заочное путешествие).
5.Уход за руками и ногами (практическое занятие).
6.Осанка - стройная спина (час общения).
7.Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься! (дискуссия).
8.Надежная защита человека. Если кожа повреждена (беседа).
9.Укусы насекомых (клещи, комары…).
10. «В здоровом теле – здоровый дух» (конкурс рисунков).
Среднее звено:
1.Особенности физического и психического здоровья (беседа ).
2.О чём говорят выразительные движения (беседа).
3.Уход за телом и одеждой (практическое занятие).
4.Как вести себя, когда что-то болит (советы врача).
5.Какие изменения происходят с моим телом (беседа).
6.Что любят и не любят мои зубы (устный журнал).
7.Лицо-зеркало души (викторина).
8.Профилактика простудных заболеваний (путешествие в страну «Здоровья»).
9.Станем сильными и красивыми (аукцион мнений).
Старшее звено:
1.Я и окружающий мир (диспут).
2.Мой выбор – движение (деловая игра).
3.Наследственная предрасположенность к заболеваниям (возвращение к генам).
4.Возрастные особенности развития подростка (беседа врача).
5.Основные заболевания школьников (простудные, опорно-двигательной системы) и меры профилактики.
6. Основные заболевания школьников (нарушение зрения, заболевания зубов) и меры их профилактики.
7.Как можно совершенствовать своё тело (викторина) .55. Следи за датчиком настроения.
Младшее звено:
1.Как настроение? (практическое занятие).
2.Я пришел из школы…(проблемная ситуация).
3.Поведение в школе. Я – ученик (правила поведения).
4.Почему мы говорим неправду? (устный журнал).
5. «Нехорошие слова» (аукцион мнений).
6.Что такое эмоции? (час общения).
7.Поведение в экстремальных ситуациях (ролевая игра).
8.Волевое поведение (психологический экзамен).
9. «Злой волшебник» (игра).
10.Каким ты видишь сильного человека? (рисунки)
Среднее звено:
1.Я - неповторимый человек (беседа).
2.Чувства. О чем они говорят? (диспут).
3.Решение и здоровье (работа с журналами).
4.Вкусы и увлечения (выставка рисунков).
5.Когда на меня оказывают давление (дискуссия).
6.Мой характер. Каким я себе нравлюсь (викторина).
7.Учусь понимать людей (час общения).
8.Что означают наши имена (работа с книгами).
9.Конфликты. Пути выхода (вопросы и ответы).
Старшее звено:
1.Воспитай себя (советы психолога).
2.Чего надо бояться? (аукцион мнений).
3.Поможет ли нам обман? (дискуссия).
4.Надо уметь сдерживать себя (час общения).
5.Я отвечаю за своё решение (ролевая игра).
6.Что такое эгоизм? (диспут).
7.Хорошее, во мне и других (конкурс рисунков).
8.Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (размышление…).
9.Поставь себя на место другого (ситуация из жизни)
66. Правильное
питание.
Младшее звено:
1. Питание-необходимое условие для жизни (беседа).
2.Здоровая пища для всей семьи (презентация).
3.Питание – основа жизни (устный журнал).
4.Как стать Геркулесом? (заочное путешествие).
5.Овощи и фрукты – витаминные продукты (беседа).
6.Что такое питательные вещества? (вопросы и ответы).
7.«Полезные» и «вредные» продукты (кроссворд).
8.Какие ты знаешь правила приема пищи? (обобщение знаний и умений).
9.Что необходимо человеку в еде? (правила питания)
Среднее звено:
1.Здоровое питание (час вопросов и ответов).
2Особенности питания по сезонам года (составле - ние рекомендаций).
3.Домашний доктор (разговор с «врачом»).
4.Путь пирожка (презентация).
5.Связь питания и заболевания (аукцион мнений).
6.Кладовая здоровья в лесу, на грядке (заочное путе-шествие).
7.»Злые продукты» (составление кроссворда).
8.Авитаминоз и обострение хронических заболеваний (ролевая игра).
9.Рациональное питание-залог ЗОЖ (беседа).
Старшее звено:
1.Основные пищевые продукты и здоровье человека (устный журнал).
2.Разумный рацион питания (составление меню).
3.Диета – плюсы и минусы (аукцион интересов).
4.Рациональное питание - залог ЗОЖ (беседа).
5.Авитаминоз и плохое самочувствие (советы врача).
6.Витамины и хронические заболевания («поход» к врачу).
7.Анализ суточного меню (практикум).
8.Срок годности продукта и моё здоровье (работа с продуктовыми упаковками).

Ожидаемые конечные результаты программы:
Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Развитие физического потенциала детей.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Участие в спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.
 
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма)
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями)
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями)
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их)
Для этого мной создан прогнозируемый портрет личности ученика:
        Адаптированная к условиям нестабильного социума.
       Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
       Правильная организация своей жизнедеятельности.
        Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
        Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
        Потребность в самостоятельной двигательной активности.
        Самоконтроль, личностное саморазвитие.
        Творческая продуктивность.
Заключение
Воспитателю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
У детей с нарушением интеллектуального развития наблюдается наличие разнообразных вторичных дефектов психического, физического и двигательного развития, а так же нарушение функциональных систем организма, что при отсутствии соответствующей коррекционно-оздоровительной работы отрицательно сказывается на успешности развития личности детей данной категории.
Здоровье человека зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%),окружающей среды (8 - 10%), медицины (8 - 10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры ЗОЖ, что находится в компетенции педагогических работников. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приводят к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность. На основе обретаемых знаний и опыта у детей вырабатываются самостоятельные убеждения относительно сохранения своего здоровья. Все это приводит к формированию культуры ЗОЖ, как части культуры личности в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1.Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.
2.Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
3.Обухова Л.А. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы». - М., ВАКО 2007г.
4.Сократов Н.В. «Современные технологии сохранения и укрепления М. – 2005.
5.Петлякова Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения/ Ростов н/Д: Феникс, 2011.