Урок по хору Вокальное воспитание в младшем хоре
.
Класс: 1-3
Предмет: хоровой класс
Тема урока: Вокальное воспитание в младшем хоре.
Форма проведения: коллективная
Тип урока: урок - повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: воспитание правильного певческого звукообразования.
Задачи:
Образовательные:
учить детей правильно брать дыхание и протягивать звук.
добиваться плавного и ровного звучания на протяжении всего диапазона голоса;
умение использовать различные виды звуковедения;
добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
формировать дикционные, артикуляционные и орфоэпические навыки.
Развивающие:
продолжение формирования вокально – хоровых навыков и умений;
продолжать вырабатывание основных певческих свойств голоса – звонкость, полётность;
развитие дикционных, слуховых и интонационных навыков;
развитие музыкальной восприимчивости: умения слушать, слышать, анализировать;
расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения русских композиторов, современных , зарубежных, народных песен).
Воспитательные:
воспитывать у детей умение слушать самих себя;
контролировать воспроизводимый звук;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;
воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством;
воспитывать внимание, естественность в момент коллективного музицирования.
Методы обучения:
наглядный (зрительный и слуховой);
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом педагога и воспроизведение услышанного детьми );
словесный ( обсуждение характера музыки, словесная оценка исполнения, образные сравнения );
индуктивный;
проблемно – поисковый.
Методические приемы:
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;
групповой и индивидуальный опрос;
вокализация песен на слог и сольфеджио;
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
творческие задания и вопросы. Стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона;
поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям.
Психологические условия на уроке:
психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
учет индивидуальных особенностей;
личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;
дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, нотный материал: ноты упражнений и попевок, хоровые партии, ноутбук с фонограммами.
План урока
1.Организационный этап.
а) приветствие, психологический настрой учащихся;
б) сообщение темы урока и его задачи;
в) работа над произведением Я.Дубравина на стихи В.Суслова «Гаммы», выполнение поставленных задач: необходимость чистого интонирования, четкая артикуляция, активное дыхание, выполнение точного ритмического рисунка;
г) раздать партии второго произведения – С.Халаимов, сл.А.Гончарова «Босоножки для сороконожки».
2.Основной этап.
1) Дыхательная разминка.
2) Вокальные упражнения.
3) Работа над произведением.
3. Заключительный этап.
1) подведение итогов;
2) анализ урока;
3) домашнее задание.
Ход урока
Начинается урок с приветствия.
Деятельность преподавателя:
Проверка готовности класса к уроку: наличие нотных тетрадей с нотным материалом ( напечатанные партии ), нотные упражнения для распевания.
Деятельность учащихся:
Дети приготовили партии, вокальные упражнения, ручки, если нужна будет запись.
Педагог:
Начинаем наш урок со скороговорок, чтобы язычок позанимался «гимнастикой».Произносим тихо, внятно, с четкой дикцией и хорошим настроением. Говорим все вместе, повторяем несколько раз, делая акценты на определенных словах, чтобы все буквы были произнесены четко и внятно, быстро и коротко. Произносим и индивидуально, чтобы проверить каждого ученика на знание скороговорок и выявить речевые дефекты. Берем активно вдох, а на выдохе произносим скороговорки.
Например:
1.Сеня вез воз сена.
2.Купила бабуся бусы Марусе.
3.В ночной тиши у шалаша чуть слышно шорох камыша.
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием.
А теперь перейдем к дыхательной гимнастике.
Вдох носом, выдох ртом. Плечи не поднимать, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Следить за плечами.
Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.
Задание тоже только на звук «з».Следить за ровностью звука, чтобы не было толчков и провалов.
«Ёжик».Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук «ф», подталкивая каждое произношение животом.
Далее переходим к вокальным упражнениям, которые используем на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формированию основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирование навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они поются в определенной последовательности, в определенном диапазоне, исходя из примарной зоны ребенка. Через некоторое время, даже распеваясь без сопровождения, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно , говорит о сформированности у них слуховых ощущений.
Учимся правильно брать дыхание, вдыхая глубоко, с удовольствием, как будто нюхаем душистый цветок. Затем задержим дыхание и выдыхаем экономно на слоге «лю» ( начинаем со звука «соль»). Пропеваем от нескольких звуков. Следим все время за осанкой, чтобы спина была прямой и ненапряженной. Лучше распеваться стоя, т. к. сидя многие дети сутулятся, у некоторых ноги не достают до пола.
Упражнение закрытым ртом: поступенное движение вверх, следя за формированием зевка, ощущение купола.
Пение звукоряда от «до» разными штрихами: legato, non legato, staccato. При пении используем игровые моменты: показываем рукой движение мелодии, как надо петь : плавно или как отскакивают горошинки.
Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук.
Детям необходимо объяснять, что петь – значит тянуть звук, т. е. протяжно исполнять каждый гласный звук.
Для того чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округленно и мягко исполнять все гласные звуки: «ма», «мэ», «ми», «мо», «му». При пении на заданной высоте разных гласных, следить за ровностью звука.
Задача педагога – воспитывать у ребят умение слушать самих себя, контролировать воспроизводимый звук, добиваться качества пения, активизируя слух.
Когда голосовой аппарат разогрелся, можно переходить к работе над произведением.
«Гаммы» Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.
Этапы работы:
а). Показ песни педагогом.
б) .Беседа с детьми о характере, настроении. Это песня – упражнение. Значит, характер шутливый, игривый, ритмичный. Вдох – активный.
в).В запеве необходимость отрабатывать интонационно по фразам, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании;
г). Показываем вместе с детьми рукой движение мелодии, каждое пропевание контролируется.
д). Добиваемся унисонного звучания.
е). Отрабатываем дикционные моменты, слабые слоги не выталкиваем, слушаем свое исполнение.
ж). После того, как добились интонационной чистоты, ясности в дикции, пропеваем весь запев со словами, выполняя те задачи, над которыми проводилась работа.
З). Переходим к работе над припевом, прохлопывая ритм в первой фразе, т. к. дети не всегда выдерживают половинную ноту до конца.
и). Сольфеджируем с поддержкой инструмента. Здесь как раз хорошо слышны фальшивые звуки в звукоряде при движении и вверх, и вниз. Следующие фразы написаны композитором для 2-х-голосного исполнения. Но в нашей младшей группе много детей с неустойчивой интонацией, поэтому приходится исполнять все фразы в унисон. Все поступенные движения выслушиваются, выстраиваются в одну мелодическую линию.
Постоянный слуховой контроль помогает в слиянии голосов. Очень радует, когда дети стараются, внимательны в исполнении.
Когда пропеты и запев, и припев, закреплена мелодия, когда запомнились слова, можно переходить к музыкальной выразительности. По замыслу композитора начинает петь солист. Выявляем одного певца на этом уроке, а припев исполняем все вместе. Предлагаю форму игры: кто лучше всех и чище исполнит запев. Дети очень стараются, ведь каждому хочется быть солистом, правда, не у всех все сразу получается.
Подходит к концу урок.
Заключительный этап.
Подводим итоги: что получилось, чего еще нужно добиться, кто старался, кто не очень.
Дети получают домашнее задание: заучить слова еще двух куплетов, петь мелодию со словами, поддерживая игрой на инструменте. Когда мелодия закрепится в памяти, петь без поддержки инструмента.
В конце урока раздаю партии новой песни «Босоножки для сороконожки» композитора С.Халаимова, сл.А.Гончарова. Дома играть и петь со словами.
По окончании урока дети подают дневники для подписи.
До свидания. Урок закончен.