Открытый урок по Хору Начальный этап работы над двухголосием в хоре
МБОУДО детская школа искусств с. Восток
Начальный этап работы над двухголосием в хоре
Открытый урок по хору
Перподаватель Смирнова Наталья Геннадьевна
Концертмейстер Ким Татьяна ИнхвановнаПреподаватель: Смирнова Наталья Геннадьевна
Дата проведения: 20.10.2016г.
Класс: 1-7
Предмет: хоровой класс.
Тема урока: Начальный этап работы над двухголосием в хоре.
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в хоре.
Задачи : Образовательные:
формировать навыки пения a cappella;
добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
Развивающие:
продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
продолжение развития гармонического слуха;
развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения русских классиков ,современных композиторов, народных песен).
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере фр. нар. песни « Братец Яков»;
воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
воспитывать любвь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно – поисковый;
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
сопоставление песен, различных по характеру;
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
вокализация песен на слог и сольфеджио;
задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Про ежа», «Кашка-ромашка»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Про ежа»);
образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
учёт индивидуальных особенностей;
дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.
Структура урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания):
а. Выборочная проверка ( два учащихся) знание своей хоровой партии «Кашка-ромашка», муз. Л. Марченко ; б. Коллективное проговаривание 2-го куплета песни М. Ройтерштейна «Про ежа».
Постановка цели и задач урока.
На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях на распевании и в песнях Л. Марченко «Кашка-ромашка» М. Ройтерштейна «Про ежа».
Основной этап.
4.1.Распевание
Разминка: - «Кривляние»,
- «Язычок»,
- «Замочки»(дети открывают рот по руке).
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Упражнение «Чайка»(«немой» звук);
Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка»,высокая позиция.
«Восьмёрки»;
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием ,удлинением фраз.
Скороговорка («Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы»)
Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.
Этапы работы:
скороговорка повторяется несколько раз. Дети исполняют упражнение вместе, поднимаясь по полутонам вверх от ноты ФА до СОЛЬ;
затем предлагается исполнить упражнение каноном на 3 голоса( ноты СОЛЬ,СОЛЬ диез);
от ноты ФА скороговорка исполняется по звукам тонического трезвучия. Предварительно дети пропели по группам свои голоса(1,3 и 5 ступени).
Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.
4.2. «Про ежа» Музыка М. Ройтерштейна, слова Н. СлепоковойЭтапы работы:
Беседа с детьми о характере, настроении песни : песня о ежике, значит характер лёгкий , воздушный ,вдох тоже лёгкий ,короткий, звук округлый;
исполнение с текстом и аккомпанементом, затем без аккомпанемента. Необходимо отрабатывать интонацию на скачках, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании; окончание на длинной ноте исполнять высоко, направляя вверх, и круглым звуком.
Альтовую партию пропеваем с определенными акцентами;
1 цифру исполнить с текстом, предварительно прочитать выразительно текст, отметить различное настроение, обратить внимание на пропевание согласных на стыках слов;
исполнение песни от начала до конца с аккомпанементом , выразительно. Задание детям: ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом.
4.3.Музыка Л. Марченко «Кашка - ромашка».
Этапы работы:
беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо ,а значит на хорошей опоре, активно;
исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
1-4 фразы с остановками на высоких звуках ,отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка»,окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;
Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
исполнение песни целиком.
Пение на слоги «ЛЁ» и «КУ»(как будто забыли слова).Задания для детей:
- «зависать» на затакте (отработка интонации),
- окончания фраз короткие( «выталкивать»),
- последнюю фразу на «КУ»;
8. Работа над припевом:
- «прокатиться» по букве «Р»,
- дыхание активное ,петь на опоре, как на батуте;
Заключительный этап.
Урок окончен , до свидания.