Методические рекомендации по организации работы над певческим дыханием
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества.
Учредитель : Администрация Тегульдетского района.
Методическая разработка по теме : Методические рекомендации по организации работы над певческим дыханием
Автор : педагог дополнительного образования
Шевчук Вера Алексеевна
с. Тегульдет – 2014
Содержание
Введение 3
Механизм дыхания, методические рекомендации по организации работы над певческим дыханием.......5
Комплекс упражнений для развития певческого дыхания, мышц зева, экономного выдоха, опоры дыхания..8
Комплекс упражнений для ликвидации носового призвука13
Вывод...
Список используемой литературы
Введение
Эстрадный вокал – это особый вид современного вокального искусства, который, как становится уже понятно из его названия, полностью связан с эстрадой. Так же можно сказать, что оттенков у него множество, так как он сочетает в себе много стилей и направлений, создает некую богатейшую палитру образов.
Эстрадный вокал как я уже сказала выше, имеет палитру выразительных средств, на мой взгляд, ярких и очень интересных, позволяющие тем самым не только продемонстрировать все способности вокалиста, но так же подать любую песню в необходимом драматическом исполнении. Я думаю, что не для кого не секрет что одно и тоже произведение новым исполнителем может исполниться совершенно по-разному.
И все-таки, несмотря на сверхъестественные способности исполнителя, самой главной ценностью в эстрадном вокале является все же голос: сила его звучания, тембр, диапазон – все это влияет на конечный результат. Многие считают, что эстрадный вокал, что это и не вокал вовсе, а так что-то среднее между дворовым пением и залихватскими песнями на гулянии. Но так говорят те люди, которые никогда не сталкивались с настоящим эстрадным вокалом: упражнения и распевки, артикуляционные упражнения, упражнения для улучшения дикции, развитие диапазона, упражнения для развития певческого дыхания, опоры дыхания, упражнения для расширения объема легких, развития экономного выдоха и многие другие упражнения применимы к эстрадному вокалу в полной мере.
Начинающему вокалисту необходимо понять физиологические особенности пения, научиться правильно пользоваться собственным голосовым аппаратом. Первые уроки стоит начинать с овладения певческим дыханием.
Неопытные вокалисты выдают себя вялым либо форсированным дыханием. Неразвитые мышцы, слабый вдох не дают мелодии достаточной опоры. Человек, который дышит с излишним напором, создает ненужные шумы во время исполнения музыкальной композиции. Добиться бесшумных глубоких, спокойных вдохов/выдохов позволяют специальные упражнения.
Одна из особенностей детей младшего возраста является относительная узость дыхательных путей при небольшой ёмкости легких в результате чего дыхание у них более поверхностное. В связи с этим активность той или другой группы дыхательных мышц следует развивать только в соответствии с возрастом.
До 11 лет у детей обоего пола преобладает работа верхнего (ключичное) и среднего (грудное) дыхательного пояса грудной клетки, более слабо выражена работа нижнего. Примерно после 12 лет нижний пояс делается активнее. У подростков 15 -16 лет диафрагмальное дыхание преобладает над остальными. При правильном использовании указанных типов дыхания состояние голосового аппарата не нарушается.
Цель данной разработки сформировать у обучающихся комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий не чувствовать дискомфорт от нехватки воздуха или же его излишка.
Задачи:
Научить правильно дышать с помощью простых дыхательных упражнений;
Развивать, укреплять и оздоравливать весь дыхательный аппарат;
Развивать подвижность мягкого неба, экономию выдоха, опору дыхания;
Воспитать такие черты характера как трудолюбие, целеустремлённость, собранность, пунктуальность);
Воспитать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность;
Способствовать пониманию причин успеха или неуспеха собственной деятельности;
Комплекс дыхательных упражнений может быть положен в методику формирования навыка певческого дыхания у начинающих вокалистов любого возраста, обучающихся в учреждениях дополнительного образования: музыкальных школах, школах искусств, вокальных студиях, кружках при общеобразовательных школах и гимназиях.
Механизм дыхания, методические рекомендации по организации работы над певческим дыханием
«Учиться больше умом, а не голосом, так как, утомив его, никакими средствами не приведешь опять в хорошее состояние «Хорошая голова – залог успешной работы, она так же важна, как и хороший голос. Фундаментом, основой в пении является дыхание. Считается, что хорошее пение – это «мастерство выдоха», но чтобы «мастерски выдыхать», надо научиться «вдыхать»».
Фраза педагога вокалиста Ф. Ламперти.
Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходит постепенно, струей через связки – горло, как смычок по струнам, заставит наш голосовой аппарат звучать. Конечно, это очень упрощенная схема, но главная идея здесь показать важность дыхания в процессе звукообразования.
В вокальном исполнении дыхание должно быть активным, целенаправленным, максимально собранное в упругий «пучок».
Дыхание бывает трех видов:
Ключичное – очень поверхностное.
Грудное
Грудобрюшное (диафрагмальное)
При ключичном дыхании у человека поднимаются плечи, «вздергиваются» ключицы, а воздух входит только в верхушки лёгких, при этом совершенно не раздвигая грудную клетку. Такой тип дыхания не годится для вокалиста. Поющий человек должен брать дыхание, так чтобы «раскрылась» грудная клетка, наполнилась воздухом, а плечи при этом должны остаться в спокойном состоянии.
Попробуйте представить (или же взять и попробовать), что перед вами зажженная свеча, которую вам нужно потушить. Что вы будите делать? Я думаю, ни у кого не возникнет и мысли об этой «проблеме», а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. Теперь попробуйте повторить это еще раз и проследите свои действия. Воздух наполняет грудь (легкие), а потом целенаправленным потоком посылается наружу. Подобный процесс должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть постоянно. Сначала вдох – потом выдох.
Диафрагма- это самая большая мышца в организме и для нашей работы она играет не маловажную роль, она разделяет грудную и брюшную полость, охраняя при этом сердце и легкие от случайных повреждений. Так вот когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличивающихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости и поэтому живот становится в форме шара (мяча) – следствие вдоха! Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.
Для того чтобы певческое дыхание было правильным, нужно встать (сесть) в правильное положение: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому очень важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо зафиксированы.
Самая сложная задача певческого дыхания – это контроль и регуляция выдоха, что обеспечивается владением диафрагмальным дыханием, диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый поток воздуха, сохраняя при этом объем грудной клетки. Пение – мастерство выдоха!
Для начала неплохо было бы научиться, не сбрасывать, все дыхание за один раз (на первых звуках фразы), а попробовать распределить его до конца фразы, постепенно подавая ровной струей, что обеспечит и ровный звук. Давайте еще раз вернемся к упражнению «свечка», но только сейчас положите руку на живот и прочувствуйте, как работает диафрагма. Она как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему сразу «выплеснуться» на первых моментах выдоха. А сейчас попробуйте помочь животом ускорить выдувание воздуха (толкают мышцы живота). Обратите внимание, что живот поднимается постепенно, а грудная клетка не опадает, она остается все в том же состоянии (развернутая), как при вдохе. Диафрагма при выдохе резко не меняет своей формы, а медленно возвращается к своему первоначальному, куполообразному состоянию, и этот процесс помогает осуществить певческий выдох.
При пении не должно резко опадать объем грудной клетки, именно в этом и заключается парадоксальность певческого выдоха: дыхание расходуется, воздух выходит, а объем грудной клетки не опадает.
А теперь свои ощущения полученные при упражнении «свечка» повторите со звуком, то есть спойте на выдохе любой звук, потяните его, а руками в это время «следите» за «работой» выдоха. При звукоизвлечении живот не должен зажиматься, дергаться, выпячиваться.
Мышцы живота + диафрагма = регулятор певческого выдоха, а грудная клетка не меняет свою форму при звучании голоса, делает звук объемным, мощным. Это называется опорой на диафрагму и использование грудной клетки. На первом этапе обучения упражнения должны быть простыми, чтобы внимание начинающего вокалиста была сконцентрировано на возникнувшие перед ним задачи и трудности. При овладении техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Ф. Ламперти для тренировки дыхания и контроля плавности и экономии выдоха рекомендовал своему ученику поставить перед собой свечку. Если пламя остается неподвижным во время пения, значит, дыхание используется совершенно правильно. Этим приемом пользовался известный русский тенор Д. Смирнов, только вместо свечи он брал страусовое перо, которое держал во время пения на расстоянии 20 см. ото рта.
Педагог М.Э. Тессер процесс певческого выдоха сравнила со струей фонтана, которая благодаря своему напору может удержать легкий мячик. Так и звук никогда не должен «падать», его беспрерывно поддерживает поток (струя) дыхания.
В этой не легкой работе очень важен самоконтроль как слуховой, так и мышечный. Помогайте себе руками контролировать весь процесс. Чередуйте простые дыхательные упражнения с вокальными, и запомните «Оканчивая звук, нельзя выпускать остаток воздуха быстрым опусканием грудной клетки или допускать расслабление диафрагмы, то есть сохранять «вокальную форму» своего инструмента – тела. Добиться этого в начале не легко, но зато в этом единственно верный путь выработки красивого кантиленного пения» (М. Гарсия)
Рекомендации начинающим вокалистам при работе:
Встаньте прямо, опора на обе ноги, корпус прямой;
Нельзя учиться на полный желудок (диафрагма лишена свободы и подвижности), приступите к пению минимум через час после еды;
Дышите тихо, призвуки во время дыхательных тренировок недопустимы;
Берите полный объем воздуха, однако избегайте перебора, который в своем времени приведет к зажатию;
Не выдыхайте полностью, ваше пение утратит естественность и красоту;
Нельзя при окончании ноты опускать грудь, расслаблять диафрагму. Сохраняйте ровность, опорность звучания.
Комплекс упражнений для развития певческого дыхания, мышц зева, экономного выдоха, опоры дыхания.
Упражнения для развития певческого дыхания
Мы уже упоминали, что ребра образуют грудную клетку, в которой расположены сердце и легкие. Когда легкие наполняются воздухом (вдох), они приобретают большой объем, раздвигаются ребра – это и есть реберное, грудное дыхание. Давайте начнем учиться с помощью простых дыхательных упражнений, которые разовьют и укрепят дыхательный аппарат.
Положите руки на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором воздуха. Это означает, что вы взяли достаточный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить как опали ребра.
Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое нёбо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое нёбо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха, и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое нёбо очень "высокое", куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха плавно, а не толчками опускаются ребра. Это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.
Активно (через рот) берем дыхание, а навыдохе говорим слог да-да-да. Говорим, «ощущая» корни передних зубов, «щелочку» между двумя передними зубами, через которую идет звук. Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но не «падает».
Глубокий вдох, на выдохе, на удобной тесситуре протянуть, звук «М». Губы должны быть слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен наполнить всю грудь и голову, то есть «заполнить вас» своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем звук «М», можно заменить звуки «Н», «В», «З».
Все как в упражнении № 4, только к согласной присоединить гласную, проследите чтобы форма звука не менялась, дыхание не рвалось. «МАааааа»
«Свечка» положите руки на ребра. Вдохните и начинайте дуть на «свечку». Обратите внимание, как воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно по мере выдувания. Такой же выдох должен быть и при пении. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Важный момент, когда вы начинаете дуть на «свечку», то между вдохом и выдохом должна быть крошечная пауза (перестройка с вдоха на выдох).
Упражнения для развития мышц зева.
Развитие подвижности мягкого неба имеет очень важное значение для вокалиста. Хорошая степень активности мягкого нёба способствует получению округлого прикрытого звучания гласных, сохранению ровного выдоха, создает условие для естественного резонирования звуков и ликвидирует нежелательный носовой призвук.
Основное упражнение для тренировки поднятия мягкого нёба – это формирование правильной позиции зевка. Обработка развития мускулатуры зева- это длительный процесс, от 3-х до 5-ти месяцев.
Зевни, сомкнув губы, запомни при этом правильное положение голосового аппарата для следующего упражнения. При этом зубы разомкнуты, губы сомкнуты (но не зажаты), мягкое нёбо поднято, гортань чуть опущена. Хорошо представить, что во рту у вас находится горячая картошка (или яйцо), но чтобы она не выпала, губы стяните в пучок.
Прими форму зевка (упр. № 1), удержи это положение, чуть разомкни губы и произнеси негромкие, короткие, но частые множественные звуки «т-т-т-т-т» так, чтобы губы и зубы оставались неподвижными, а работал лишь кончик языка. Произнеси аналогично звуки «д-д-д-д». Внимание: если губы двигаются, значит, нарушена форма зевка и поднят корень языка.
Перед началом следующего упражнения подойди к зеркалу и широко открой рот, опусти я зык. В глубине рта у входа в глотку, в виде короткой палочки, расположен нёбный язычок. Сюда будет посылаться звуки «к» и «г» в нашем упражнении. Опусти челюсть до предела, нёбо подтяни (зевок) вверх и произнеси одиночный звук «К» в область нёбного язычка. Губы не подвижные. При исполнении этого упражнения старайтесь не укорачивать пауз между звуками. Повторите то же самое со звуком «Г»
Прими форму зевка, прикрытого губами, негромко произнеси средний по продолжительности звук «М». Прерви его резко, но не очень большим открытием губ, так чтобы образовалось небольшое круглое отверстие. Правильность выполнения: если зевок хороший, то грудное резонирование ощущается явственно (ясный звук «м» в момент открытия рта), и если во время открытия губ формируется не чистый звук, а нечто не понятное, значит, не соблюдена форма зевка.
Упражнение для развития экономного выдоха.
Известно, что чем чётче и разборчивей проговариваешь текст, тем экономнее выдох, и, наоборот, при невнятном произношении расход воздуха увеличивается, в основном за счет возникновения излишнего придыхания.
«Тренировка губ для экономного выдоха». Для развития упругости губ полезно тренироваться на коротких «Б» и «П», которые мы будем присоединять после слогов, начинающихся с любой согласной, после которой идет гласная «У» : «буп» «вуп» «губ» «дуп» и т.д. Короткие «Б» и «П» - нужно произносить, немного подворачивая губы под зубы внутрь. Причем первый слог не должен быть очень коротким, продолжительность его произвольная.
«Увеличение продолжительности выдоха на звуке». На выдохе начинай чётко выговаривая каждый звук, но не очень громко и не очень быстро : «Как на нашем на пригорке стоят двадцать два Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка..» и т.д.
Следующее упражнение хорошо развивает подвижность губ, снимает излишнее напряжение и мышечные зажимы я зыка и челюсти, что очень важно для хорошего звука, а также для выработки экономного выдоха. Ны выдохе, не спеша, то собирай губы к центру, то растягивай в улыбке. Губы всё время упруго напряжены.
Зевок и на полуулыбке произнеси «трррр». По мере освобождения языка от напряжения длительность произношения согласного «р» с каждым разом будет увеличиваться. И, наконец, отбрось первый звук «Т» и произнеси только длительный раскатистый «РРРР»
Упражнения для развития опоры дыхания.
задача следующего упражнения : формируя гласные на правильной форме зевка, добиться плавного перехода их в долгий согласный «М-М» той же громкости и высоты. Причем звук должен быть не столько громким, сколько плотным, уверенным. (это и есть состоянии опоры дыхания). Итак на выдохе проговариваем следующие слоги : «буу-мм + боо-мм + баа-мм + бэ-мм + быы-мм» (где + это пауза и вдох). Гласные и согласный «М» должны быть достаточно продолжительными, но не до полного истощения дыхания. Первый звук «Б» замените на «Ж», а потом на «З».
Тренировка задержки дыхания. Вдох и задержите дыхание на 5- 10 секунд, затем следует плавный выдох, пауза и вдох. От занятий к занятию постепенно увеличивай время задержки, но так, чтобы небыло после нее укороченного выдоха, паузы и вдоха.
Тренировка опоры дыхания на «ПФФ». В этом упражнении воздух выпускается не ровно, а толчками. Сделай вдох, затем короткий выдох «пфф», небольшая пауза, снова «пфф», ещё пауза и так несколько раз, но не до полного выдоха. Потом следует пауза, вдох.
На выдохе произнеси слоги «бууучччч» - пауза, возврат дыхания - «вууччч», пауза, возврат дыхания и далее с начальными звуками «Г», «З», «Ж». Во время произношения слогов не допускается расслабления брюшного пресса. Постепенно увеличивай частоту и длину ряда «Ч». А когда в достаточной мере овладеешь этим упражнением, попробуй на одном дыхании произносить несколько слогов одновременно «бууччч-вуууччч» и т.д. с количеством «Ч» от 10 и более.
Сохраняя позицию на протяжении всего выдоха, произнеси звукосочетание «бутотатэти», после паузы и вдоха поменяй первый звук на «В». Это упражнение активизирует мыщцы рта, на опоре дыхания. Сохраняя правильную форму зевка.
Это упражнение также хорошо тренирует мышцы губ и опору дыхания. Произнеси на выдохе слог «бубдл» или «вубдл» и т. д. с другой начальной согласной. При этом очень важно, чтобы в сочетании «бдл» не было никаких дополнительных гласных.
«Наковальня» Согни левую руку в локте ладонью вверх на уровне пояса. Правую, сжатую в кулак, подними на уровень груди. Теперь представь, что на левой ладони лежит мяч. Ударь по этому воображаемому мячу кулаком правой руки, не коснувшись левой ладони. После этого кулак должен тут же отскочить, как молоток от наковальни. Теперь будем делать эти удары на каждый слог скороговорки: «ОТ- ТО- ПО- ТА- КО – ПЫТ – ПЫЛЬ- ПО – ПО – ЛЮ – ЛЕ - ТИТ». Слоги должны произноситься настойчиво и уверенно. Затем попробуй, что сложнее, произносить слоги вовремя отскоков. Темп должен быть очень неторопливым. Все слоги одинаковой четкости и равноударные.
Комплекс упражнений для ликвидации носового призвука.
В носоглотке при мало приподнятом нёбе образуется канал, длина которого такова, что в нем поглощаются частоты около 2000 Гц; их отсутствие и воспринимается нашим ухом как носовой призвук. Для того чтобы убрать носовой призвук, нужно активизировать работу мягкого нёба (зевок) и добавить к этому артикуляцию.
Наиболее эффективным и одновременно простым способом улучшения дикции является говорение и пение с зажатым носом.
Такой прием вызывает необходимость максимально активизировать артикуляционный аппарат. Говорить приходится четко, внятно, громко, чисто, ясно. Иначе в голосе возникнет неприятный носовой призвук.
1) В русском языке лишь два звука невозможно произнести с зажатым носом – это звуки М и Н.
Поэтому для говорения и пения с зажатым носом выбирайте тексты, в которых эти звуки не встречаются. Изменяйте тексты скороговорок под свои нужды. Примеры скороговорок без М и Н:
Бобр добр до бобра.
Добры бобры идут в боры.
Опять у Пети пять опят.
Пекарь Пётр пёк пироги.
Течёт речка, печёт печка.
Печёт печка, течёт речка.
Караси в речке, овечки у печки.
Овечки у печки, караси в речке.
Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.
Хохлатые хохотушки хохотали да хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!
Выполняйте это упражнение регулярно, и Вы быстро заметите улучшение не только дикции, но и тембра голоса.
2) Полезны будут упражнения с гласными «у» и «о» с добавлением согласных «к» и «г», которые формируются в глоточной полости. Проблему заглубленного звука можно исправить, предлагая ученику упражнения, содержащие сочетания близко произносимых согласных и гласных, например: ни, зи, зе, ди и т.д.
3) "Таблица гласных" Таблица проста: И-Э-А-О-У-Ы. Делаете вдох, потом присоединяете "М" к каждой гласной: МИ – МЭ –МА –МО – МУ – МЫ. Аналогичная работа с "Н".
Заключение
Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера многих отечественных молодых артистов.
Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Как было сказано в предыдущей главе, опора звука связана с ощущением воздушного столба от диафрагмы и поясничного пояса к голове. Ощущение основания столба дает мышечный поясок естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук это работает нижний, или грудной, резонатор.
Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой.
Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе тренировки. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания, автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им.
Русский педагог, воспитавший целую плеяду профессиональных исполнителей И.П. Прянишников, использовал дыхательную гимнастику в своей повседневной практике. Беззвучные упражнения в методике И.П. Прянишникова направлены на тренировку главной мышцы вдоха – диафрагмы. Один из представителей итальянской школы в России, выдающийся педагог С.М. Сонки, помимо комплекса «механических» беззвучных упражнений, использовал озвученную дыхательную гимнастику, которая была направлена не только на удлинение выдоха в пении, но и на выработку ощущений в области резонаторов [9].
Список используемой литературы
Аникеева З.И. Аникеев Ф.М. Как развивать певческий голос. Кишинев: «Штиинца», 1981. 124 с. Ил.
Дейша-Сионицкая «Пение в ощущениях», Москва, 1924 г.
Дмитриев Л. Б. Солисты Ла Скала о вокальном искусстве, Москва, 2002 г.
Емельянов Виктор. Развитие голоса координация ит ренинг, "Лань", 2000г.
Зи Ненси.Искусство дыхания. Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания. Пер. с англ. Е. Винецкой. К.: «София», М.: ИД «София», 2003. 272 с.
Пекерская Е. М. Вокальный букварь, Москва, 1969г.
Прянишников И.П. Советы обучающимся пению. М.: Государственное музыкальнее изд-во, 1998. 112 с.
Сет Риггс Как стать звездой, Москва, 2004 г.
Сонки С.М.. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани. М., 1885. 245с.
Фучито С., Б. Дж. Бейер Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо, СПб, 2005 г.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 115