Классный час Великая Отечественная война в истории моей семьи
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ
Цели:
Формировать историческую память у школьников на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в войне родных и близких.
Воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких, отстоявших независимость нашей Родины.
Развивать творческие способности детей, умение вести поисковую работу, связанную с историей своего Города, историей родных и близких, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.
Боль войны - неподъёмная кладь.И большая людская беда!Эту память у нас не отнять:Никому! Ни за что! Никогда!
Ученик 1: Страна росла,
Трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг –
Тревожный голос Левитана:
- Внимание, товарищи, война!
Война!…Война!
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал.
И в полный рост, строги и молчаливы
Все встали на борьбу и стар, и мал.
На землю нашу грозно враг ломился
Под орудийный грозовой раскат…
И пионер солдатом становился
И воевал бесстрашно, как солдат.
Звучит фонограмма записи сообщения о начале войны
Учитель: Да, 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. Великая Отечественная война ворвалась в жизнь мирного народа. Она стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Люди не жалели жизней и шли в смертельный бой.
(фонограмма песни «Священная война)
Учитель: Что так преданно они защищали?
(Ответы детей: дом, семью, детей, город, Родину)
Учитель: Что значит для вас Родина?
(ответы детей)
Учитель: Говорят, что чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать. А разве можно не любить маму? Разве можно бросить ее в беде? Наша Родина необъятная. Здесь добывают уголь, растят хлеб, воспитывают детей. Здесь безграничны поля и необъятны равнины. Все это, наверное, и создало наш несгибаемый характер. В нем широта души и долготерпение. Здесь всегда жили люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду. Поэтому и встали все как один на защиту своей земли. В сердце каждого закипала ненависть к врагу.
Ученик 2:
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережем.
Ученик 3:
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо — ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» — Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее и дорогое — Родина.
Горе твое — это наше горе, Родина.
Правда твоя — это наша правда, Родина.
Слава твоя — это наша слава, Родина!
Учитель: Что же принесла война на нашу родную землю? Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, ещё недавно думающих о будущем, надеявшихся на встречу с родными, мечтавших о любви и счастье. Всё это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Ученик 4:
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая сама,
Что веру в разум убивает
И души пламенем отчаянья сжигает.
Чем оправдать детей невинных муки,
Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,
Надежд, ласкавших жизнь, крушенье
И мира варварское разрушенье?
А сколько в том огне жестоком,
Не избежав безжалостного рока,
Сердец сгорело молодых,
Мечтавших заглянуть в глаза родных?!
Ученик 5: Нет в стране семьи такой,-
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
Учитель: Послушаем рассказы учеников нашего класса о своих родственниках, которые сражались на фронтах Великой Отечественной войны, защищая нашу Родину.
Рассказы детей
Учитель: Давайте почтим минутой молчания память тех, кто погиб, защищая свою Родину, или умер уже после окончания войны.
Минута молчания (звучит метроном)
Учитель: Оставшиеся в тылу жители - это старики, женщины и дети, не покладая рук, трудились на полях и промышленных предприятиях, снабжая армию продовольствием и оборудованием. К сожалению, совсем мало осталось тех, кто воевал, прошёл всю войну, вынес на своих плечах все её тяготы. Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет. У них война отняла детство. “Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз. Немало выпало испытаний на долю детей. Тысячи мальчишек и девчонок рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы, заботились о раненых, помогали красноармейцам, трудились в тылу врага наравне с взрослыми. Тяжело было, но дети своим трудом приближали победу. Что они помнят о войне, дети того времени?
Ученик 6: Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, а землянка – их кров,
А мечта до Победы дожить.
Учитель: Послушаем рассказы учеников нашего класса о своих родственниках, свидетелях той страшной войны, которые тогда были детьми.
Рассказы детей
Учитель: Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Но он настал этот день – 9 мая 1945 года.
Звучит фонограмма записи сообщения об окончании войны
и песня «День победы»
Учитель: Мы с вами обязаны своей жизнью тем людям, которые отстояли победу. Мы должны быть достойны их памяти. А к тем, кто остался в живых, относиться с величайшим уважением и благодарностью.
Ученик 7:
Задохнулись канонады.В мире – тишина.На большой земле однаждыКончилась война.Будем жить, встречать рассветы,Верить и любить.Только не забыть бы это!Лишь бы не забыть, Как всходило Солнце в гари,И кружилась мгла,А в реке – меж берегами –Кровушка текла.Были чёрными берёзыДолгие года,Были выплаканы слёзыВдовьи – навсегда.Эта память – верьте, люди,Всей земле нужна.Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Ученик 8:
Ты живешь, потому, что когда-то
На земле умирали солдаты,
Ты поешь, а их звонкая песня
До конца не смогла дозвенеть.
Отгремели сраженья раскаты,
Не горят фронтовые закаты.
На равнине, израненной боем
Шелестит колосистая медь…
Только им для бессмертия мало
Нашей скорби и нашей печали:
Умирали они молодыми,
Чтоб над полем была тишина,
Чтобы чистое небо сияло,
И раздольная песня звучала,
Чтоб над Родиной нашей любимой
Никогда не взметнулась война.
Ученик 9:
Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, —
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.
А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный…
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.
В один и тот же день и час
На встречу вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну —
В тылу иль на полях сражений, —
Принес победную весну, —
Поклон и память поколений.
Ученик 10:
Зажглась на небе яркая звезда
В тот майский день, когда пришла Победа.
И пусть бегут безжалостно года,
Им не затмить тот яркий лучик света,
Победа в сердце каждого живет.
Ученик 11:
Она во мне, как праздник самый светлый.
Он никогда — я верю — не умрет,
Ведь он бессмертной памятью согретый,
Все меньше вас, участников войны,
Но вы в строю, солдаты-ветераны,
Все так же нежно в эти дни весны
Вам внуки дарят красные тюльпаны.
В них боль и кровь седых фронтовиков,
В боях добытая священная Победа,
Она в сердцах детей и стариков
И потому людской судьбой согрета.
Ученик 12:
Нет, не забыты подвиги солдат,
Их ратный труд и мужество воспеты.
И пусть мы чтим немало разных дат,
Величественней нет, чем День Победы.
Вот почему смотрю на ту звезду,
Что засияла ярко в сорок пятом.
Средь тысяч звезд ее всегда найду,
Победа для меня навеки свята.
Подготовила:
заместитель директора по УВР
Горловской ОШ І – ІІІ ступеней № 42
Рыбина Марина Васильевна