Программа дополнительного образования детей Островок безопасности
МБОУ СОШ № 10
Гусь-Хрустальный
Программа кружка
«Островок по безопасности»
для 5 класса
(1 час в неделю)
Баранова Н.В учитель ОБЖ
Г. Гусь-Хрустальный 2013 г
Пояснительная записка
Программа кружка «Школа безопасности» составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)», разработанных в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами», в соответствии с основной образовательной программой средней школы МБОУ №10. Программа предназначена для обеспечения дополнительной подготовки учащихся средних классов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и безопасности в природе на ступени среднего образования с учётом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.
Данная программа предусматривает изучение учащимися 5 класса правил дорожного движения и пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обучение умению ориентироваться в дорожных ситуациях и ситуациях, связанных с угрозой возникновения и возникновением пожара, умению на практике применять свои знания.
Изучение в кружке «Школа безопасности» правил дорожного движения, пожарной безопасности и безопасности в природе направлено на достижение следующих целей:
воспитание культуры безопасности; ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности;
Программа «Школа безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
В результате изучения правил дорожного движения и пожарной безопасности ученик должен знать:
историю возникновения ПДД и ПБ;
правила движения по дороге;
дорожные знаки и знаки пожарной безопасности;
сигналы светофора и пожарной сигнализации;
виды транспорта;
средства пожаротушения;
причины ДТП и случаев возгораний, пожаров;
меры предосторожности при пользовании бытовыми газовыми и электроприборами;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.
уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать своё поведение на дороге;
перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;
Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
пользования бытовыми приборами;
соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Формы и режим занятий: работа кружка «Школа безопасности» рассчитана на 1 год, включает 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Занятия проходят в кабинете ОБЖ с использованием мультимедийных средств, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по ПДД и ПБ.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Цели, задачи и содержание занятия Дата проведения
Правила дорожной транспортной безопасности
1 Цели и задачи кружка.
Из истории правил дорожного движения
Объяснение учащимся целей и задач кружка «Школа безопасности», просмотр презентации по истории ПДД. 2 Улица полна неожиданностей. Наше село и его транспорт.
Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения; ознакомление с понятиями проезжая часть, тротуар, газон, обочина.
Виды транспортных средств в нашем селе. 3 Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. 4 Дорога в школу. Где и как переходить дорогу. Работа с планом местности, изучение в форме беседы пешеходные правил, практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.
5 Опасные ситуации на дорогах. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Ознакомить учащихся с наиболее распространенными опасными ситуациями на дороге и научить их предвидеть и по возможности избегать. Показ видеоматериалов по дорожным ситуациям, их анализ, поиск ошибок.
6 Общие правила перехода улиц и дорог. Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором.
Объяснить учащимся назначение светофоров. Рассказать о значении светофора и регулировщика. Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. Научить детей переходить улицу по зеленому сигналу светофора.
7 Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы (жесты) регулировщика. Формирование представления школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения регулировщиком. Ознакомить с жестами регулировщика.
8 Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки. Знаки особого предписания и знаки сервиса. Их назначение. Название и предназначение следующих дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Дети». Познакомить учащихся со значением некоторых дорожных знаков, часто встречающихся по месту жительства. 9 Причины дорожно-транспортных происшествий. Викторина «Знаешь, ли ты?»
Воспитание навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте. Провести анализ и показать причины дорожно-транспортных происшествий
10 Про разметку на дороге. Перекрёсток. Формировать знания и представления учащихся о перекрестках, их видах, о разновидностях дорожной разметки.
11 Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения. Убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги). Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.
12 Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста. Формирование знаний и представлений о безопасном движении велосипедистов на дорогах.
Правила и места пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения в той или иной местности. 13 Мы – пассажиры. Правила для пассажира. Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль. Закрепить знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
14 КВН «Транспорт и правила поведения в нём» Закрепить знания о правилах поведения в транспорте 15 Правила Дорожного Движения: Обязанности пешеходов.
Углубление знаний учащимися правил поведения на улице. Как вести себя на улице (дороге). Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. Викторина «Как ты знаешь Правила дорожного Движения»
16 Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Тест - викторина по ПДД. Закрепление полученных знаний и навыков по правилам дорожной безопасности. Тест-викторина по ПДД в форме презентации, загадки. Правила пожарной безопасности
17 Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности. Познакомить учащихся с правилами пожарной безопасности, их предназначением и историей создания. Просмотр презентации на тему: «Огонь – друг или враг?» 18 Где дым, там и огонь. Познакомить учащихся с основными причинами возникновения пожаров в быту и в лесу. Просмотр презентации с загадками. 19 Спички детям – не игрушка. Показ учащимся в процессе просмотра учебных видеороликов и мультфильмов к чему приводят шалости и игры со спичками. Наглядный раздаточный материал, разбор ситуаций. 20 Как вести себя во время пожара в школе. Научить учащихся правильному поведению в случае возникновения пожара в школе, ознакомить с подаваемыми сигналами, показать, где находятся эвакуационные выхода, как правильно эвакуироваться из школы. Просмотр учебного фильма «Пожар в школе». 21 Правила поведения в квартире без родителей. На примере учебного мультфильма «Спасик и его друзья. Правила поведения в квартире» изучить правила безопасного поведения в квартире (доме), правила пользования газовыми приборами, электроприборами и водопроводом. 22 Правила поведения в случае возникновения пожара в квартире. Научить учащихся правильному поведению в случае возникновения пожара в квартире, как правильно вызвать пожарную охрану, как грамотно эвакуироваться из квартиры и использовать подручные средства защиты органов дыхания. Просмотр видео фильма «Пожар в квартире». 23 Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны. Закрепление полученных знаний по теме пожар в квартире. На примере различных ситуаций объяснить порядок своих действий. Просмотр видеоролика «Эвакуация из горящей квартиры» 24 Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице. Научить учащихся правильному поведению в случае возникновения пожара в лесу на улице, как правильно выбрать путь эвакуации от очага возгорания. Просмотр видеоролика «Пожар в лесу». 25 Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов. Дать представление учащимся об основных причинах возникновения очагов возгорания в лесу, на полях с растительностью и вблизи домов. Просмотр презентации, разбор ситуаций. 26 Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности» Закрепление полученных знаний по правилам пожарной безопасности в форме наглядной презентации с вопросами, загадками и рисунками. Правила безопасности в природе
27 Если солнечно и жарко. Познакомить учащихся правилами безопасного отдыха на природе в жаркую солнечную погоду. Объяснить, что такое солнечный и тепловой удары, их признаки и симптомы проявления. Научить, как правильно оказать первую помощь себе и пострадавшим. Просмотр мультфильма «Ну погоди», разбор ситуации. 28 Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч, метель, гололед и сильный мороз. Познакомить учащихся с опасными природными явлениями метеорологического характера. Объяснить в чем заключается их опасность, при каких обстоятельствах человек может получить травму и что, необходимо делать, чтобы этого избежать. Признаки приближения. Просмотр презентации и видео материалов. 29 Правила поведения на воде. Купание в водоемах. В процессе просмотра учебного фильма «Безопасность на воде» научить учащихся безопасному поведению и отдыху на водоемах. Как выбрать место для купания, продолжительность времени нахождения в воде, как оказать помощь тонущему. Разбор ситуаций, которые часто заканчиваются трагически. 30 Правила безопасности при переходе водоемов по льду в зимнее время В процессе просмотра учебного фильма «Безопасность на льду» научить учащихся безопасному поведению на замерзших водоемах, в процессе перехода их и игр на них. Объяснить, что наиболее опасное время, на замерзших водоемах это начало и конец зимы, и чем это опасно. Ознакомить как правильно вести себя, если провалился под лед, как оказать помощь людям, провалившимся под лед, подручные средства для оказания помощи. Разбор и анализ ситуаций.
31 Меры предосторожности при обращении с дикими животными. С помощью презентации «Дикие животные» познакомить учащихся с наиболее опасными дикими животными. Научить как правильно вести себя при встрече с ними, что можно делать и что нельзя. Рассказать о периодах времени года, когда они проявляют повышенную агрессивность. Признаки опасных инфекционных заболеваний животных, что делать, если дикое животное вас укусила. 32 Тест-викторина «Мы знаем правила безопасности» Проверка и закрепление полученных знаний по ПДД, ПБ и правил безопасности в природе в процессе наглядной презентации с картинками, вопросами и загадками. 33 Резерв Список литературы, учебных видеоматериалов и ресурсов Интернета:
1. Правила дорожного движения Российской Федерации, с изменениями от 20.11.10года, Москва, изд. «Мир автокниг» 2011г.
2. А.М.Якупов, Безопасность на улицах и дорогах, Альбом для учащихся 1 класса, Тула, изд. «Тульский полиграфист» 2000г.
3. Спас-Экстрим – портал детской безопасности, Спас-Экстрим - портал детской безопасности 11;
4. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.
5. Видеофильм «Улица полна неожиданностей» для детей 6-8 лет, Москва видеостудия «Кварт», 1998г.
6. Видеофильм «Основы пожарной безопасности» для детей 8-14 лет, Москва видеостудия «Кварт», 2004г.
7. Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000г.
8. Видеофильм «Безопасность в доме», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000г.
9. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743 10.Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс. http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html11. Всероссийская газета «Добрая дорога детства», http://www.dddgazeta.ru/ ;12. Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Не игра» на диске СD для учащихся 6-10лет, Москва, Санкт-Петербург, ООО «АБТ», ООО «Росполитехсофт» 2008г.
13. Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Дорога в школу»;
14. Мультимедийное издание «ПДД для детей», Readme. txt, 2008г.;
15. Сборник видеоматериалов и презентаций кабинета ОБЖ