Социальный проект «Наш класс-территория читающих детей»
Тема: «Наш класс-территория читающих детей»
Автор: Феофанова, учитель русского языка и литературы МКОУ лицей № 4, г.Россошь
Форма: факультативные занятия
Вид деятельности: познавательная, игровая
Направление: нравственное воспитание
Пояснительная записка.
Литература – опыт жизни:
Его давайте познавать,
Любить читать – культуры признак,
Как хорошо любить читать!
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы. Интерес к чтению является важным условием повышения грамотности людей, что во многом определяет качество трудовых ресурсов, уровень общего образования, доступ к культурным ценностям и информационным ресурсам. Век видео и компьютеров привёл к падению интереса к чтению.
Проанализировав ситуацию в нашей школе, мы пришли к выводу, что необходимо создать условия для формирования духовного мира ребёнка через чтение, книгу, объединив усилия всех, от кого это зависит: родителей, школы, библиотек, социальных организаций.
Программа ориентирована на организацию внеурочной деятельности с учащимися 6 класса.
Цель: приобщение учащихся к чтению художественной литературы, возродить престиж чтения как необходимое условие формирования духовно зрелой, образованной и социально ценной личности
Задачи:
- воспитывать уважение к книге как к факту общечеловеческой культуры, ответственность, справедливость, доброжелательность, любовь к окружающему миру;
- формировать читательские навыки и умения учащихся;
- развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой, активизировать чтение в семье;
Учебно-тематический план
№ п/пТема часы форма
1 Введение. Задачи работы кружка. 1 теория
2 «Вначале было слово…». История книги. Литература в мире искусств. 5 Теория, презентация
3 Художественный текст. Игра «Умники и умницы» 2 игра
4 «Чтение – вот лучшее учение». Оформление читательского стенда 6 Анкетирование.
Практическое занятие
5 Три кита литературы: эпос, лирика и драма. 15 Теория, презентация, выставка
6 «Герои народных сказок». Домики-сказки. 10 Конкурс, проектная деятельность
7 В гостях у сказки. Библиотечный урок. 1 Экскурсия в библиотеку
8 «Посчитайся», «Отгадай загадку». «Сочини загадку». Создание собственных книжек-малышек 5 Игра, творческая работа
9 «Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит…». Создание сказки. 5 Практическое занятие.
10 Создание рассказа. 5 Практическое занятие.
11 «Своя игра». Знакомство с литературоведческим словарём. 2 конкурс
12 Литературная мастерская. Подготовка проекта «Тайна книги». 10 исследование
13 «Лирическое приключение» 2 игра, презентация
14 Библиотечный урок. Баллады 1 Экскурсия в библиотеку
15 «Сами с усами». 3 Игра, теория
16 Стихотворение. Понятие и особенности жанра. Конкурс чтецов 1 Теория, конкурс
17 Мой подарок школьной библиотеке. 1 Экскурсия в библиотеку
18 «Что? Где? Когда?». Итоговое занятие по теме лирика. 3 игра
19 «Драматическое приключение» (понятие драмы, особенности, жанры) 1 Теория, презентация
20 Библиотечный урок. « В мире драматургии» 1 Экскурсия в библиотеку
21 Создание буклетов « Читающие дети – успешные ученики» 10 Практическое занятие
22 Оформление сборника «Книга, написанная нами» 10 Практическое занятие
23 Чтение – мать учения 5 презентация
итого 105 Содержание тем
Тема 1. Введение. (1 ч.)
Определение цели и задач работы кружка.
Тема 2. «Вначале было слово…». История книги. Литература в мире искусств. (5 ч.)
Знакомство с историей создания книги. Первые книги. Книгопечатание на Руси. Литература- вид искусства. Связь литературы с другими видами искусства.
Тема 3. Художественный текст. Игра «Умники и умницы» (2 ч.)
Структура художественного текста. Композиция произведения. Выявление читательского уровня учащихся в игровой форме.
Тема 4. «Чтение – вот лучшее учение». Оформление читательского стенда. (6 ч.)
Обобщение читательского опыта учащихся. Любимые книги. Значение книги в жизни человека. Анкетирование.
Тема 5. Три кита литературы: эпос, лирика и драма. (15 ч.)
Понятие эпоса, особенности, жанры. Виды сказки, понятие о бродячих сюжетах. Басня. Понятие и особенности жанра. Рассказ. Понятие и особенности жанра. Баллада. Понятие лироэпоса. Стихотворение. Понятие и особенности жанра.
Тема 6. «Герои народных сказок». Домики-сказки. (10ч.)
Обобщение читательского опыта. Проектная работа
Тема 7. В гостях у сказки. Библиотечный урок. (1 ч.)
Правила поведения в библиотеки. Умение работать с книгой, алгоритм учебных действий. Как находить книгу в открытом библиотечном фонде.
Тема 8. «Посчитайся», «Отгадай загадку». «Сочини загадку». Создание собственных книжек-малышек. (5 ч.)
Обобщение читательского опыта учащихся. Как создаётся книга. Роль книги в воспитании детей.
Тема 9. «Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит…». Создание сказки. (5 ч.)
Обобщение читательского опыта. Как создаётся сказка. Понятие авторской сказки. Композиция сказки.
Тема 10. Создание рассказа. (5 ч.)
Обобщение читательского опыта. Как создать рассказ. Композиция рассказа. Понятие сюжета. Творческая работа.
Тема 11. «Своя игра». Знакомство с литературоведческим словарём. (2 ч.)
Литературоведческий словарь. Как работать со словарём. Обобщение читательского опыта в игровой форме.
Тема 12. Литературная мастерская. Подготовка исследования «Тайна книги». (10 ч.)
Исследование. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; читать книгу, понимать прочитанное; анализировать прочитанное.
Тема 13. «Лирическое приключение» (2 ч.)
Понятие лирики, особенности, жанры. Игра. Обобщение читательского опыта.
Тема 14. Библиотечный урок. Баллады (1 ч.)
В.А. Жуковского «Лесной царь», «Кубок». Особенности жанра баллады.
Тема 15. «Сами с усами». (3 ч.)
Понятия рифмы, ритма, размера, звукописи стихотворения. Обобщение читательского опыта в игровой форме.
Тема 16. Стихотворение. Понятие и особенности жанра. Конкурс чтецов (1 ч.)
Стихотворные жанры. Средства художественной выразительности.
Тема 17. Мой подарок школьной библиотеке. (1 ч.)
Правила поведения в библиотеки. Умение работать с книгой, алгоритм учебных действий. Как находить книгу в открытом библиотечном фонде.
Тема 18. «Что? Где? Когда?». Итоговое занятие по теме лирика. (3 ч.)
Обобщение знаний. Лирика как род литературы.
Тема 19. «Драматическое приключение» (1 ч.)
Понятие драмы, особенности, жанры. Драматурги и их произведения.
Тема 20. Библиотечный урок. «В мире драматургии» ( 1 ч.)
Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Тема 21. Создание буклетов « Читающие дети – успешные ученики» (10 ч.)
Что такое буклет. Как создать буклет. Обобщение читательского опыта. Роль книги в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Тема 22. Оформление сборника «Книга, написанная нами». (10 ч.)
Что такое сборник. Как создать сборник. Книги- сборники русских писателей.
Тема 23. Чтение – мать учения ( 5 ч.)
Итоги. Обобщение читательского опыта. Творческий отчёт
Контроль
1 уровень: анкетирование (Приложение );
2 уровень: исследовательская работа «Тайна книги»
3 уровень: проектная работа - буклет « Читающие дети – успешные ученики»
Список литературы:
1. Фогельсон И.А. Литература учит. – М.: Просвещение, 1999 г.
2. Маранцман В. Г. Изучение литературы .Методические рекомендации. – о С-П.: Специальная литература, 1997 г.
3. Надеждина В. Сценарии конкурсов, интеллектуальных и развивающих игр, праздников, шоу-программ для средней школы. – Минск: Харвест, 2007 г.
4. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности.
5. Е. И. Никитина. Уроки развития речи.
6. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя.
7. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты.
8. Е. Эткинд. Разговор о стихах.
9. Е. В. Карсалова. "Стихи живые сами говорят…"
10. Т. В. Матвеева. От звука до текста.
Приложение
Анкета «Круг чтения»
.Как часто вы читаете?
А) ежедневно;
Б) 2-3 часа в неделю;
В) гораздо реже.
.Чем для вас является книга?
А) источник духовного познания;
Б) источник эстетического наслаждения;
В) средство для подъема образовательного уровня.
.Как вы оцениваете собственное чтение?
А) читаю много;
Б) читаю мало, но достаточно для себя;
В) читаю много, но хотелось бы больше;
Г) читаю мало.
.Что предпочитаете читать?
А) русскую классику;
Б) современную русскую литературу;
В) зарубежную классику;
Г) современную зарубежную литературу.
.От кого узнаете о новых книгах?
А) от учителей;
Б) от родителей;
В) от библиотекаря;
Г) от знакомых, друзей;
Д) из прессы.
.Какое произведение вы недавно прочитали?