Проект Школа — территория здоровья
Проект
« Школа - территория здоровья»
1131570-1143000
г. Нижний Новгород
2012 г.
Информационная карта проекта
Название проекта Социальный проект здоровьесберегающей направленности направленности «Школа – территория здоровья»!»
Руководитель проекта Кулагина Наталья Юрьевна, директор школы
Видяйкина Елена Константиновна, заместитель директора по воспитательной работе
Пудовкина Елена Александровна, учитель физической культуры
География проекта 603147 г.Нижний Новгород, ул.Веденяпина , 30а.
Участники проекта Педагогический коллектив образовательного учреждения
Обучающиеся 1 – 11 классов
Совет родителей
Срок реализации проекта 2012-2014г.г.
Краткая аннотация Проект "Школа – территория здоровья" направлен на проектирование в образовательном учреждении целостной системы психолого-педагогического сопровождения, педагогического процесса, которая обеспечивает: развития возрастных психофизиологических возможностей и индивидуальных психологических особенностей школьников; сохранение и укрепление здоровья (всех и каждого) участников образовательного процесса; удовлетворение базовых психологических потребностей личности в самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии.
Описание проблемы, решению, снижению остроты которой посвящен проект
Проблема сохранения здоровья детей в нашей стране в настоящее время наиболее обсуждаема. Главным в государственной политике в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим среди основных задач современного образовательного учреждения важное место занимает разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья детей школьного возраста.
Основные цели и задачи проекта Проектирование в образовательном учреждении целостной системы психолого-педагогического сопровождения, педагогического процесса, которая обеспечивает: развития возрастных психофизиологических возможностей и индивидуальных психологических особенностей школьников; сохранение и укрепление здоровья (всех и каждого) участников образовательного процесса; удовлетворение базовых психологических потребностей личности в самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии.
Задачи проекта:
Совершенствование деятельности школы по освоению и внедрению здоровьесберегающих образовательных программ и педагогических технологий.
Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Формирование у педагогов образовательного учреждения готовности к инновационной деятельности по реализации здоровьесберегающих образовательных программ и педагогических технологий.
Превращение родителей в полноправных субъектов образовательного процесса.
Ожидаемые результаты
Улучшение состояния здоровья детей.
Сформированность у учащихся навыков здорового образа жизни.
Достижение тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей.
Предполагаемая стоимость проекта -
1.Концепцуальные основы проектирования здоровьесберегающей деятельности школы
Здоровье – это социокультурная характеристика человека, интегрирующая системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности и проявляющаяся в успешности жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).
Здоровым можно считать человека, для которого характерно стабильное позитивное мироощущение и который способен позитивно реализовывать свои потенции роста и самовыражения и внести свой вклад в развитие общества.
Предлагаемое определение условно можно представить в виде следующей схем
Интегративная модель здоровья
Действенно-практическая сфера личности
Смысловая сфера личности
Жизнеспособность
Внутренняя картина здоровья
Компетенция здоровьеформирующего поведения
Готовность к совершенствованию жизнеспособности в условиях системных социальных изменений
Здоровьесберегающее образование – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья (рис.2).
Цель здоровьесберегающего образования – укрепление психо-физиологической жизнеспособности школьников и коррекция смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до адаптационно-поддерживающего уровня.
Основное средство- организационно-педагогические, лечебно-профилактические. Спортивно-оздоровительные и информационно-просветительские мероприятия.
Результат здоровьесберегающего образования- формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения базового уровня (опыт безопасного здорового поведения в типичных жизненных ситуациях и в типовых ситуациях риска нарушения здоровья).
Формула здоровьесберегающего образования
Педагогически разумная организация учебного процесса
Обучение навыкам сохранения здоровья в ситуациях риска
Оздоровительно-спортивные мероприятия для детей и взрослых
Психофизиологическая безопасная школьная среда
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выделить факторы, влияющие на здоровье школьников, но и проранжировать их по значимости и силе влияния (в порядке убывания):
стресс, испытываемый ребенком в образовательном учреждении во время взаимодействия с другими учащимися и с педагогами;
интенсификация учебного процесса;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
некачественное дошкольное образование;
отсутствие системности и последовательности в формировании у школьников ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе в профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения);
соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
функциональная грамотность педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников;
элементарная медико-психолого-педагогическая грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
медицинская служба образовательного учреждения;
существующая система физического воспитания.
Вопросам заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
2. Анализ деятельности школы по укреплению и сохранению здоровья обучающихсяМБОУ средняя общеобразовательная школа №111 Автозаводского района г. Н. Новгорода открыта в 1979 г.
С начала педагогической деятельности коллективу школы присущ программно-целевой подход в организации учебно-воспитательного процесса:
1979-1984 гг. – «Школа – центр организации производительного труда учащихся на основе сотрудничества с Производством грузовых автомобилей ГАЗ»;
1985-1990 гг. – «Школа – центр воспитательной работы Юго-Западного микрорайона»;
1991-2010гг. гг. – «Школа – один из центров экспериментальной деятельности по здоровьесбережению учащихся и экологическому воспитанию»;
2000-2004 гг. – Школа – активный участник общероссийских проектов по экологии; городская экспериментальная площадка «Телесное развитие младших школьников как школьно-значимый фактор».
2008-2010 гг. – экспериментальная площадка ГОУ ДПО НИРО «Создание модели сетевого межшкольного взаимодействия в процессе изучения предметов образовательной области «Естествознание»
2006-2007гг.- Школа – активный участник проекта «Лучшая трудовая бригада»
2008-2010 гг.- Школа – активный участник городских конкурсов деятельности ОУ по профилактике асоциальных явлений среди подростков.
2008-2011 гг – Школа активный участник проекта «Компьютер для школьника»
2007-2011 – Школа активный участник исследовательских проектов, проводимых под руководством городского молодежного центра «Зеленый Парус».
2007-2011 гг. Школа – активный участник городского конкурса по внутреннему озеленению «Несущие радость».
2010-2011гг. Школа- победитель городского смотра- конкурса деятельности ОУ по профилактике асоциальных явлений среди учащихся.
За 32 года работы образовательное учреждение выпустило 42 золотых и 16 серебряных медалистов.
Медицинское обслуживание осуществляет Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение “Детская городская больница № 25» Автозаводского района города Нижнего Новгорода.
Номенклатура работ и услуг:
при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии;
при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по педиатрии.
Питание обучающихся в школьной столовой организовано на основе договора с ООО «Торговый дом «Народный».
В школе функционирует локальная сеть (компьютерный класс, администрация, библиотека). Точки доступа в сеть Интернет существуют в библиотеке, компьютерном классе, канцелярии, кабинете директора, кабинете зам. директор
Лечебно-профилактическое, оздоровительное оборудование (перечень):
- облучатель медицинский бактерицидный с 2-мя лампами кварц., 1995г. – 2шт.;
- весы медицинские 1979г.;
- тонометр с детской манжеткой,2008г.;
- тонометр для взрослых AND, Декор, 2008г – 2шт.,
- ростомер1979г. – 1шт.
- холодильник «Норд», 2008г. – 1шт.
- таблица Сивцева для проверки зрения 1980г – 1шт.
Характеристика социального статуса семей учащихся
Количество обучающихся в ОУ – 667чел. Количество %
воспитываются в полных семьях 470 70
неполных семьях200 29,8
многодетных семьях14 2
малообеспеченных семьях39 58
В семьях группы риска
4 0,05
имеют детей под опекой 13 1%
имеют детей-инвалидов 6 0,08
Здоровье детей
Группа здоровья 2007 /2008 2008 /2009 2009 /2010 2010 /2011
число % число % число % число %
I группа 36 4,5% 33 4,5% 38 5,5% 48 7,2%
II группа 544 68,2% 337 46,1% 341 49,2% 289 43,3%
III группа 203 25,4% 352 48,2% 304 43,9% 321 48,1%
IV — V группа, инвалиды 15 1,9% 9 1,2% 9 1,3% 9 1,3%
Основная физкультурная: 546 68,4% 519 71% 482 69,7% 411 66,1%
— подготовительная 188 23,6% 186 25,4% 180 26%
228 343,2%
— спецгруппа 15 1,9% 2 0,3% - 0% 2 10,3%
Освобождены от физкультуры 49 6,1% 24 3,3% 30 4,3% 26 3,9%
Образовательный ценз родителей
Высшее образование Среднее специальное образование Среднее образование Неполное среднее образование Имеют ученую степень
340 – 31% 498 – 45,6% 232 – 21% 25 – 2,4% -
Характеристика социума
Население микроучасткаОкружение школы
Рабочие – 45,8%
Служащие – 44,7%
Неработающие – 4,6%
Работают на ГАЗе – 4,2%
Частные предприниматели – 0,6% ЖЭУ №18, ФОК №3, предприятие «Водоканал», кафе «Алёнушка», МДОУ №109,113,12,111,110, магазин «Продукты», 6 миникафе, аптека «Здоровье», магазин «Ткани», приокская роща. Творческие контакты
НГАСУ (центр здоровьесберегающих технологий) – повышение квалификации учителей, руководство экспериментальной площадкой
ДК ГАЗ, кинотеатр «Мир», Нижегородская филармония, театры Н. Новгорода – организация культурно-досуговой деятельности
ПГА ОАО ГАЗ – организация профориентационной деятельности
центр «Эмпатия», МУК Автозаводского района – база по обучению технологии учащихся 10-11-х классов, психологическая помощь
Экологическая организация « Дронт», « Зеленый парус» - совместное участие в экологических акциях.
Воспитание и дополнительное образование детей в образовательном учреждении
Воспитательная работа в ОУ моделируется и реализуется как воспитательная система.
Освоение, усвоение, присвоение культуры через общение, воспитание успехом- суть концепции Н.Е. Щурковой «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», которая стала основой воспитательной системы школы. Согласно концепции:«Воспитание-это целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу ребенка и природу развития личности, организованное профессионалом – педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
В данной концепции четко определен механизм воспитания:
Постепенное « пошаговое движение» с 1 по 11 класс в самовоспитании и развитие способностей строить свою жизнь достойную человека.
1.Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества. (1класс).
2. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.(2-4 классы).
3.Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.(5-6 классы).
4.Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (7-8класс).
5.Формирование образа жизни, достойной Человека(9-10 классы).
6.Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути (11 классы).
Предложенные доминанты и их содержание определяют на каждом возрастном этапе основной акцент деятельности, учитывая особенности возраста, но в то же время ни в коей мере не диктуют выбора форм, средств и методов достижения желаемого результата. В образовательном учреждении с 2008 г. по 2013 г. функционирует программа «Здоровый ребенок».
Основные направления воспитательной системы
Ученик и его нравственность
Ученик – патриот и гражданин.
Ученик и его интеллектуальные возможности
Ученик и его экологическая культура
Ученик и его здоровье.
Общение и досуг ученика
Ученик и его семья
Школьное самоуправление учащихся.
Профессиональное самоопределение учащихся.
Уровень нравственной воспитанности учащихся
(по методике Н.Е. Щурковой)
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
23% 44% 33%
Дополнительное образование детей
Учебный год 2008-2009 2009-2010 2010-2011
Кол-во кружков организованных в ОУ 18 15 14
в том числе по договору с ОУ ДОД на площадях учреждения - - 1
% охвата обучающихся дополнительным образованием 51,7% 57,2% 58,4%
Результативность учебно-воспитательной работы в ОУ
Уровень обученности учащихся
2007-08 уч. год 2008-09 уч. год 2009-10уч. год
% качества 39,8 40,5 45,2
% успеваемости 98,9 99,4 99,7
на «5» всего
из них получили «Похвальный лист» 54
33 48
25 44
33
на «4-5» 232 222 233
оставлены на 2-ой год 7 4 2
имеют золотую медаль 2 3 -
имеют серебряную медаль - - -
Результативность участия в НОУ, олимпиадах, дистанционных проектах
2007-2008
уч. год 2008-2009
уч. год 2009-2010
уч. год 2010-2011
уч. год
Участие в научно-практических конференциях (количество участников/ количество дипломантов): Участники Дипломанты Участники Дипломанты Участники Дипломанты Участники Дипломанты
— районные 43 18 29 16 42 12 26 15
— городские 2 2 - - 3 3 - -
— всероссийские - - - - - - - -
Участие во Всероссийских олимпиадах школьников: — муниципального этапа 45 2 41 3 15 5 48 6
— регионального этапа 1 1 - - - - - -
— заключительного этапа - - - - - - - -
— международные - - - - - - - -
Участие в дистанционных Интернет-проектах — олимпиады - - - - - - 6 1
— конкурсы 547 2 470 1 365 1 2 -
— конференции и др. - - - - - - - -
Результативность участия в конкурсах
Направленность
развития
личности
2007-2008
уч. год 2008-2009
уч. год 2009-2010
уч. год 2010-2011
уч.годЭколого-биологическая 5 6 2 5
Физкультурно-спортивная 6 10 12 16
Естественно - научная 1 - - 1
Художественная 10 2 3 11
Военно-патриотическая 11 15 13 14
Туристско-краеведческая 5 6 1
Социально- педагогическая 1 6 7 5
Научно-техническая 3 4 1
На основе выше перечисленной информации и статистики можно определить цель проектной деятельности: проектирование в образовательном учреждении целостной системы психолого-педагогического сопровождения, педагогического процесса, которая обеспечивает: развития возрастных психофизиологических возможностей и индивидуальных психологических особенностей школьников; сохранение и укрепление здоровья (всех и каждого) участников образовательного процесса; удовлетворение базовых психологических потребностей личности в самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии.Задачи проекта:
Совершенствование деятельности школы по освоению и внедрению здоровьесберегающих образовательных программ и педагогических технологий.
Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Формирование у педагогов образовательного учреждения готовности к инновационной деятельности по реализации здоровьесберегающих образовательных программ и педагогических технологий.
Превращение родителей в полноправных субъектов образовательного процесса.
Основные направления деятельности (педагогические пути достижения поставленной цели и решения задач):
Использование инновационных здоровьесберегающих образовательных программ и педагогических технологий.
Функционирование в образовательном учреждении системы комплексного психолого-медико-педагогического мониторинга.
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения учащихся; формирование научно-теоретических знаний и практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной педагогической деятельности в инновационном режиме.
Постоянное совершенствование организационных форм взаимодействия школы и семьи по проблеме реализации задач оздоровления детей, реализации их возрастных психофизиологических возможностей, развитии индивидуальных психологических особенностей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, реализации их индивидуально-личностного потенциала.
Ожидаемые результаты проектной деятельности
Улучшение состояния здоровья детей.
Сформированность у учащихся навыков здорового образа жизни.
Достижение тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей.
3. Характеристика направлений педагогической системы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении
Медико-гигиенический
Мониторинг здоровья
Организационно-методический
Физкультурно-оздоровительный
Внеурочная работа с учащимися и родителями
Питание
ОУ № 11!
Более подробная характеристика каждого блока инновационной деятельности представлена следующим образом.
1. Медико-гигиеническая служба
Система медицинских осмотров.
Мониторинг здоровья учащихся.
Лечебная физкультура.
Проведение работы по раннему выявлению заболеваний детей.
Участие в программе «»Здоровый ребенок»
2. Организационно-методическая работа
Внедрение нормативно-правовых и методических материалов по проблемам здоровья.
Организация и проведение совещаний и педагогических советов по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Рациональная организация образовательного процесса:
строгое соблюдение гигиенических норм и требований к организации, объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
создание организационно-педагогических условий для получения учащимися достаточной физической нагрузки;
грамотное использование технических средств обучения;
соблюдение физиолого-гигиенических требований к составлению расписания уроков;
учет индивидуальных особенностей психофизиологического и психологического развития каждого ребенка;
использование методов, методик и технологий обучения, адекватных возрастным психофизиологическим возможностям и индивидуальным психологическим особенностям детей;
фрагментарное введение материалов здоровьесберегающих педагогических технологий использование методов и приемов здоровьесбережения в учебных курсах: «Окружающий мир», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», «Биология», «Экология»;
Рациональный режим двигательной активности.
Класс Ежедневный объем времени, час. Гимнастика до учебных занятий, мин. Физкультминут. на уроках, мин. Подвижные перемены, мин. Спортивный час в ГПД, час.
1 кл. 2 5-6 5 25-30 1
2 кл. 2 5-6 5 15-20 1
3 кл. 2 5-6 5 15-20 1
4 кл. 2 5-6 5 15-20 1
5 кл. 2 5-7 5 35-45 -
Двигательная активность учащихся организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
1. «Большие формы занятий» - уроки физкультуры и работа спортивных секций во внеурочное время
занятия хореографией - 2 часа в неделю;
работа спортивных секций и кружков: волейбол, баскетбол футбол, настольный теннис, пожарно-спасательный спорт;
проведение Дней здоровья;
проведение экскурсий и прогулок-походов в природу;
участие в соревнованиях;
посещение бассейна,
часы здоровья на мини-стадионе ( использование фигурных коньков)
2. «Малые формы», вводимые в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся в течение всего времени обучения:
утренняя гимнастика (5 минут);
физкультминутки на уроках (2-3 минуты). В течение урока проводится 1-2 физкультминутки;
подвижные игры на малых переменах;
подвижная динамическая перемена (для учащихся 1-х классов) -25-30 мин.;
интегрированный курс «ОБЖ - Окружающий мир»;
уроки здоровья в рамках программы «Здоровый ребенок»;
спортивные часы в ГПД;
анализ уроков с позиции здоровьесбережения.
В содержании уроков преобладает познавательный материал в соответствии с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения), необходимыми для полноценного психофизиологического и психологического развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.
Использование технологий личностно-ориентированного обучения.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного воздействия; делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждение их к творческому отношению к деятельности при выполнении заданий.
Осуществление комплексного психолого-медико-педагогического мониторинга состояния здоровья и развития учащихся.
3. Питание
Работа по обеспечению рациональности и сбалансированности питания учащихся.
Пропаганда культуры питания.
Культура обслуживания детей в школьной столовой.
Организация бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей.
4. Мониторинг здоровья
В основу системы мониторинга положен модульный подход. Выделяются следующие модули:
соматического здоровья;
физического;
психологического;
социального;
нравственного;
интеллектуального;
безопасности среды.
Каждый модуль определяет инструментарий отслеживания показателей здоровья, их динамику, оформляется карта проблемного поля.
Рассмотрим деятельность в рамках каждого модульного направления здоровья.
Уровень соматического здоровья определяется процентной долей детей с первой группой здоровья от общего числа обучающихся в школе. Мониторинг соматического здоровья проводится на основе медицинского осмотра детей по его результатам составляется карта здоровья каждого класса. В карте фиксируются показатели роста, веса, остроты зрения обучающегося, указывается его группа здоровья и уровень физического развития (ниже среднего, среднее, выше среднего), наличие/отсутствие хронических заболеваний, проблем с осанкой; даются рекомендации врача, например: «1-2-я парта, занятия ЛФК», «щадящее питание» и т.д. Карта здоровья позволяет получить информацию о здоровье каждого обучающегося и класса в целом.
Уровень физического здоровья определяется процентной долей детей с высоким уровнем физической подготовки (с баллами физической подготовленности от «4» до «5») от общего числа обучающихся в школе. Для оценки физического здоровья в начале и в конце учебного года проводится тестирование основных двигательных качеств (баллы физической подготовленности каждого учащегося заносятся в карту здоровья класса). Такое отслеживание позволяет планировать темпы физического развития учащихся, определять возможные проблемы в организации их физической подготовки, рано выявлять спортивно одаренных детей. Для повышения уровня физического здоровья учащихся проводится работа по рациональному использованию ресурсов школы: двух спортивных залов, зала хореографии, спортивной площадки. Ежегодно проводится конкурс «Лучший спортсмен года», определяется лучший спортивный класс.
Уровень психологического здоровья определяется процентной долей детей, ощущающих душевный комфорт, имеющих адекватную поведенческую реакцию, от общего числа обучающихся в школе. Для определения психологического здоровья нами используются методики Басса-Дарки «Несуществующее животное», «Самооценка и уровень притязаний» Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан «Шкала социально-ситуативной тревоги» О.Кондаша, опросники «Учебная мотивация» Е.В.Карповой, Н.Г.Лускановой и др. Задача модуля психологического здоровья – обеспечить условия для полноценного развития и образования обучающихся, формирования психологической культуры участников образовательного процесса. Для оказания адресной помощи по основным направлениям коррекционно-развивающей работы в школе действует кабинета психолога.
Уровень социального благополучия определяется процентной долей детей, не имеющих риск-факторов социального неблагополучия, препятствующих успешной социализации. Модуль предназначен для выявления обучающихся, нуждающихся в помощи по созданию безопасного жизненного пространства. В карте здоровья классов указывается наличие/отсутствие риск-факторов у учащихся, а в сводной карте проблемного поля социального характера 1-11-х классов фиксируется количество учащихся (и их доля в процентах от общей численности класса), принадлежащих к категориям детей:
из многодетных семей;
семей-переселенцев, не имеющих гражданства;
семей-чернобыльцев;
семей малочисленных народов Севера;
малообеспеченных семей;
участников боевых действий;
сирот;
воспитываемых матерями-одиночками;
с девиантным поведением;
оставленных на второй год;
переведенных условно и др.
Социальное сопровождение в школе решается путем активного просвещения родителей в вопросах воспитания детей на основе гендерного подхода через систему индивидуальных консультаций, тематических консультаций родителей, клуба опекунов «Олимп», лектория для родителей.
Уровень нравственного здоровья определяется процентной долей детей с высоким уровнем воспитанности и сформированными позитивными жизненными ценностями. В основу мониторинга нравственного здоровья положены методики Н.Е.Щурковой по определению уровня воспитанности, жизненных ценностей и направления этих ценностей.
Интеллектуальное здоровье характеризуется качеством успеваемости, процентной долей обучающихся, успевающих образовательную программу с оценками «4», «5».
Состояние безопасности. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда детский организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды. Модуль состояния безопасности среды служит для предотвращения неблагоприятного воздействия, вредных для здоровья учащихся факторов и условий, сопровождающих образовательный процесс, и обеспечение мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся. Для реализации задач обеспечения безопасности в школе действует целевая программа «Комплексная безопасность ОУ».
5. Физкультурно-оздоровительная работа
Задачи
1. Выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противосостояния стрессам; формирование у детей представления о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности.
2. Воспитание у учащихся потребности и формирование умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями; применять их в целях отдыха, тренировки и укрепления здоровья.
3. Обеспечение гигиенических условий в спортзале, применение мер постоянной профилактики травматизма.
4. Расширение двигательного опыта детей посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях:
Введение в содержание уроков физкультминуток и подвижных игр, динамических пауз на переменах;
занятия хореографией;
работа спортивных секций и кружков;
посещение бассейна;
проведение «Дней здоровья»;
проведение экскурсий и прогулок-походов в природу;
индивидуализация спортивной нагрузки детей на занятиях по физической культуре, в соответствии с их группой здоровья;
комплексный медико-психолого-педагогический мониторинг физического развития детей с последующим составлением рекомендаций для родителей, учителей, детей;
максимальный охват учащихся занятиями в кружках спортивно-оздоровительного направления, привлечение к сезонному посещению бассейна;
витаминизация.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
№ Мероприятия Ответственные
Спортивный праздник «Россия, мы дети твои!» Учителя физкультуры
Зам.директора по ВР
Проект «Дорога в Сочи» Учителя физкультуры
Районные соревнования по рафтингу «Автозаводская волна» Учителя физкультуры
Районные соревнования «Праздник школьных эстафет» Учителя физкультуры
Легкоатлетический кросс «Золотая осень» Учителя физкультуры
Областной легкоатлетический пробег на призы Правительства Нижегородской области Учителя физкультуры
Беговые эстафеты ко Дню Машиностроителя 4-5 классов Ст.пионерская вожатая
Первенство района по минифутболу Учителя физкультуры
Первенство района по минифутболуУчителя физкультуры
Проект «Дорога в Сочи» (финал) Учителя физкультуры
Первенство района по минифутболу Учителя физкультуры
«Школа безопасности» –районные соревнования по туризму Учителя физкультуры
Соревнования по футболу Учителя физкультуры
Соревнования по пионерболу-5,6классы Учителя физкультуры
Смотр физической подготовленности Учителя физкультуры
Соревнования по минифутболу 4-5 кл.
Учителя физкультуры
Соревнования по минифутболу
Учителя физкультуры
Районные соревнования по футболу
Учителя физкультуры
Первенство района по минифутболу среди девушек Учителя физкультуры
Первенство города по минифутболу Учителя физкультуры
Первенство города по минифутболу среди девушек Учителя физкультуры
Спортивный праздник на хоккейной коробке «Единая Россия –детям» Учителя физкультуры
Спортивные соревнования «Зигзаг удачи» (коньки) 6-7 классы Учителя физкультуры
Праздник здоровья на коробке «В Новый год со спортом вместе» Классные руководители
Показательные выступления «К нам в гости пришел замечательный флорбол» Пудовкина Е.А.,
тренер ФОКа «Новое поколение»
Конкурс презентаций « Я выбираю спорт» Классные руководители
Фестиваль « Здоровый стиль» Зам.директора по ВР,кл.руководителиПроект «Мой кумир в спорте» Пудовкина Е.А.,
Зам.директора по ВР
Соревнования по конькам «Зигзаг удачи»
Учителя физкультуры
Школьные соревнования по конькобежному спорту
Учителя физкультуры
Районные соревнования по конькобежному спорту
Учителя физкультуры
Спортивный праздник на льду «Рождественская сказка Зам.директора по ВР
Старшая вожатая
Районные соревнования «Детское четырехборье» Учителя физкультуры
Спортивные соревнования «Кубок Отечества» Учителя физкультуры
Областные соревнования по минифутболу среди девочек 2001г.р. Учителя физкультуры
Спортивный семейный праздник «Папа,мама,я-спортивная семья» Учителя физкультуры
Соревнования «Играем в теннис всей семьей» Учителя физкультуры
«Семейный волейбол» Учителя физкультуры
Первенство школы по настольному теннису
Учителя физкультуры
Первенство района по настольному теннису
Учителя физкультуры
Спортивный праздник для будущих первоклассников «Твой первый старт-первый шаг к здоровью» Зам.директора по ВР,старшая вожатая
Конкурс «Веселая зарядка» Учителя физкультуры
Проект «Парад подвижных перемен» Зам.директора по ВР,волонтерыТурнир по минифутболуУчителя физкультуры
Соревнования по пионерболу Учителя физкультуры
Первенство района по баскетболу Учителя физкультуры
Первенство по волейболу Учителя физкультуры
Смотр строя и песни Учителя физкультуры,
Ст.вожатые
Легкоатлетические соревнования «Шиповка юных»
Учителя физкультуры
Легкоатлетический пробег на призы Правительства Нижегородской области
Учителя физкультуры
Эстафета памяти поколений Учителя физкультуры
Легкоатлетический пробег на приз газеты «Автозаводец» Учителя физкультуры
Участие в городских соревнованиях «Зарница-2011» Преподаватель-организатор ОБЖ
День Защиты детей Орг.комитет ОУ
Спортивный праздник «Встретим лето» Зам.директора по ВР,учителя физкультуры,
вожатые
Сроки проекта: 2012-2014 гг.
Объекты исследования: участники образовательного процесса
МБОУ СОШ № 111
Этапы эксперимента:
1 этап – аналитический этап – август -декабрь 2011г.;
2 этап – формирующий этап – январь 2012 – март 2014 г;
3 этап – контрольный этап – апрель - май 2014 г.