Исследовательская работа Образ счастья в русской литературе.Выполнил ученик 10 класса Гильманшин Вадим. Руководитель Ковалёва Г.Н.
Введение
Мечты о счастье всегда были свойственны человеку. Что такое счастье? Само оно в жизни приходит или надо добывать его? Какой путь к счастью ведёт, как отыскать его и как с него не сбиться? Как счастье с житейским благополучием связано? Соотносится ли с добродетелями? «Счастье- вольная птица: где захотела, там и села» или «Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся»?
Как русский народ представлял себе счастье? Мне захотелось это узнать после изучения поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Тема моего исследования - «Образ счастья в русской литературе». Эта тема, как видим, актуальна и относится к вечным темам.
Собирая материал, я понял, что его нужно исследовать по временным рамкам русской литературы, поэтому наметил для себя несколько этапов исследования :
1) изображение счастья в русском фольклоре ( на примере сказок);
2) изображение счастья в древнерусской литературе;
3) изображение счастья в литературе 18-19 веков;
4) изображение счастья в литературе 20 века и современной русской литературе.
В данной работе я исследовал первые два этапа, а над следующими двумя буду работать в 11 классе.
Таким образом, цель моей работы - исследование понимания и изображение счастья в устном народном творчестве (на примере сказок) и древнерусской литературе.
Объект исследования- русские народные сказки и произведения древнерусской литературы.
Задачи:
Изучить теоретические сведения по теме.
Проанализировать произведения.
Провести опрос среди жителей села Амзя на тему «Что такое «счастье» и легко ли оно достаётся?»
Методы: чтение и исследование литературы, теоретических сведений; сопоставление и наблюдение; обобщение и систематизация данных.
Основная часть
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА СЧАСТЬЕ.
Определение слова СЧАСТЬЕ я прочитал в словарях Ожегова, Ушакова, Даля, Современном толковом словаре, Большой Советской энциклопедии и других научных источниках.
Проанализировав весь материал, я выделил следующее:
Существительное счастье - древнее слово. Оно образовано при помощи приставки съ- и суффикса -uj- от слова часть. Его буквальное значение в прошлом "хорошая часть, доля".
Слово счастье получило ряд основных значений: 1. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо (семейное счастье; народное счастье) . - Человек создан для счастья (В. Короленко. Парадокс) . 2. Внешнее проявление этого чувства. - Самое полное счастье светится на лице его (Ф. Достоевский. Подросток) . 3. Успех, удача. - Хаджи-Мурат всегда верил в свое счастье. Затмевая что-нибудь, он был вперед твердо уверен в удаче, - и все удавалось ему (Л. Толстой. Хаджи-Мурат) . 4. Хорошо, удачно (в значении сказуемого) . - Какое счастье, что мы уже вместе (Г. Николаева. Жатва) . 5. Судьба, доля, участь (простор. ) - Всякому свое счастье. Слово счастье и его производные вошли в ряд фразеологизмов: попытать счастья; родиться под счастливой звездой; счастливо оставаться; счастливые часов не наблюдают (из "Горя от ума" А. С. Грибоедова). Морфемный состав слов счастье такой: счаст-ье. Мы не чувствуем в этих словах былую приставку с-.
2. ОБРАЗ СЧАСТЬЯ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ.
Народная сказка - одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт.
Я прочитал такие русские народные сказки, как «Мена», «Три топорика», «О лесном деревце», «Скорый гонец», «Жадная старуха» , «Морозко», «Царевна-Лягушка», «Финист-Ясный Сокол» и другие. (Народные русские сказки. Сборник А.И.Афанасьева. starina-rus.ru/afanasiev-skazka1).
В результате анализа я отметил следующее:
- Счастье в сказке может проявить себя через житейский идеал достатка хозяйства, но это становится возможным, благодаря чудесной помощи герою в ответ на доброту сердца и его готовность отдать последнее: "... Тут говорит старичок Ивану: «За правду твою, да за щедрость получай, что заслужил!" Глядь, а из озера один за другим, золотой да серебряный топорики вылетают, да и прямо Ивану в руки. Подивился Иван, поклонился, домой пошел. Наладил дела хозяйские - стал жить-поживать, горя не знать, людям помогать." - так в сказке "Три топорика" приходит счастье к Ивану, отдавшему прохожему дедушке последнюю свеколку и честно отказавшемуся признать в невесть откуда взявшихся драгоценных топориках свой - простой, железный.
- Сказочное счастье может обнаруживать себя и в получении героем или героиней простого происхождения нового, царского статуса, что также сопряжено с супружеством, при этом герои добры сердцем, честны: " Тут взял царь Василису за белые руки, посадил ее подле себя, а там и свадьбу сыграли... Воротился отец Василисы, порадовался о ее судьбе..."; "...Повенчали Царевну с работником. Стали они жить-поживать, горя не знать, добра наживать."
- Счастье, заключённое в простоте души, сохранении нравственных ценностей. В сказке "О лесном деревце". Старик спешит домой со старухой советоваться - что же просить у лесного деревца; садятся они перед избой на лавочку, старик и спрашивает: "...- Хочешь - много-много денег выпросим? Подумала старуха: - ... А на что нам, старый, много-много денег-то? Нам их и прятать-то некуды. А так спим по ночам - двери не запираем, страха не знаем... Нет, старик, пожалуй не надо нам денег! Так советуются они и не находят потребности ни в стаде большом-прибольшем - как с ним старикам управиться? - , ни в тысяче курочек - как их прокормишь, такую прорву: "...Есть у нас одна коровушка - молочка хватает, есть овечка - и шерсти хватает... Есть у нас курочка-хохлатка, есть петушок - нам и довольно." Наконец, идет старик в лес и просит у деревца, что сам надумал: "Сделай так, чтобы наши прялка, да ножик никогда не ломались, да чтоб руки у нас всегда здоровыми были..." Вернулся домой, стали дальше жить, как прежде жили: "Старик ивовые прутья режет, корзины плетет, старуха лен прядет, коврики ткет. Тем и кормятся. И ладно живут, счастливо!"
- Счастье, которое окрыляет и возвышает над идеалом житейского благополучия. Оно побуждает героев отправляться в дорогу из родного дома, невзирая на серьёзные испытания и опасности. Этот путь зачастую наполнен страданием, терпением, мужеством и слезами, но именно он открывает высокую цену подлинного счастья , понимание смысла счастья.
Путь к обретению сказочным героем подлинного счастья всегда сопряжен с испытаниями, тяготами, соблазнами, которые необходимо преодолеть. Несколько пар железных сапог, которые нужно износить на этом пути, каменных хлебов, которые нужно изглодать, посохов, которые нужно источить, можно понимать также как свидетельство высокого статуса выстраданного счастья. В сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» младшая дочь просит отца купить ей в городе перышко Финиста Ясна Сокола, в то время как старшие дочери просят купить им платья. По смыслу это желание счастливого будущего с суженым. В итоге младшая дочь выходит замуж за царевича Финиста Ясна Сокола, но, что важно, перед этим она долго его ищет, после того как сестры от зависти хитростью изгнали Финиста. Сверхтрудность достижения счастья так описывает жених девицы: «Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня добра молодца!»
- Счастье-удача может быть относительно обусловлено добрыми наклонностями героев сказки, а может совершенно от них не зависеть. При этом удача выступает скорее лишь поводом к счастью истинному или ложному.
- Как понимается сказкой связь счастья с богатством? С одной стороны, достаток выступает как слагаемое счастья, которым сказка награждает своих любимых героев. Но в то же время сказка этих же героев отмечает презрением к золоту, "яствам царским и питью боярскому". Сказке глубоко присуще понимание того, что "не в деньгах счастье, а в добром согласье", что золото и каменья самоцветные не являются непременным условием счастья , но, напротив, могут выступать, как опасная ловушка на пути героя.
- Счастье в сказке может быть связано с добродетелями героя, хотя и не являться прямым их следствием.
В сказке «Скорый гонец» два старца выполняют желания трех братьев за сделанное ими доброе дело постройку моста калинового через болото. Старший брат просит денег, средний хлеба на век, а младший Семен особой милости: послужить великому государю в солдатах. «Проси другого! говорят старцы. Солдатская служба тяжелая; пойдешь в солдаты, к морскому царю в полон попадешь и много будет твоих слез пролито!» На что Семен отвечает: «Эх, люди вы старые, сами не ведаете: кто на сем свете не плачет, тот будет плакать в будущем веке». Старцы благословили Семена, и далее он после приключений и испытаний получает милость от царя, который выдает за него Марью-царевну и делает его своим наследником.
Награда за нестяжание богатства и славы это метафора благодати, счастья, а не буквально деньги и власть. В описанной сказке это хорошо видно, потому что Семен предпочел службу царю, т.е. отечеству, любым иным желаниям, которые волшебные старцы могли бы исполнить сразу.
Нестяжание власти русским человеком ярко выражено в сказке «Никита Кожемяка» В ней русский богатырь победил змея, который «брал с народы поборы немалые». Когда в последней решающей схватке Никита начал побеждать змея и повалил его, «змей стал молить Никиту: “Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой”». В ответ на это герой убил и утопил змея в море. «Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять».
Мысль о том, что счастье это не власть и не стремление к власти, выражена и в сказке «Золотая рыбка» через образ старика-рыбака. Когда он поймал в море золотую рыбку, та ему сказала: «Не бери меня, старичок! Пусти лучше в синее море; я тебе сама пригожусь, что пожелаешь, то и сделаю». В ответ на это старик подумал-подумал и говорит: «Мне ничего от тебя не надобно: ступай, гуляй в море!». В противоположность этому старуха выказывает неуемные желания вплоть до желания стать царицей и, наконец, владычицей морскою, что приводит в итоге к потере приобретенной власти и богатства. Получая все больше и больше, старуха не менялась по натуре и не достигла счастья, оставаясь все время сварливой, злой и недовольной.
В сказке «Морозко», как и в «Золотой рыбке», проводится мысль воздаяния за терпение и нестяжательство. Мачеха приказывает мужу отвести его дочь, т.е. ее падчерицу, в зимний лес на погибель. Когда девушка осталась в лесу, Мороз Красный Нос оценил ее терпение и полюбил за слова, которые звучат в духе христианского учения: «Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принес по мою душу грешную». Мороз одарил красную девушку шубой, платьями, «шитыми серебром и золотом». После возвращения падчерицы домой мачеха послала в лес свою родную дочь, но Мороз от нее «хороших речей не дождался; рассердился, хватил ее (морозом.) и убил.
- Счастье - награда за смирение и терпение. Одна из самых мудрых русских сказок «Царевна-Лягушка». Младшему сыну царя, Ивану-царевичу, выпало взять в невесты лягушку. «Иван-царевич призадумался и заплакал: “Как я стану жить с лягушей? Век жить не реку перебрести или не поле перейти!” Поплакал-поплакал, да нечего делать взял в жены лягушку». После этого Иван-царевич стал убеждаться в необыкновенных качествах своей жены и, наконец, понял, что она может сбрасывать «на время свою шкурку» и становиться девицей-красавицей. Иван-царевич от нетерпения сжигает лягушачью шкурку, нарушая тем самым ход событий, в результате которых она вскоре была бы расколдована. Лягушка так говорит своему супругу: «Ну, Иван-царевич, немного ты не потерпел, твоя бы я была, а теперь Бог знает. Прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве». Только пройдя большой путь испытаний, Иван-царевич возвращает свое счастье, которое было так близко и возможно при смирении и терпении.
Итак, счастье в понимании народа, выраженное в сказках, заключается в следующем:
- счастье- житейский идеал достатка, дарованный за доброту сердца;
- счастье-удача;
- «Не в деньгах счастье, а в добром согласье», достаток лишь слагаемое счастья;
- счастье – это не власть и не стремление к власти;
- счастье – воздаяние за терпение и нестяжательство;
- счастье возможно, но для его достижения нужно иметь надежду и волю пройти через многие испытания.
3. ПОНИМАНИЕ СЧАСТЬЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Проблема счастья не стоит в центре внимания русских средневековых источников. Причина заключается, возможно, в том, что рассуждения на тему счастья роскошь, которую могли позволить себе обеспеченные слои населения. Счастье для большинства малосостоятельных людей древнерусского общества оставалось близким к понятию «благополучие», оно выражалось в достижении хозяйственного изобилия и в избавлении от непосильных трудов. Отражение таких представлений о счастье можно найти в светском сочинении XVII века, названном «Сказание о роскошном житии и веселии». В нем рассказывается о далекой стране, где царят беззаботность и полнейшее изобилие, где можно ничего не делать, только веселиться . Более близкие к реальной жизни представления о счастье/благополучии находят выражение в благопожеланиях родителей детям, поскольку что еще могут им пожелать родители, кроме счастливой жизни? Такие пожелания родителями обычно делались устно перед кончиной во время прощания с близкими. Однако в некоторых случаях, когда умирающий оказывался вдали от дома, подобные пожелания приходилось помещать в письменный текст завещания (духовной грамоты). Такова обширная духовная Ивана Головы Соловцова, дворянина, жившего в конце XVI начале XVII в. Вот какие жизненные блага он молит Бога даровать его сыновьям: 1) в первую очередь, как самое главное «душевное спасение» и «телесное здравие»;2) «в царских светлостях (т. е; покоях. О. К.) водворитися, к царскому лицу предстояти и от царя быть в велицей милости». Служить непосредственно царю во дворце, быть рядом с ним, при его милостях апогей карьеры дворянина, а Соловцовы были мелкими дворянами, и до царя им было очень далеко. Тем не менее достижение более высокого и престижного социального статуса, имеющего ценность в глазах общества, человеку, находящемуся в более низкой социальной позиции, представлялось счастьем;3) «возвеличь, Господи, имя их, и сыны их, и сыны сынов их, и возвыси, Господи, род их в роде и род до века». Иначе говоря, продолжение рода, но не простое, а в лице великих и славных потомков желается отцом сыновьям;4) «на бранях противу иноверных мужество, и храбрость, и крепость и в воинстве одоление врага». Здесь речь идет, так сказать, о профессиональных качествах дворянина-воина, которые помогут снискать славу;5) «умножи, Господи, им и распространи села их, да разбогатеют домы их рабы и рабынями и скоты всякими». Комментарии, думается, здесь излишни;6) «дай же им, Господи, в живот (т. е. жизнь) их вся красная (т. е. прекрасное) мира сего восприятие. Примечательно это пожелание, говорящее о восприимчивости к красоте мира как к необходимой компоненте счастливой жизни;7) отец желает сыновьям иметь в дни скорби «душеполезный разум и терпение», чтобы не впали они в отчаяние в один из самых тяжелых грехов;8) последнее пожелание успеть перед смертью принять покаяние . Одно из божьих наказаний внезапная смерть, при которой человек не успевает покаяться перед духовным отцом, и его душа вступает в новую жизнь с грузом земных грехов. Иван Соловцов не объединяет все сказанное в понятие «счастья» такого слова он даже не употребляет, но он очерчивает круг тех основных компонентов, которые представляют собой вместе взятые благополучную судьбу дворянина, такую судьбу, о которой каждый может лишь мечтать. В XVIII в. размышления о том, что же такое человеческое счастье, заняли постоянное место в светской культуре. Теперь не столько счастье как благополучие, сколько счастье как удача стало занимать внимание сочинителей: человек «щастливый» для XVIII в. это в первую очередь человек удачливый. Людей, гоняющихся за счастьем, олицетворяли делающие в жизни ставку на удачный случай и использующие его авантюристы, которыми был так богат XVIII век . В поэзии было понимание счастья как восторга, душевного взлета, необычайного эмоционального подъема, который не длится долго. Это определенное состояние души, которое приносят человеку, в первую очередь, любовь и творчество.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА « ЧТО ДЛЯ ВАС СЧАСТЬЕ И ЛЕГКО ЛИ ОНО ДОСТАЁТСЯ?»
В опросе приняли участие 140 жителей села Амзя в возрасте от 17 до 75 лет разных социальных слоёв.
Результат обобщён:
- счастье-это обеспеченная жизнь, здоровье своё и детей, родителей, работа и мирная жизнь. 37% ответили, что непременной составной счастья являются любовь и взаимопонимание.
-Счастье просто не достаётся, к нему нужно стремиться, быть порядочным человеком, добрым, помогать другим. Счастье есть не у всех.
ВЫВОД: понятие счастья в своей сути остаётся практически неизменным.
4. ЛИТЕРАТУРА
1. Словари и энциклопедии (Ожегова, Ушакова, Даля, Современный толковый словарь, Большая Советская энциклопедия и другие научные источники).
2. Народные русские сказки. Сборник А.И.Афанасьева.
3.Статья А.Абрамовой «Сказочное счастье» (www mirwomne.ru)
4.Сказание о роскошном житии и веселии / Подгот. текста А. М. Панченко // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. 2. М, 1989.5. Духовная грамота Ивана Головы Соловцова 1594/95 // Сборник документов по истории СССР. Вып. 3 (XVI в.). М., 1972. С. 113. Впервые проанализирована В. Д. Назаровым.5 Повесть о Горе-Злочастии / Подгот. текста Е. И. Ванеевой //Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. 1. М., 1988.
Заголовок 315