Дополнительная образовательная программа для детей с нарушением внимания и признаками гиперактивности.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 13»
г. Алексин Тульской области
Рассмотрено
Согласовано Утверждаю
Педагогический совет
Протокол №________ от ___________201__ г. Зам.директора по УВР
_____________З.А.Товбер«___»_______201__г. Директор МБОУ «Гимназия № 13» _____________Н.Н.Банников
Приказ №_____ от ___________201__г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для детей с нарушением внимания и признаками гиперактивности
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Специалист, реализующий программу: педагог-психолог
Алексин 2014
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Дополнительная образовательная программа для детей с нарушением внимания и признаками гиперактивности.
Составители программы Педагог-психолог МБОУ «Гимназия №13» г. Алексин
Сроки реализации программы 1 год
Возраст детей 10-12 лет
Календарно-тематический план Рабочая программа имеет право на обновление, корректировку, и дополнения в связи с изменением внутренних и внешних по отношению к гимназии, конкретному классу, учащимся условий в течении всего периода реализации изменения вносятся на основании решения педагогического совета.
Цель программы Создание благоприятных условий для развития личности младшего подростка, предупреждение социальной дезадаптации.
Задачи программы Нейропсихологическая коррекция и развитие младших подростков с нарушениями внимания, произвольности, признаками школьной дезадаптации;
Работа с нарушениями в эмоциональной сфере, развитие рефлексии, формирование самосознания, развитие коммуникативных навыков младших подростков;
Ознакомление родителей и педагогов с возможными причинами дезадаптации младших подростков, с их психологическими особенностями, обучение приемам и методам эффективного взаимодействия с данной категорией детей;
Гармонизация детско-родительских отношений.
Пояснительная записка
Направленность программы.
Дополнительная образовательная программа является индивидуально-ориентированной, коррекционно-развивающей и направлена на работу с младшими подростками, страдающими дефицитом внимания, произвольности, демонстрирующими признаки гиперактивности, имеющими нарушения в эмоционально-волевой, поведенческой, коммуникативной сфере и с ближайшим социальным окружением таких подростков – родителями и педагогами.
Данная программа разработана на основе авторских программ по коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, авторы: А.Л. Сиротюк, О.И.Политика, А. Максимова, и программ, направленных на гармонизацию личности подростка, профилактику и коррекцию поведенческих нарушений подростков с проявлениями ведущих признаков СДВГ (невнимательность, импульсивность, гиперактивность), авторы: Е.В. Шарапановская, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робетс, Л.С. Чутко.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и проведение с ними коррекционо-развивающей работы обусловлена тем, что данный синдром –одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском и, в последнее время, в младшем подростковом возрасте.
Современные исследования констатируют высокую распространенность СДВГ в старшем подростковом возрасте – около 28% (О.И.Политика, 2006). По данным мониторинга гимназии, проводимого в течение последних лет, доля первоклассников, показывающих уровень патологии по точности при исследовании внимания по т. Тулуз-Пьерона (что позволяет с высокой долей вероятности предположить наличие у них дефицита внимания) составляет в общеобразовательных классах 30%, в-пятых классах эта особенность сохраняется у 7-20 % младших подростков.
Длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения (Кондрашенко В.Т., 1998; Егорова М.С., 1995; Ковалев В.В., 1995; Горьковая И.А., 1994; Григоренко Е.Л., 1996; Захаров А.И., 1998). Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться у почти 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ (Заваденко Н.Н., 2000). В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2001). Для них, в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям (Менделевич В.Д., 1998). Исследованиями Satterfield et al (1994, цит. по книге Д.Холмса «Аномальная психология») доказано, что «закоренелые» преступники, на счету которых большое количество преступлений, включая тяжкие, страдают дефицитом внимания с гиперактивностью. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры (Гуревич К.М., 1998; Галкина Т.В., Алексеева Л.Г., 1992).
Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание при поступлении ребенка в школу и в старшем дошкольном возрасте (Политика О.И., 2006). В то же время младший подростковый возраст – 10 – 12 лет- это тот возраст, когда компенсаторные возможности мозга еще не исчерпаны и работа по нейропсихологической коррекции и развитию способна дать свои результаты. Но у таких детей уже существуют, как правило, определенные проблемы в эмоционально-волевой и поведенческой сфере, сопровождающие синдром СДВГ. Необходима и в этом направлении коррекционная работа, которая даст возможность предотвратить формирование стойких патологических личностных проявлений.
Современные направления развивающей и коррекционной работы (Семенович А.В., 2002; Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., 1997; Обухов Я.Л., 1998; Семаго Н.Я., 2000; Сиротюк А.Л., 2002) опираются на принцип замещающего развития. Ощущается дефицит программ, рассматривающих проблемы развития младшего подростка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, коллективе сверстников и сопровождающих развитие ребенка взрослых.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с младшими подростками с СДВГ и работа по профилактике и просвещению с их ближайшим социальным окружением, гармонизации детско-родительских отношений выглядят актуальными и осуществимыми в условиях сопровождения в гимназии.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития личности младшего подростка, предупреждение социальной дезадаптации.
Задачи:
Нейропсихологическая коррекция и развитие младших подростков с нарушениями внимания, произвольности, признаками школьной дезадаптации;
Работа с нарушениями в эмоциональной сфере, развитие рефлексии, формирование самосознания, развитие коммуникативных навыков младших подростков;
Ознакомление родителей и педагогов с возможными причинами дезадаптации младших подростков, с их психологическими особенностями, обучение приемам и методам эффективного взаимодействия с данной категорией детей;
Гармонизация детско-родительских отношений.
Психологическое сопровождение описанной выше категории детей в данном образовательном учреждении включает в себя:
Психологическое консультирование.
Диагностику психологических особенностей ребенка, связанных с наличием синдрома.
Коррекцию самого синдрома и сопутствующих ему негативных эмоциональных и поведенческих проявлений.
Работу с ближайшим социальным окружением ребенка.
Психологическое консультирование. На этапе психологического консультирования производится сбор анамнестических данных. Для структурирования полученного материала родителям предлагается заполнить анкету, данные которой сравниваются с записями амбулаторной карты. Отдельно рассматриваются жалобы родителей на нарушения в поведении и развитии ребенка, анализируется характер и динамика различных неврологических проявлений. Производится оценка благополучия семейной ситуации с точки зрения родителей, наличие стрессогенных факторов, время их возникновения, длительность воздействия.
Психодиагностические методы. Психодиагностическое исследование подразделяется на несколько аспектов: изучение когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер.
Когнитивное функционирование изучается в следующих областях:
а) Мышление:
- определяется уровень развития речевого понятийного мышления, позволяющий судить об уровне интеллекта в целом – субтесты №2,3,4 т. Амтхауэра;
- уровень развития невербальной составляющей интеллекта (визуального мышления) - прогрессивные матрицы Равенна (серии А, В, С, D).
б) Внимание – изучаются свойства внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость; психомоторный темп; точность и надежность переработки информации, волевая регуляция, личностные характеристики работоспособности и динамика работоспособности - тест Тулуз-Пьерона.
в) Память – определяется тип памяти ребенка: научился ли он предварять запоминание осмысление информации, используются ли для этого понятийные или его память все еще функционирует как простая ассоциативная. При этом замеряется оперативная логическая память, обеспечивающая кратковременное удержание и произвольное использование информации – субтест №9 теста Амтхауэра.

Вышеуказанные методики в модификации Ясюковой Л.А. представлены в пакете «Прогноз и профилактика проблем в обучении в 3-6 классах».
Особенности эмоционально-волевой сферы и личностные особенности исследуются с помощью следующих методик:
- Цветовой тест Люшера (Ясюкова Л.А., пакет «Прогноз и профилактика проблем в обучении в 3-6 классах») –позволяет оценить энергетический баланс организма (ВК), эмоциональное состояние (СО).
- HAND- тест («Иматон», 2004);
- личностный опросник Кеттелла (в модификации Ясюковой Л.А., пакет «Прогноз и профилактика проблем в обучении в 3-6 классах), позволяющий оценить качества личности младшего подростка, наиболее значимые с точки зрения успешности обучения.
Для изучения особенностей поведения был применен опросник J.Swanson (Политика, О.И. «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»), предназначенный для оценки симптомов и особенностей поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Тест «Рисунок семьи» (Волков Б.С., Волкова Н.В., 1997) направлен на оценку внутрисемейных отношений, переживаний, на восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.
Коррекция синдрома и сопутствующих ему эмоциональных и поведенческих расстройств.
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами (Сиротюк А.Л., 2003).
К проблеме содержания развивающей работы относится вопрос об организации психологического пространства, состояния психологической защищенности и комфортности, а также о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятия. Для детей с СДВГ не рентабельно использовать многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно, ввиду рассеянности и снижения внимания. Каждое упражнение должно проводиться несколько раз с усложнениями, с другими возможными вариациями. Перегрузка занятий новизной, разнообразием, перенасыщенность эмоциональными эффектами резко снизит качество и значимость проводимой работы (Политика О.И., 2006).
Для работы с детьми с СДВГ важна строгая структурированность коррекционно-развивающих занятий:
- растяжка – 4-5 минут;
- дыхательное упражнение – 3-4 минуты;
- глазодвигательное упражнение – 3-4 минуты;
- упражнения для развития мелкой моторики рук – 10 минут;
- функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – 15-20 минут;
- упражнения на коррекцию негативных эмоциональных и поведенческих проявлений младших подростков – 20-25 минут. (тематический план и содержание занятий –см. ниже).
Работа с ближайшим социальным окружением ребенка направлена на оптимизацию организации жизнедеятельности младшего подростка с СДВГ в социуме с учетом его психологических возможностей и включает в себя сопровождение родителей и педагогов.
Психолог может оказать эффективную помощь родителям младших подростков с СДВГ, проводя с ними консультативную, просветительскую и психокоррекционную работу (индивидуальную, групповую, работу в парах: подросток-родитель). Проведение такой работы помогает создать условия для поддержки личностного развития подростка.
Просветительское направление деятельности заключается в ознакомлении родителей с особенностями их детей, выдаче рекомендаций по организации жизнедеятельности такого ребенка (обучения, отдыха, занятий в спортивных секциях), способов эффективного взаимодействия с ним.
В связи с выраженными нарушениями психологического благополучия родителей просветительская работа с ними в большей степени заменяется консультативной (по вопросам обучения и воспитания ребенка, изучения его личности) и психокоррекционной (коррекция взаимоотношений с ребенком и предупреждение или оказание помощи при депрессивных состояниях родителей). Важно помогать родителям поддерживать и сохранять позитивный настрой по отношению к ребенку и к жизни в целом, способствовать сохранению у родителей уверенности в том, что при активной, правильной работе с ребенком обязательно придет успех, уметь «показать» родителям картину успешного будущего ребенка.
Учебно-тематический план занятий.
№ Название раздела, тем Количество часов
1 Организационное занятие 1
2 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. 1
3 Нейропсихологическая коррекция.
Развитие произвольности. 1
4 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. 1
5 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. 1
6 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния 1
7 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. 1
8 Нейропсихологическая коррекция.).
Развитие коммуникативных навыков. 1
9 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я- концепции. 1
10 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я- концепции. 1
11 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я- концепции. 1
12 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я- концепции. 1
13 Нейропсихологическая коррекция.
Отношение к школе. 1
14 Нейропсихологическая коррекция.
Профилактика школьной дезадаптации. 1
15 Нейропсихологическая коррекция.
Ситуация успеха. 1
16 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивного отношения к будущему. 1
17 Нейропсихологическая коррекция.
Итоговая рефлексия. 1
18 Итоговая диагностика, завершение работы 1
Всего 18
Содержание дополнительной образовательной программы. Рекомендуемые мероприятия для работы
№ Раздела, тем Название раздела, тем Теория. Основные теоретические понятия Практика. Примерное содержание деятельности Оборудование, оснащение Место проведения занятия
1 Организационное занятие Правила групповой работы.
Занятие на знакомство, выработку ритуалов приветствия, завершения занятий. Ознакомление с единой структурой занятия -нейропсихологический блок (каждое занятие предусматривает упражнения на оптимизацию тонуса мышц, развитие произвольности и самоконтроля, для развития мелкой моторики рук, глазодвигательные упражнения, функциональные упражнения). Ковер. Просторная, проветриваемая комната без парт, с достаточным количеством стульев и матов, возможность подключать аудиоаппаратуру, регулировать освещение. Помещение всегда должно быть одним и тем же, по возможности закрываться изнутри.
2 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. Эмоции, их роль в самочувствии и благополучии человека. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий (см. п.1)
Элиминация импульсивности, агрессивности. Ковер, релаксационная музыка. 3 Нейропсихологическая коррекция.
Развитие произвольности. Способы стабилизации эмоционального состояния. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Развитие мышечного самоконтроля, элиминация импульсивности. Оборудование для работы с песком: песочница, набор фигурок. Медитативная музыка. 4 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. Релаксация как способ стабилизации эмоционального состояния. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Релаксация. Листы формата А4 – по числу участников, принадлежности для рисования. 5 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. Понятие рефлексии. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Отреагирование негативных эмоций, развитие рефлексии. Пластинки оргстекла (подкассетники), гуашь, листы формата А4 – по числу участников. 6 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния - Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Отработка проблемных, негативных переживаний, поиск ресурса. Оборудование для работы с песком: песочница, набор фигурок. 7 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. Длительные и кратковременные психические состояния. Стрессы, утомление. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Отработка «запрятанных», вытесненных в подсознание страхов, негативных переживаний, неудачного опыта Оборудование для работы с песком: песочница, набор фигурок. 8 Нейропсихологическая коррекция.).
Развитие коммуникативных навыков. Понятие границ личности: своих и чужих. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Простраивание границ (своих и чужих). Лист формата А1 (для группового рисунка), принадлежности для рисования. 9 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я-концепции. Понятие самосознания. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Развитие самосознания, навыков рефлексии, осознание собственных слабых сторон и ресурсных возможностей. Листы формата А4- по числу участников с шаблонами нарисованных окружностей, принадлежности для рисования. 10 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я- концепции. Гармоничная личность. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Поиск «внутреннего врага», выбор способов борьбы с ним или примирения Оборудование для работы с песком: песочница, набор фигурок. 11 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я- концепции. Стратегии поведения в проблемной ситуации. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Активация бессознательных процессов, способствующих личностному развитию, поиск конструктивных способов разрешения конфликтов - 12 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я- концепции. Содержание и средства общения. Общение и уверенность в себе.
Роль общения со сверстниками в жизни подростка. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий. Поиск ресурса, осознание принадлежности к референтной группе, выявление ценностных ориентиров. Оборудование для работы с песком: песочница, набор фигурок. 13 Нейропсихологическая коррекция.
Отношение к школе. Эмоциональное отношение к обучению к школе. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Отработка возможных негативных переживаний, связанных со школой. Оборудование для работы с песком: песочница, набор фигурок. 14 Нейропсихологическая коррекция.
Профилактика школьной дезадаптации. Мотивация к школьному обучению. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Поиск ресурсных возможностей по гармонизации школьной жизни подростка. Оборудование для работы с песком: песочница, набор фигурок. 15 Нейропсихологическая коррекция.
Ситуация успеха. Понятие Я-концепции. Упражнения в соответствии с единой структурой занятий. Осознание и закрепление ситуации успеха. Листы формата А4 – по числу участников, принадлежности для рисования. 16 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивного отношения к будущему. Целеполагание. Упражнения, в соответствии с единой структурой занятий.
Выстраивание жизненной перспективы Листы формата А4 – по числу участников, принадлежности для рисования; материалы для создания коллажа. 17 Нейропсихологическая коррекция.
Итоговая рефлексия. - Упражнения в соответствии с единой структурой занятий.
Рефлексия по поводу приобретенных новых знаний о себе, опыта, навыков. Листочки для записок – по числу участников, импровизированный «чемодан» (для упражнения «Чемодан в дорогу»). 18 Итоговая диагностика, завершение работы - Выполнение заданий диагностического пакета (второй срез).
Закрепление опыта, приобретенного в результате работы по программе. Бланки для проведения диагностики. Методическое обеспечение.
№ раздела, тем Название раздела, тем Приемы и методы организации коррекционно-развивающего процесса Форма подведения итогов
1 Организационное занятие Беседа, нейропсихологическая коррекция (упражнения на оптимизацию тонуса мышц, развитие произвольности и самоконтроля, для развития мелкой моторики рук, глазодвигательные упражнения, функциональные упражнения), разминки, релаксация. Итоговая рефлексия
2 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, релаксация. Итоговая рефлексия
3 Нейропсихологическая коррекция.
Развитие произвольности. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы песочной терапии. Итоговая рефлексия
4 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы арттерапии. Итоговая рефлексия
5 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы арттерапии. Итоговая рефлексия
6 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы песочной терапии. Итоговая рефлексия
7 Нейропсихологическая коррекция.
Оптимизация эмоционального состояния. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы арттерапии. Итоговая рефлексия
8 Нейропсихологическая коррекция.).
Развитие коммуникативных навыков. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы сказкотерапии. Итоговая рефлексия
9 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я-концепции. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы песочной терапии. Итоговая рефлексия
10 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я- концепции. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы песочной терапии. Итоговая рефлексия
11 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я- концепции. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы песочной терапии. Итоговая рефлексия
12 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивной Я- концепции. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы арттерапии. Итоговая рефлексия
13 Нейропсихологическая коррекция.
Отношение к школе. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы песочной терапии. Итоговая рефлексия
14 Нейропсихологическая коррекция.
Профилактика школьной дезадаптации. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы песочной терапии. Итоговая рефлексия
15 Нейропсихологическая коррекция.
Ситуация успеха. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы арттерапии. Итоговая рефлексия
16 Нейропсихологическая коррекция.
Формирование позитивного отношения к будущему. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции, элементы арттерапии (техника создания коллажа). Итоговая рефлексия
17 Нейропсихологическая коррекция.
Итоговая рефлексия. Беседа, упражнения нейропсихологической коррекции. Итоговая рефлексия
18 Итоговая диагностика, завершение работы Беседа, психотехнические игры, тесты. Итоговая рефлексия
Список литературы.
Арт-терапия – новые горизонты [Текст] / под ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Спб.: Речь, 2006. – 240 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке [Текст]: практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - Спб.: Речь, 2005. – 340 с.
Ларина, И.А. Как пережить подростковый кризис [Текст]: психологическая работа с родителями / И.А. Ларина. - М.: Генезис, 2004. – 176 с.
Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей [Текст] / А. Максимова. – Ростов н/Дон.: Феникс, 2006. – 224 с.
Монина, Г.Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь [Текст]: монография / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робетс, Л.С. Чутко. - Спб.: Речь, 2007. – 186 с.
Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Текст] / О.И.Политика. - Спб.: Речь, 2006. – 208 с.
Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А. Сакович.-Спб.: Речь, 2006. – 176 с.
Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст]: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А.Л. Сиротюк.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 123 с.
Шарапановская, Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков [Текст]: диагностика и коррекция / Е.В. Шарапановская. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
Эль, Г. Н. Человек, играющий в песок [Текст]: динамичная песочная терапия / Г.Н. Эль. - Спб.: Речь, 2007. – 208 с.
Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций [Текст, диагн. мат-л]: комплексное обеспечение психологической практики: методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб.: ГП Иматон, 2000 (1997).- 80 с.
Ясюкова, Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах [Текст, диагн. мат-л]: комплексное обеспечение психологической практики: методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб.: ГП «Иматон», 2001. – 192 с.