Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб путешественников 2-4 класс

ПРОГРАММА внеурочной деятельности учащихся
« Клуб путешественников»
Направление: духовно-нравственное
Возраст школьников: 2-4 класс (8-11лет)
Разработчик: Кузнецова Ольга Харитоновна

Программа для младших школьников 2 – 4 классов «Клуб путешественников»
Пояснительная записка
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности, основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего мира; создаются условия для формирования нравственных чувств, толерантности и толерантного поведения, этики поведения, способствует укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа родителей и детей в деле охраны и восстановления природы; села, памятников истории и культуры; формированию экологической культуры, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы.
У ребенка начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Программа внеурочной деятельности «Клуб путешественников» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе.
Реализация данной программы осуществляется через наглядность в аудиторных условиях, средств мультимедийных технологий; вовлечение в практическую деятельность по изучению края через работу с источниками справочной литературой, экскурсии и туристические походы как возможность показа учащимся реального объекта изучения – культурных объектов, исторических памятников.
Программа «Клуб путешественников» помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития культурных достижений и традиций края.
Цель: воспитание патриотических чувств учащихся, углубление знаний об истории Самарского края, воспитание интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Самарской области.
Задачи:
-изучение истории и природы своего родного края через посещение культурных учреждений района и города;
- включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность;
- расширение и углубление знаний учащихся по окружающему миру, литературному чтению, технологии, изобразительному искусству;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;
-воспитание гуманного отношения к окружающей среде, культуру общения;
- развитие самостоятельности, ответственности, активности, наблюдательности, аккуратности.
Данная программа рассчитана на школьников 2-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в презентациях.
Занятия будут проводиться 1 раз в неделю в форме заочных путешествий, викторин, игр, конкурсов, экскурсий в культурные учреждения Самарской области.
Содержание программы на 2 класс

Тема занятия

Тип урока
Личностные УУД
Метапредметные УУД
Предметные УУД





Познава
тельные УУД
Коммуника
тивные УУД
Регулятивные УУД


1.
Фотопрезентация «Самарский зоопарк. Правила поведения»
1 час
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу со взрослыми.

Учиться планировать свою деятельность, высказывать свою версию, использовать необходимые средства
Знать историю своего родного края, культуру и быт, животный и растительный мир, населенные пункты, правила поведения в общественных местах


2-8.
Экскурсия. Знакомьтесь «Самарский зоопарк»
7 час
-октябрь






9.
Проект «Животные и птицы Самарского зоопарка»
1 час






10.
История нашего района. Жизнь нашего района сегодня. (Просмотр видеофильма о Кинельского района)
1 час






11-17.
Экскурсия в музей железнодорожного транспорта
7 час-ноябрь






18.
Что такое цирк? Виды циркового искусства. Конкурс рисунков
1 час






19-25.
Посещение Самарского цирка или Филармонии
7час- январь, февраль






26.
Заочное путешествие по городу. «Фабрики и заводы г.Самары» (мультимедийная презентация)
1 час






27-33
Экскурсия на фабрику мороженого «САМ-ПО»
7час- апрель, май






34.
Итоговое занятие. Сочинение «Что я узнал о родном крае?»
1 час







ИТОГО – 34 часа







Содержание программы на 3 класс

Тема занятия

Кол-во часов
Личностные УУД
Метапредметные УУД
Предметные УУД





Познавательные УУД
Коммуника
тивные УУД
Регулятивные УУД


1.
Знакомство с программой «Клуба путешественников» на 3 класс
1 час
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу со взрослыми.

Учиться планировать свою деятельность, высказывать свою версию, использовать необходимые средства
Знать историю Самарского края, литературу и быт, военную технику, физические опыты с простыми вещами, правила поведения в общественных местах


2-8
Экскурсия в Музей занимательных наук
7час
сентябрь






9
История создания деревянной куклы Буратино
1 час






10
Викторина по книге А.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»
1 час






11-17
Экскурсия в Музей-усадьбу А.Толстого
7 час
ноябрь






18
Слава Армии родной. Конкурс рисунков
1 час






19-25
Экскурсия в Музей ПриВО
7 час
февраль






26
Моя любимая игрушка. Праздник-выставка
1 час






27-33
Экскурсия в Самарский дом мягкой игрушки
7 час
апрель






34
Итоговое занятие. Что я узнал на экскурсиях в музеи?
1 час







ИТОГО – 34 часа







Содержание программы на 4 класс

Тема занятия

Тип урока/
дата проведения
Личностные УУД
Метапредметные УУД
Предметные УУД





Познава
тельные УУД
Комму
ника
тивные УУД
Регуля
тивные УУД


1.
Вводное занятие. Знакомство с программой «Клуб путешественников» на 4 класс
1 час
06.09.2014
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу со взрослыми.

Учиться планировать свою деятельность, высказывать свою версию, использовать необходимые средства
Знать историю своего родного края, культуру и быт, животный и растительный мир, населенные пункты, правила поведения в общественных местах


2-8.
Экскурсия по родному краю. Ознакомление учащихся с местностью пос. Комсомольский
7 часов
20.09.2014






9.
Фотопрезентация. Культурно-выставочный центр «Радуга». Правила поведения»
1 час
04.10.2014






10-16.
Экскурсия. Культурно-выставочный центр «Радуга».
7 час
08.10.2014






17.
История нашего района. Жизнь нашего района сегодня. (Просмотр видеофильма о Кинельском районе)
1 час
25.10.2014






18-24.
Экскурсия. Посещение этнографического музея – «Мурагер»
7 часов
01.11.2014






25.
Что такое космос? Конкурс рисунков
1 час
18.04.2015






26-32.
Посещение Музейно-выставочного комплекса «Самара космическая»
7 часов
25.04.2015






33.
Прогулка в парк. Ознакомление с местностью родного края (продолжение). Практическое занятие по ПДД.
1 час
23.05.2014






34.
Итоговое занятие. Сочинение «Что я узнал о родном крае?»
1 час
28.05.2015







ИТОГО – 34 часа











Список использованной литературы

Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В. Кенеман. М.: «Просвещение», 1988.
Красная книга РСФСР. Животные. -- М.: Россельхозиздат, 1985.
Красная книга РСФСР. Растения.. -- М.: Россельхозиздат, 1988.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., академия, 2004.
Памятная книга. Самарская область.(том 46).Самара: ООО «РА» «ДСМ», 2005.
Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников Сост. А.Н. Завальный, Ю.Е.Рыбалко. – Самара. 1992.
Самарская область. Книга-альбом. Издательство «Ника», 2002.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.

Заголовок 715