Программа профильного лагеря Клуб путешественников
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Мечта»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ЦДТ «Мечта»
от 25 апреля 2016 г. № 37
ПРОГРАММА
летнего профильного лагеря
«Клуб путешественников»
Составитель:
Любовь Николаевна Мясникова,
начальник профильного лагеря
Частые, 2016
Пояснительная записка
Каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников и являются важнейшим периодом для активного отдыха и оздоровления детей. Также каникулы – это прекрасная возможность для творческого и интеллектуального развития ребенка, возможность заняться любимым делом, расширить свои знания, ликвидировать пробелы, возникшие в ходе учебного процесса. Классно-урочная система обучения страдает нехваткой времени для более углубленного рассмотрения дополнительного учебного материала, проведения исследовательских работ и составления учебных и исследовательских проектов, поэтому организация профильного лагеря имеет большое значение. Также организация и функционирование лагеря позволяет решить проблему занятости несовершеннолетних и является эффективной мерой профилактики правонарушений.
Программа профильного лагеря «Клуб путешественников» является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря и направлена на изучение культуры (традиций, обычаев, искусства) разных стран мира.
Любой профильный лагерь должен быть, прежде всего, здоровьесберегающим для детей, поэтому в данную программу включены физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании творческо-познавательной и оздоровительной деятельности воспитанников посредством вовлечения детей в исследовательскую, информационную, интеллектуальную и игровую деятельность.
Продолжительность смены 12 дней. Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Содержание работы лагеря – это большая игра позволяющая познать мир. Игра придает эмоциональную окраску всему происходящему, создает атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться.
Цель программы
– создание в рамках лагеря образовательно-оздоровительного, развивающего пространства, способствующего знакомству, изучению традиций стран мира, пониманию особенностей определенной страны, сложившейся из исторических особенностей её развития.
Задачи программы:
организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
активизация познавательной и исследовательской деятельности детей;
воспитание чувства уважения, понимания к разным нациям и их традициям;
приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества;
выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
развитие физической активности детей.
В основе программы лагеря лежат принципы:
целесообразности – соответствия педагогических задач личностным целям детей;
добровольности участия в делах лагеря;
открытости в деятельности отрядов;
учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работы;
индивидуального подхода к личности ребёнка.
Этапы реализации программы
Подготовительный:
разработка программы, составление плана работы;
составление списка детей;
подбор кадров;
создание материальной и методической базы программы;
совещание при директоре по вопросам организации каникулярного времени;
заключение договоров;
формирование нормативно-правовой базы;
разработка мониторинга и инструментария к нему.
Организационный
Короткий период (1-2 дня), основной деятельностью которого является:
формирование отрядов;
проведение инструктажей по правилам дорожного движения, по правилам поведения воспитанников в лагере, по пожарной безопасности и др.;
распределение поручений;
принятие законов жизни в лагере.
Результативно-деятельностный
Реализация основной идеи программы лагеря;
вовлечение детей в деятельность;
работа творческих мастерских.
Аналитический
Подведение итогов деятельности;
составление анализа работы лагеря с мониторинговыми исследованиями;
рефлексия, выработка перспектив развития программы лагеря.
Содержание и формы реализации программы
Лагерная смена длится 12 дней. В течение смены предполагается реализация программы по блокам:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:
операция «И снова здравствуйте!»;
знакомство с лагерем и его законами;
открытие лагерной смены «Полный вперед!»;
игра «В поисках карты» (подведение итогов оргпериода).
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ:
тематические интеллектуальные игры;
познавательные викторины;
игры по станциям;
беседы, концертно-развлекательные программы, «свечки»;
3. СПОРТИВНЫЙ:
«Спартакиада»;
весёлые старты;
спортивные эстафеты;
комический футбол;
командные спортивные игры.
4.ТВОРЧЕСКИЙ:
театрализованные представления;
проведение конкурсов, мероприятий, познавательных бесед, викторин, сюжетно-ролевых игр, национальных игр;
организация отчётных концертов, выставки детских творческих работ и др.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2013 № 273-ФЗ;
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
Устав ЦДТ «Мечта»;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Должностные инструкции работников;
Заявления от родителей (законных представителей);
Акт проверки готовности образовательного учреждения к отдыху, оздоровлению и занятости детей в 2016 году.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинеты;
Зал;
Спортивная площадка;
Аппаратура: экран, проектор, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, видеокамера, ноутбук;
Спортивный инвентарь: футбольные, волейбольные мячи, скакалки, гимнастические обручи, настольный теннис, бадминтон;
Развивающие настольные игры: шашки, лото, т.д.;
Канцелярские товары: ватман, гуашь, фломастеры, маркеры, т.д.;
Медицинские аптечки.
Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря – 1 человек;
Воспитатели – 2 человека;
Медицинский работник – 1 человек.
Участники программы:
Участниками программы лагеря дневного пребывания «Мечта» являются обучающиеся ЦДТ «Мечта», педагогические работники ЦДТ «Мечта».
Программа лагеря рассчитана на детей 10-16 лет.
Педагогические условия:
Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря.
Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные).
Систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
Организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле).
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка.
Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
Методическое обеспечение:
Наличие программы лагеря, описание модели игрового сюжета, плана – сетки;
Должностные инструкции, приказ об организации лагеря;
Подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
Подбор реквизита для проведения дел.
Подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Краткое содержание программы
Попадая в лагерь, ребята, ориентируясь на карту, совершают путешествие по разным странам. Путешествие происходит по определенному маршруту. Попадая в разные страны, ребята знакомятся с традициями и достопримечательностями этих стран, национальными играми и т.д.
Механизм реализации программы
Отрядам предлагается совершить путешествие по знаменитым странам (Россия, Франция, Индия, Греция Мадагаскар и др.).
Посещая те или иные места, участвуя в увлекательных, а порой сложных испытаниях, изучая культуру, традиции, искусство стран, ребята учатся решать общую задачу, преодолевать трудности и мобилизовать свои знания и силы, приобретают чувство принадлежности к команде. Логическим завершением каждого этапа путешествия является получение каждым отрядом определённых знаний о культуре, искусстве и традициях посещаемой страны. Кроме этого отдыхающие получают такие ценности, как взаимовыручка, единство, ответственность, любовь и доброта, творчество, самовыражение. В завершение путешествия на заключительном концерте «Где мы только не были» дети подводят итоги, самые активные участники будут награждены почётными грамотами.
Основным механизмом реализации программы являются тематические дни. В контексте сюжетно-ролевой игры дети знакомятся с правовой культурой и законами страны. Каждый тематический день, предусматривает дела, способствующие формированию представлений о той или иной ценности, положительного отношения к ней и принятию её.
Система поощрения
Система стимулирования представляет собой совокупность внутренних (внутриотрядных) и внешних (общелагерных) стимулов. Уровень внутреннего поощрения представлен системой бонусов - «евриков» (вымышленной детской денежной единицей), которые дети могут получить в результате участия в общелагерных мероприятиях. По окончании смены подводятся итоги, и проводится аукцион, где выставляются различные призы, которые можно приобрести на имеющиеся в отрядах «еврики». По итогам каждого этапа путешествия в отрядах происходит аналитическо-рефлексивная процедура. Самым активным детям согласно их вкладу в развитие коллектива и личным достижениям выдаются почётные грамоты и благодарственные письма.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
удовлетворение потребности детей в полноценном отдыхе и оздоровлении;
реализация интересов детей, их обогащение и пробуждение новых интересов;
реализация склонностей и способностей детей в разнообразных сферах деятельности и общения;
проявление ребятами своих организаторских, в том числе лидерских способностей, самостоятельности, ответственности за свои поступки;
у участников будут сформированы навыки организации своего досуга;
дети приобретут позитивный жизненный опыт взаимодействия с другими людьми в духе свободы, личного достоинства и демократии, на принципах сотрудничества, совместного творчества и толерантности.
План-сетка профильного лагеря «Клуб путешественников»
1 день –
организационный
«И снова, здравствуйте!»
Знакомство с лагерем и его законами
Конкурсы, игры на знакомство, сплочение коллектива, выявление лидеров
Инструктажи по пожарной безопасности и правилам дорожного движения
Час общения «Приветствие разных народов»
2 день
отправная точка – Россия
Торжественное открытие лагерной смены «Полный вперед»
Традиции и достопримечательности России, Пермского края
Играем в национальные игры России
Игра «В поисках карты»
3 день
Франция
Знакомство с традициями и достопримечательностями Франции
Национальные французские игры
Спортивно-интеллектуальная игра «Форт Боярд»
4 день
Индия
Знакомство с традициями и достопримечательностями Индии
Изготовление национального индийского костюма
Индийский танец - одно из главных достоинств Индии
5 день
Греция
Знакомство с традициями и достопримечательностями Греции
Инсценирование мифов Древней Греции
Спартакиада «Выше, быстрее, сильнее»
6 день
Шотландия
Знакомство с традициями и достопримечательностями Шотландии
Национальные шотландские игры
Тематическая беседа о вреде курения
7 день
Мадагаскар
Знакомство с традициями и достопримечательностями Мадагаскара
Национальные игры
Интеллектуальное шоу «В мире животных»
Игры на местности «Сафари»
8 день
Бразилия
Знакомство с традициями и достопримечательностями Бразилии
Комический футбол
Театрализованное представление «Бразильский карнавал»
9 день
Сомали
Знакомство с традициями и достопримечательностями Сомали
Познавательная викторина «Путешествие по морям»
Игра «Пираты Карибского моря»
10 день
Соединенные штаты Америки
Знакомство с традициями и достопримечательностями США
Национальные игры
Игра по станциям «День индейца». В поисках сокровищ Чунгачкука
11 день
Египет
Знакомство с традициями и достопримечательностями Египта
Игра «Гробницы фараонов. Тайны царицы Клеопатры»
12 день
Возвращение в Россию
Викторина «По странам мира»
Отчетный концерт «Где мы только не были»
Анкетирование «Вот и последний лагерный день»
Закрытие лагерной смены
13PAGE 15
13PAGE 141015