Тема выступления на районном методическом объединении учителей биологии






Тема выступления на районном методическом объединении учителей биологии ОО АИМР СК
Современные технологии обучения – залог успешного развития ученика на уроке биологии.





















Выполнила
учитель биологии
МКОУ «СОШ № 10»
Остапенко О.В.







2013 год
Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Другими словами, приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций. Особенно в свете того, что XXI век мировое сообщество определило веком биологии и экологии. Несомненно, одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование современных образовательных технологий.
Понятие образовательной технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью цель – содержание – методы.
В деятельности педагога по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе выделяются следующие направления:
создание и совершенствование условий для эффективной образовательной деятельности;
изучение и апробация современных образовательных технологий;
разработка и апробация авторских образовательных технологий;
внедрение и распространение эффективных образовательных технологий;
разработка и внедрение системы оценки эффективности используемых образовательных технологий.
Классификация образовательных технологий
В своей педагогической практике я выделяю шесть основных групп эффективных современных образовательных технологий.
1. Структурно-логические технологии.
Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя. Современные структурно-логические технологии основываются на лучших традициях российского образования, системном подходе и принципах “от простого к сложному”, “от теоретического к практическому”.
Системный подход.
В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.
В соответствии с технологией системного подхода любой изучаемый биологический объект рассматривается через понятие “системы”. При этом каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. Понятие “биологическая система” – основа биологического образования, которая дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Уже при изучении биологии в среднем звене частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом. Особенность системного подхода в школьном курсе биологии состоит в том, что материал 6-11-х классов рассматривается как единый образовательный курс, что накладывает определенные требования и на содержание учебного материала, и его методическое сопровождение.
Учащимся среднего звена понятие “система”. Система (греч. – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком). Элемент системы – это часть или структурная единица, из множества которых построен изучаемый объект и которая выполняют в данной системе определенную функцию. При этом каждый элемент системы является подсистемой. Биологическая система любого уровня организации – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей:

Далее учащиеся знакомятся с отличительными особенностями живых систем. Для биологических систем, в отличие от всех прочих, характерны следующие свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.
Развитие системного мышления учащихся – процесс постепенный. В полной мере системный подход реализуется в старших классах в курсе общей биологии, т.к. наиболее эффективно применим при изучении понятия “Уровни организации жизни”. Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.
Работу над системой общебиологических понятий необходимо планировать на весь курс биологии с 6-го по 11-й класс. При этом важно выделить ведущие, основные биологические понятия. Не все биологические понятия, предусмотренные программой, несут общеразвивающую нагрузку, не все используются в дальнейших темах. Необходимо выделять те из них, которые работают на систему биологических понятий, а не на сумму разрозненных знаний.
2. Информационно-коммуникационные технологии.
Сами по себе информационные технологии в образовании являются предметом изучения информатики. Для других предметов информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.
Другими словами, при изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств. При этом я в процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы:
работа с ЦОР и ЭОР;
лекции с мультимедийным сопровождением;
создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;
организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании;
поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме;
тренинги навыков с использованием компьютеров;
контроль обученности средствами интерактивного тестирования.
3. Тренинговые технологии.
В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. Тренинговые технологии в отличие от привычного повторения подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. В частности, важна эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Кроме того, в школьном курсе биологии предусмотрено освоение ряда навыков практической предметной деятельности. На уроках биологии бывает необходимо тренинговое занятие по обучению шестиклассников навыку настройки светового микроскопа. На таком занятии учащиеся настраивают микроскоп не с целью изучения микропреператов (они подбираются случайным образом), а с целью доведения навыков настройки до автоматизма, что позволяет существенно экономить время проведения лабораторных работ в дальнейшем.
4. Проектные технологии.
Современное образовательное пространство немыслимо без интеграции проектных технологий и образовательного процесса. Проектная деятельность в работе учителя условно делится на проекты в рамках предметной учебной деятельности и общеобразовательные проекты, реализуемые во внеурочное время.
В современных условиях изменения, наблюдаемые в обществе на протяжении последних десятилетий, в первую очередь коснулись системы образования. Современную систему образования принято называть социально-личностной, поскольку главная цель – подготовка выпускника школы к успешной жизни в современном обществе. Сегодня особенно важно преодолеть существующий разрыв между практическими умениями, необходимыми человеку для успешной жизни в обществе, и реальным уровнем их усвоения.
В условиях современной школы основной формой обучения является урок. И это обязательно должен быть урок, где ученик выступает в роли не пассивного наблюдателя, а активного деятеля. В связи с этим для учителей предлагается множество различных технологий проведения уроков и различных форм деятельности ученика, как на уроке, так и при самостоятельной подготовке дома. При таком подходе к обучению формируется человек, умеющий анализировать, сравнивать, обобщать, видящий проблему, формулирующий гипотезу, ищущий средства решения (собственно, обучение этим умениям есть обучение творчеству).
Важно заметить, что любая деятельность по своей природе носит интегрированный характер.
Активное включение учащихся в учебный процесс как исследователей, самостоятельно добывающих знания, открывающих для себя что-то новое, неизвестное – основное условие развития творческих способностей учащихся. Одной из продуктивных форм работы практической направленности с учащимися старших классов, интересующихся предметом, является проектная деятельность.
Что такое проект? Проект – это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований, демонстрация моделей с необходимыми комментариями и т.д. Проектность – определяющаяся черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. В процессе работы у ребят развиваются интеллектуальные, духовно-нравственные, коммуникативные и информационные компетенции.
Система метода проектов позволяет формировать творческие умения учащихся:
Ставить перед собой цели в соответствии с темой и задачей;
Формулировать гипотезы;
Самостоятельно конструировать объект из известных элементов на основе общего алгоритма;
Находить нестандартные способы решения задач;
Анализировать проблемные ситуации;
Отыскивать нужную информацию.
Метод проектов позволяет выйти на новый творческий уровень, а именно: научное общество учащихся, издание газет, олимпиады, интеллектуальные конкурсы, творческие выставки.
Привычной формой проектной деятельности учащихся является система предварительной подготовки, которая включает – изучение учебной и популярной литературы, выполнение и анализ практической части и оформление сопровождения проекта. Как правило, такая работа выполняется в течение нескольких месяцев и даже лет.
Мы предлагаем проведение урока-проекта без предварительной подготовки с опорой на учебную литературу на уроке и на знания, полученные на предыдущих уроках или при подготовке к уроку дома. Форма уроков может представлять собой ролевую игру, урок-презентацию, урок-семинар, урок-конференцию. Формы организации учебной деятельности учащихся – групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. В этом случае каждый ребенок станет участником данного вида деятельности.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
Исследовательские – приближены по структуре к подлинному научному исследованию (доказательство актуальности темы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем);
Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме;
Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки;
Социально значимые – с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Телекоммуникационные – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся партнеров, которая организована на основе компьютерной коммуникации, имеет общую цель, способы деятельность, направленные на достижение общего результата.
Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует интегрированного знания. Но в уроке-проекте предполагаются не только знания предмета исследуемой проблемы, но и особенностей и специфики мироощущения учащихся.
Как оценить деятельность ребят на уроке? Мы предлагаем использовать в качестве критериев следующие достижения учащихся:
Владение способами познавательной деятельности, умение решать нестандартные задачи с выходом на конкретный результат,
Умение использовать различные источники информации, методы исследования,
Грамотное изложение и оформление работы.
Коммуникативные и адаптивные качества – умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, отстаивать собственную позицию, противостоять трудностям,
Самоорганизация – умения формулировать гипотезу, составлять и реализовывать план, проводить анализ, сопоставлять цель и действия.
Оценка деятельности может проводиться как учителем, так и самими учащимися. В ходе урока можно всячески поощрять работу учащихся (это могут быть любые знаки отличия), которые суммируются в конце занятия.
Трудоемкость внедрения проектной технологии заключается в обновлении обеспечения учебно-методического комплекса. Чтобы избежать ошибок при обучении данной технологии, необходимо пересмотреть календарно-тематическое планирование для определения тем уроков, которые будут вынесены на проектирование. Определяется список основной и дополнительной литературы, обновляется дидактический материал, подбираются творческие задания и задания исследовательского характера.
Трудно на первых уроках-проектах не только учителю, но и ученику. Легче и интереснее проходят уроки-проекты для учащихся 6-7 классов. Именно в этом возрасте рекомендуется начинать внедрение проектных технологий на уроке, переходя к более старшему школьному возрасту, ребята адаптируются к данной форме занятий и работают уже более эффективно.
Внедрение проектной технологии, конечно же, не вытесняет другие формы и методы работы на уроке, а лишь искусно их дополняет.
Рассмотрим два учебных занятия средствами проектной технологии, которые принадлежат разным типам.
5. Игровые технологии.
Игровые образовательные технологии в школе включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации.
Игровые технологии эффективны не только на первой и второй ступенях обучения, но также показывают высокие результаты в старших классах. На уроках биологии я чаще использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве элемента более обширной технологии. Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке. В частности, учащиеся 9-го класса имитируют процесс биосинтеза белка у доски, исполняя роли субъединиц рибосомы, транспортных РНК, информационной РНК. Такое “представление” помогает лучше представить все этапы сложного процесса матричного синтеза. Также учащиеся с большим интересом изучают биографию выдающегося ученого, если вместо рассказа о нем в третьем лице, предстоит отвечать на вопросы “интервью”, в котором учащийся предстает перед классом в образе данного ученого и отвечает на вопросы в первом лице.
Так при изучении нового материала можно использовать сюжетную игру.
Урок – сказка по теме «Строение корня»
В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.
«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память.
Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ну-ка думай, вспоминай,
Корню быстро помогай!»

Задание 1.
Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?
Задание 2.
Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.
Задание 3.
В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в таблицу.

Зона корня Функция Особенности

Задание 4.
Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).
1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)
2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)
3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)
4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)
5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)
6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)
7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)

«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система».
Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения корня и корневой системы, зоны корня и их функции. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.
Другой формой проведения урока изучения нового материала может быть игра – путешествие. Предлагается работа в группах, каждая из которых может двигаться по индивидуальному маршруту в соответствии с маршрутным листом.

6. Диалоговые технологии.
Диалоговые технологии в школе связаны с созданием современной коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества учащихся и педагогов. Создание в рамках образовательного пространства ситуаций, в которых учащиеся могут применить и актуализировать предметные знания, обсудить интересующие их вопросы, встретить единомышленников или непосредственно обратиться к авторитетному деятелю создают условия для существенного роста мотивации к изучению учебных предметов у школьников. Практически неограниченные возможности для расширения коммуникативного пространства дает Internet. Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных конкурсах, тематических форумах, вступают в профильные сообщества. В моей практике наиболее ощутимый эффект роста мотивации к изучению предмета у учащихся наблюдается после неформальной встречи школьников с успешным профессионалом, добившимся успеха в области, смежной биологическому образованию.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «педагогическая технология», пришедшее к нам вместе с развитием техники и внедрением новых компьютерной методов работы с информацией. (Хотя к первой педагогической технологии можно отнести работы Яна Амоса Коменского в XVII веке с идеями и системой гарантии позитивного результата). Существует несколько трактовок термина, в которых, в принципе, можно выделить одно общее и объединяющее:
Педагогическая технология определенная, научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.
Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
В последнее время принято выделять традиционные (объяснительно- иллюстративные) и современные технологии. Но любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Они определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
концептуальную основу (научную базу и идеи);
содержательный компонент обучения (цели и содержание);
процессуальную часть - технологический процесс (организация учебного процесса; методы и формы деятельности учащихся и преподавателя).
Считается, что в современном образовании нужно применять как можно больше новых технологий, потому что традиционные, хотя и проверенные, и логично построенные, имеют ряд недостатков:
преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности,
монолог учителя, недостаточность диалога в обучении между учащимися и самоконтроля,
доминирование обучения над учением,
исполнительство учащихся, надзор вместо управления,
формирование личности с заданными свойствами,
превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.
Применение новых педагогических технологии позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию «обучение». Современные технологии дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса - как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:
вариативность и альтернативность способов обучения,
рациональная организация учебного процесса,
личностно-ориентированный подход,
активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий,
создание условий для активной собственной познавательной деятельности,
поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения,
самоконтроль и взаимоконтроль,
создание «ситуации успеха»,
ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.
Наряду с термином «педагогическая технология» в практике широко используется понятие «образовательная технология». Образовательная технология это комплекс, включающий в себя: представление планируемых результатов, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения, критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Система современного образования, а значит, прежде всего, ее главное звено - учитель, призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, и ее способность достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеют чрезвычайно важное значение.
Только работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, современный учитель и современный школьник могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе:
умение адаптироваться в постоянно изменяющейся социально - экономической среде, самостоятельно приобретая и применяя необходимые знания, чтобы иметь возможность найти свое место в жизни и профессиональной деятельности;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
II.При создании краткого обзора особенностей наиболее известных современных педагогических технологий можно остановиться на следующих: Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
«Педагогика сотрудничества»,
гуманно-личностная (Ш. Амонашвили),
система преподавания литературы как предмета, формирующего человека (Е. Ильин)
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
игровые технологии (Б.Никитин),
проблемное обучение (Дж. Дьюи),
технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е. Пассов),
технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов)
Педагогические технологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса:
технология перспективно - опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Лысенкова),
технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В. Фирсов),
культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей (И. Закатова),
технология индивидуализации обучения (И. Унт),
коллективный способ обучения (А. Ривин),
групповые технологии,
компьютерные (новые информационные) технологии обучения Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:
«Экология и диалектика» (Л. Тарасов)
«Диалог культур» (В. Библер)
Укрупнение дидактических единиц (П. Эрдниев)
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М. Волович)
Частнопредметные педагогические технологии:
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.Зайцев)
Технология раннего и интенсивного совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Зайцев)
Технология обучения математике на основе решения задач (Р. Хазанкин)
Педтехнологии на основе системы «эффективных уроков» (А. Окунев)
Система поэтапного обучения физике ( Н.Палтышев) Альтернативные педагогические технологии:
Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер)
Технология свободного труда (С. Френе)
Технология вероятностного образования (А. Лобок) Природосообразные педагогические технологии:
Природосообразное воспитание грамотности (А. Кушнир)
Технология самооразвития (М.Монтессори) Педагогические технологии развивающего обучения:
Система развивающего обучения Занкова (Л. Занков)
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова (Д. Эльконин, В. Давыдов)
Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. Волков)
Личностно-ориентированное развивающее обучение (И. Якиманская)
Технология саморазвивающего обучения (Г. Селевко)
Технология деятельностного метода Педагогические технологии авторских школ:
Школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург), Модель «Русская школа» (И. Гончаров)
«Школа самоопределения» (А. Тубельский), Школа-парк (М. Балаган)
Агрошкола (А. Католиков), «Школа завтрашнего дня» (Д. Ховард)
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.Л. Толстой
Использование современных педагогических технологий на уроках биологии.
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения.  Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании биологии.
Всегда проходят успешно уроки с применением технологии проблемного обучения. Но, хочу отметить, что применение  проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.
Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен обладать определнной системой знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Проектная технология. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.
Использование компьютера на этапе объяснения нового материала.
На этапе объяснения нового материала я использую следующие виды учебной деяельности:
1. Цветные рисунки и фото. Учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т. к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала.
2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.
3.Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень.
Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на уроке.
4. Анимации - аналоги традиционных фрагментов «мультфильмов», включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе и микромира. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.
5. Интерактивные модели и рисунки, схемы.
Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, в которых фрагменты могут «оживать» в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей.
6. Мультимедийные презентации.
Создание уроков-презентаций требует умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности.
На этапе объяснения нового материала презентация играет роль сопровождения объяснения нового материала. При составлении презентации я придерживаюсь следующих требований к презентациям:
слайды не должны быть перегружены текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты;
иллюстрации должны быть реалистичными;
наиболее важный материал выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;
при длительном объяснении можно для релаксации включить заставку с изображением природы, тихую музыку, видеофрагмент;
слайды не должны быть перегружены анимацией, так как это отвлекает внимание учащихся.
Использование компьютера на этапе закрепления полученных знаний.
На этом этапе я предлагаю учащимся ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала. Этот этап требует тщательной подготовки дифференцированных заданий и бланков для оформления отчетов о проделанной работе, так как на «бумажную» работу у учащихся может не остаться ни времени, ни желания. Следует также продумать эффективную и прозрачную, понятную для учащихся систему оценивания результатов их работы, и сделать ее известной для учеников до начала выполнения работы.
На этапе закрепления материала я использую следующие виды учебной деятельности.
1.Работа с заданиями с выбором ответа.
Компьютерные технологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты. Выполнение учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления материала позволяет сделать этот этап более привлекательным для учащихся и удобным для меня.
2. Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов.
3. Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления
знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.
4. Работа с интерактивными заданиями – задания (система заданий), в которых
заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. Интерактивные задания могут содержать фото-, видео- и анимационные объекты. Такие задания переводят эти объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах.
Интерактивные таблицы – данный вид работы очень удобен при наличии интерактивной доски. При заполнении таких таблиц один учащийся выходит к доске, а остальные фиксируют таблицу в тетрадь. Интерактивные таблицы также можно использовать для фронтальной работы, в этом случае заполнение таблицы происходит устно.
5. Работа с биологическими лабиринтами – позволяют в игровой, привлекательной
для учащихся, форме отработать и закрепить знания по предложенной теме. Учащимся предлагается задание: «Приглашаем Вас в увлекательное путешествие по биологическому лабиринту. Изучив тему, Вы всегда найдете выход. Прочитав утверждение, выберите «Да», если согласны, или «Нет», если не согласны. Лабиринт заканчивается, если Вы находите выход или попадаете в тупик. Нажав на кнопку «Карта», Вы всегда сможете посмотреть свои ответы и текущее положение в лабиринте».
В процессе работы с лабиринтами у учащихся развивается алгоритмическое мышление, способность правильно ориентироваться в информации, вырабатывать навыки работы в группах. Лабиринты вносят в урок игровой момент, что позволяет привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу.
Использование компьютера на этапе контроля знаний.
В своей практике я использую компьютер и на этапе контроля знаний учащихся. При этом использование компьютерных программ решает ряд задач:
повышает объективность оценки ответов;
позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;
сокращает время проверки знаний учащихся.
Для контроля знаний использую тесты, форму организации которых условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов». Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав среди предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера.
Список используемой литературы, электронных и интернет – ресурсов.
1. Борис С.И., Ханнаннов Н.К. «Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии» Газета «Биология», № 6, 2005 год, с. 18-25. Издательский дом «Первое сентября» .
2. Козленко А.Г. «Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии» Газета «Биология», № 17-24, 2008 год. Издательский дом «Первое сентября»
3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Рисунок 2qђ Заголовок 1qђ Заголовок 315