Методическая разработка Час общения как эффективная форма воспитательного взаимодействия с осужденными к лишению свободы


Федеральная служба исполнения наказаний России
Федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение №259
Час общения как эффективная форма воспитательного
взаимодействия с осужденными к лишению свободы
Методическая разработка
Автор -составитель:
Золотарев Б.А.,
мастер производственного
обучения
г. Улан-Удэ
2016
Рассмотрено и одобрено методической комиссией ФКПОУ № 259 ФСИН России
Протокол № 3 от 14 декабря 2016 г.
Автор - составитель: Золотарев Б. А. мастер п/о
В методической разработке представлены некоторые теоретические аспекты организации группового воспитательного мероприятия – час общения, направленного на формирование у осужденных знаний и личностных качеств, необходимых для адаптации в обществе после отбывания наказания, и возвращению к нормальной жизни, а так же сценарий часа общения «Жизнь после освобождения или как искать работу бывшему осужденному».
Разработка адресована педагогам профессиональных образовательных учреждений пенитенциарной системы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Теоритические аспекты организации группового воспитательного мероприятия – час общения 6
2. Сценарий часа общения «Жизнь после освобождения, или как искать работу бывшему осужденному» 13
Использованная литература 21
Приложение
Приложение 1 План подготовки и проведения мероприятия
Приложение 2 Схема самоанализа воспитательного мероприятия
Приложение 3 Памятка осужденному «Как вести себя первые дни после освобождения»

Введение
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, ориентированной на гуманизацию уголовно-исполнительной политики, соблюдение прав граждан, находящихся в местах лишения свободы особую актуальность и значение приобретают вопросы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.
Воспитательная работа с осужденными в исправительном учреждении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний.
В соответствии со статьей 109 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
В сложившейся системе воспитательной работы Федерального казенного профессионального образовательного учреж-
дения №259 при осуществлении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы особое место принадлежит внеучебным мероприятиям, направленным на формирование у осужденных знаний и личностных качеств, способствующих успешной социальной адаптации после освобождения.
Воспитательная работа по подготовке осужденных к жиз-
ни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание.
Одной из эффективных форм внеучебной воспитательной работы является час общения.
1. Теоретические аспекты организации группового
воспитательного мероприятия – час общения
Для многих осужденных возможность выговориться и послушать других, целебна уже сама по себе. Групповая форма воспитательной работы – час общения, предоставляет осужденным, обучающимся в профессиональном образовательном учреждении пообщаться на интересную всем тему, почувствовать общность проблемной ситуации и выбрать оптимальное решение.
Вместе с тем ,осужденные - люди, отличающиеся сложными индивидуальными психическими состояниями, нравственно-психологическими особенностями, поэтому при организации и проведении часов общения необходимо знать и принимать во внимание все эти особенности основываться на психологических принципах индивидуального и группового воздействия на осужденных, а именно :
– убеждающего воздействия и доступного разъяснения фактов и событий;
– удовлетворения информационных потребностей осужденных;
– оперативности воспитательных воздействий;
– индивидуализации и дифференциации.

Час общения - гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; форма общения педагога и его воспитанников.
Основные компоненты часов общения:
- целевой компонент - целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с формированием знаний и личностных качеств обучающихся необходимых для ресоциализации;
- содержательный - содержание часа общения должно быть личностно значимым, оно включает материал, необходимый для самореализации осужденного;
- организационно-деятельный, он заключается в том, что обучающиеся являются полноправными организаторами и участниками часа общения;
оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности часа общения выступает индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, которая может проявиться в процессе обсуждения, на этапе рефлексии в финале часа общения или значительно позже, спустя определенное время.
Тематика часов общения разнообразна, они могут посвящаться:
1) морально-этическим проблемам, на них формируется определённое отношение обучающихся к труду, коллективу, семье, самому себе и т. д.
2) вопросам государства и права, здесь предметом обсуждения становятся правовые и политические аспекты;
3) проблемам науки и познания- в данном случае цель часа общения заключается в выработке правильного отношения к образованию, науке, литературе как источнику духовного и интеллектуального развития личности;
4)  эстетическим проблемам. В процессе таких часов обучающиеся знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в искусстве, одежде человека, быту, труде и поведении;
5) психологическим проблемам. Цель таких мероприятий заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
6) вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься обучающимися как элементы культуры и красоты человека.
Таким образом, тематика часов общения достаточно обширна. Вот некоторые темы часов общения:
«Как научиться управлять собой», «Великие творения человечества»,  «Чистое слово – чистая душа», «Недостатки человека и их влияние на его судьбу», «Депрессия и способы борьбы с ней»,
«Как противостоять агрессии и разрешить конфликт», «Мировые религии о преступлении и наказании»,«Жизнь после освобождения или как найти работу бывшему осужденному» и т.д.
Несмотря на различия, любой час общения служит одной цели - оказать помощь осужденному в решении жизненно важных для него проблем. Час общения должен быть всегда обусловлен особенностями личности осужденного, поводом для его проведения, временем и местом проведения, ситуацией, складывающейся в ее ходе.
При организации и проведении часа общения должны быть учтены следующие технологические аспекты:
- определение темы и цели часа общения;
- отбор необходимой информации, определение ключевых вопросов обсуждения;
- уточнение темы и цели часа общения;
- разработка сценария;
-определение соответствующего иллюстративного материала (презентаций, видеороликов, музыкального оформления и т.д.),
- выбор приглашенных гостей, которые будут принимать участие в обсуждении вопросов;

-разработка плана подготовки и проведения мероприятия;(Приложение 1)
- предварительная диагностика понимания обучающимися понятий и ситуаций о каких пойдет речь в ходе обсуждения
- распределение заданий между обучающимися – участниками часа общения;
- проведение часа общения;
- анализ и оценка результативности мероприятия и деятельности по его подготовке и проведению.
В структурном отношении час общения состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
 Назначение вступительной части: активизировать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в их жизни.
Цели основной части определяются воспитательными задачами часа общения, теми вопросами, которые выносятся для обсуждения. Содержание часов общения следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучаю

щимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности. В процессе обсуждения поставленных вопросов педагог, ведущий часа общения, должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с участниками и помочь им найти правильное решение поставленной проблемы. На часы общения можно приглашать гостей: психолога, представителей общественных организаций, священнослужителей и т.д..При этом необходимо заранее обговорить с ними ход часа общения.
Затрудняет проведение такого группового общения проявление осужденными признаков болезненно ранимого самолюбия, неуверенность, неразвитые коммуникативные навыки и т.д. Все это приводит к возникновению подозрительности, поэтому первая задача педагога, который проводит час общения - добиться интереса и доверия. Любой человек, нередко интуитивно, осознает, как с ним говорят: ради формы или по существу, искренне или фальшиво, желая добра или равнодушно и т.д. В соответствии с этим он определяет свою стратегию и тактику в общении. Для того чтобы час общения был интересен всем обучаю-

щимся, необходимые темы часов общения, планируемых в группе обсуждать с ними заранее. Готовясь к мероприятию желательно провести предварительную диагностику понимания обучающимися главных понятий и ситуаций о которых пойдет речь.
При оценке поведения обучающихся во время часа общения необходимо учитывать четыре важных фактора:
1) наличие интереса к беседе;
2) реакцию;
3) внимательность;
4) проявление самоконтроля.
Ведущий часа общения должен уметь создавать атмосферу взаимного доверия, создавать психологический контакт, уметь импровизировать в процессе обсуждения, от начала до конца общения придерживаться основного направления, ведущего к намеченной цели. Час общения не должен проводиться в назидательном тоне, а педагог не должен подавлять инициативу обучающихся, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой. Педагог не может находиться на позиции оракула, вещающего истину, он вместе с обучающимися ищет ее, вместе с ними сомневается, спорит.
Педагог должен уметь признавать свою неправоту; исполь
зоватьчувство юмора как неотъемлемое методическое средство в работе с обучающимися; создавать комфортность пребывания обучающихся в диалоге, в высказываниях своего мнения. Свободная манера общения во время часа общения способствует желанию обучающихся принимать участие в обсуждении выбранной темы.
После проведения часа общения педагог должен обязательно провести самоанализ проведенного мероприятия.(Приложение 2. Схема самоанализа воспитательного мероприятия )

2. Сценарий часа общения «Жизнь после освобождения, или как искать работу бывшему осужденному»
Название мероприятия: «Жизнь после освобождения, или как искать работу бывшему осужденному».
Форма проведения: час общения
Продолжительность мероприятия :60 мин.
Актуальность: час общения посвящен проблемам трудоустройствабывших осужденных – одной из самых актуальных проблем, с которыми сталкиваются бывшие осуждённые после выхода на.
Целевая аудитория: группа обучающихся, готовящихся к освобождению.
Цели мероприятия:
- расширить круг знаний обучающихся по вопросам поиска работы после освобождения.
- дать возможность осужденным разобраться в себе с целью коррекции своего поведения в процессе жизни после выхода из мест лишения свободы.
- развивать навыки общения
Помещение для проведения тщательно прибрано и проветрено. Места для обучающихся расположены в форме полукруга для более свободного и комфортного общения. Стол и стулья для приглашенных гостей поставлены слева от экрана. На экран выведен слайд с названием часа общения.
Мастер производственного обучения: Добрый день. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы вместе обсудить очень важную проблему которую необходимо будет решать вам, а именно проблему вашего трудоустройства после окончания срока заключения. Разрешите представить гостей нашего классного часа (представляет гостей). Итак мы начинаем наш разговор.
На экран демонстрируется отрывок из художественного фильма «Калина красная» (Егор Прокудин под бравурную музыку выходит их тюрьмы).
Первый ведущий: Общеизвестным является факт, что люди, имевшие судимость, сталкиваются с неприятием в обществе. Доказать свою порядочность, профпригодность и продемонстрировать трудовые навыки им труднее, нежели обычным гражданам. По понятным причинам работодатели относятся к бывшим осужденным настороженно, а потому, перестраховываясь, отдают предпочтение сотруднику с незапятнанной репутацией.
Второй ведущий: Так как доверия к бывшим осужденным практически нет, то им стараются отказать при любом удобном случае. Редко бывшего осуждённого оформляют в штат без лишних вопросов и проверок. Проблема трудоустройства - одна из основных проблем, с которыми сталкиваются бывшие осуждённые после выхода на свободу.
Первый ведущий: Несмотря на то, что осуждённый, отбывший наказание, имеет такие же права при устройстве на работу, как и все остальные, большинство работодателей не желают пересекаться в трудовых отношениях с данной категорией лиц и отказывают в приёме на работу. Безусловно, напрямую работодатель не сообщит об истинной причине отказа, поскольку отказ по такой причине запрещен законодательством. Исключение составляют лишь сферы деятельности, где такое требование, как отсутствие судимости, является обязательным при приёме на работу.
Второй ведущий: Давайте вместе попытаемся ответить на вопросы: кем могут работать бывшие осуждённые и на чью помощь рассчитывать?
Слайд на котором обозначены вышеперечисленные вопросы.
В Трудовом кодексе РФ прописано, что людям, имеющим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию, запрещено заниматься педагогической деятельностью и деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. При трудоустройстве на другие вакантные места работодатель не вправе отказывать бывшим осужденным. Так кто и как может им помочь?
Слайд: Кто и как помогает бывшим осужденным ?
Мастер производственного обучения: В настоящий момент в самой системе Федеральной службы исполнения наказаний проводится значительная работа по обеспечению трудом и предоставлению осужденным возможностей получения новых компетенций, востребованных на рынке труда. Вы в данное время обучаетесь весьма востребованной профессией - электромонтер. И если вы освоите ее в соответствии с требованиями стандарта, то вопреки предубеждениям сможете трудоустроится потому, что хороший специалист всегда нужен и на производстве и в различных организациях. Существующая система исполнения наказания делает шаги в сторону обеспечения организации трудоустройства бывших осужденных. Но, к сожалению, эта задача не может быть решена только лишь ФСИН. В настоящее время, если у бывшего осужденного возникают сложности при устройстве на работу, он может обратиться в Центр занятости населения, где ему постараются помочь. Сегодня принимает участие в нашем разговоре сотрудник Центра занятости населения.
Сотрудник центра занятости: (В своем выступлении знакомит присутствующих с положением на рынке труда Бурятии, знакомит с правилами постановки в центр занятости. Обучающиеся задают вопросы представителю Центра занятости.)
Первый ведущий: Помимо Центра занятости существуют специализированные фонды, оказывающие помощь лицам, вышедшим на свободу. Одним из таких является, например, фонд «В защиту прав заключённых», помогающий лицам, освободившимся из мест лишения свободы, устроиться на работу. Если найти работу у бывшего осужденного всё же не получается, он имеет право на получение пособия по безработице.
Слайд. Как вести себя на собеседовании при приеме на работу?
Второй ведущий: А теперь, давайте рассмотрим вопрос:«Как вести себя на собеседовании?»
Демонстрация видеоролика «Как вести себя на собеседовании» https://www.youtube.com/watch?v=nSahlTwHCoEПервый ведущий: Предоставляем слово психологу, который прокомментирует видеоматериалы и ответит на ваши вопросы.
( Выступление психолога и ответы на вопросы)
Слайд. Письмо женщины – жены бывшего осуждённого
«У меня муж отсидел в общей сложности 15 лет, когда вышел, то даже не имел профессии. Поделюсь своим опытом. Сначала мы поставили его на учет в центр занятости и получали пособие, но сразу же подали заявку на обучение. Через два месяца его отправили на курсы электрогазосварщиков. Он учился четыре месяца и получал стипендию. Занятия были три раза в неделю, при этом он находил небольшие подработки (шабашки). После окончания сразу взяли на завод сварщиком. Сейчас работает в Новочеркасске на крупном предприятии (делают нефтегазовое оборудование), стаж уже три года, отличная зарплата и даже... дают молоко. Причем главное было при устройстве на работу - не скрывать судимость. Там служба безопасности всеравно пробьет, и будет хуже, если скрыл. Так вот он встретил там многих из тех, с кем сидел. Вобщем, проштудируйте Федеральный закон "О занятости населения в РФ" и идите в ЦЗН. И помните, освободившиеся из мест лишения свободы - это социально не защищенная категория, и если отсутствует профессия, спросите у них о курсах. Главное, не опускать руки - и все получиться. Кстати, к нему в центре относились очень даже вежливо, поскольку уважали его стремление наладить нормальную жизнь на воле. Если инспектор начинает выпендриваться, говорите, что пойдете к руководителю ЦЗН. Удачи!!!»
Мастер производственного обучения: (Зачитывает письмо) Многие работодатели не желают брать на работу людей, имевших судимость. Но бывшим осужденным не стоит вешать нос. Возможно, придется начинать новую жизнь с небольших заработков, с непрестижной работы.
Главное – верить, что при желании в будущем все изменится. Кроме того, общение с новыми людьми дает новые связи, а значит, и новые возможности, которые можно использовать себе во благо. И вслед за автором этого письма я так же хочу пожелать вам всем удачи. Сейчас я раздам вам памятки «Поведение первое время после освобождения », которые вы можете самостоятельно изучить в свободное время, надеюсь они так же по могут вам в трудоустройстве.
А сейчас, прошу вас продолжить фразу :
(На экране слайд с вопросами)
Сегодня я узнал………
Сегодня я понял……….
Сегодня мне не понравилось………
Сегодня мне понравилось ……….
Мастер производственного обучения подводит итоги часа общения и благодарит всех за участие в обсуждении темы.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) 1.
Васильев, В.Л. Юридическая психология [Электронный ресурс] учеб. для студентов высших учеб. заведений, обуч. по спец. Юриспруденция / В. Л. Васильев. 2009.
Дмитриев Ю.А., Пенитенциарная психология:учебникЮ.А.Дмитриев, Б.Б. Казак Б.Б, .Ростов-на-Дону, 2007.
udbooks.net/1024404/pravo/pomosch_litsam_osvobozhdennym_mest_lisheniya_svobody_kontrol_nimi [Электронный ресурс]Помощь лицам, освобожденным из мест лишения свободы и контроль над ними
http://zagr.orgМежрегиональная общественная благотворительная правозащитная организация Комитет за гражданские права.

Приложение 1
Примерная схема самоанализа воспитательного мероприятия
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Название мероприятия .
Дата и место его проведения, кто проводит.
Состав группы обучающихся.
Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
Цель мероприятия: на решение, каких задач коллектива и формирования, каких качеств личности обучающихся рассчитано данное мероприятие.
Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятель ности:
- соответствие занятия общим воспитательным задачам;
- уровню развития группы;
- особенностям обучающихся,
2. АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ МЕРОПРИЯТИЯ.
1) Кто был инициатором данного мероприятия, и как это готовилось? В чём и как проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся?
2) Методика подготовки мероприятия:
-планирование;
-разработка;
-участие в нем обучающихся.
3) Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности?
3. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
1) Насколько чётко, эмоционально были раскрыты перед обучающимися цели и задачи предстоящей деятельности?
2) Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?
4.ОБЩАЯ ОЦЕНКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.
Насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач.
Каковы причины успехов, неудач, ошибок ?
Какрова общая оценка воспитательной ценности проведённой работы

Приложение 2
Утверждаю
Замдиректора по УПР ФКПОУ №….
__________ф.и.о
«____».___________20…
План
подготовки и проведения воспитательного мероприятия:
час общения «Жизнь после освобождения, или как искать работу бывшему осужденному»
№пп Наименование мероприятия Сроки выполнения Ответственные
1 2 3 4
1. Формирование группы обучающихся-участников часа общения ХХХ Мастер производственного обучения
Психолог
2. Предварительное собеседование с участниками часа общения ХХХ Мастер производственного обучения
Психолог
3.. Разработка сценария проведения часа общения
(подбор информации, иллюстративного материала, текстовая разработка) ХХХ Мастер производственного обучения
4. Разработка мультимедийной презентации ХХХ Мастер производственного обучения
Обучающиеся
5. Приглашение представителей: центра занятости, общественной организации, оказывающей поддержку осужденным после освобождения ХХХ Замдиректора по УПР
6. Подготовка ведущих из числа обучающихся ХХХ Мастер производственного обучения
7. Подготовка аудитории для проведения мероприятия ХХХ Мастер производственного обучения
Обучающиеся
8. Встреча приглашенных ХХХ Мастер производственного обучения
9. Проведение часа общения ХХХ Мастер производственного обучения

Приложение 3
Памятка осужденному, готовящемуся к освобождению - «Как вести себя первые дни после освобождения»
Не секрет, что человеку, вышедшему из исправительного учреждения , всегда достаточно трудно адаптироваться в обществе, найти свое место в жизни. Как все же удержаться и не вернуться обратно к той среде, к тому образу жизни, который и привел человека в колонию? Каким путем нужно идти? Ведь не меньше, чем
70 % бывших осужденных это удается!
В данной памятке изложены некоторые способы поиска работы после освобождения из мест лишения свободы.
1. Центры службы занятости. Обязательно самостоятельно или с помощью специалистов службы познакомься с банком данных о вакантных (т.е. свободных) рабочих местах. Банк данных – это упорядоченная информация о вакансиях (свободных рабочих местах). В службе занятости есть данные о вакансиях не только твоего города и района, но и за его пределами и даже в других регионах. Поинтересуйся датами проведения ярмарок вакансий и учебных мест. В крупных городах регулярно проводятся ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, в том числе и специализированные ярмарки для людей, впервые ищущих работу. Ярмарка вакансий – это мероприятие, на которое приходят представители разных организаций, предприятий и общаются с людьми, ищущими работу. Тебе не нужно обходить много организаций, тратить время и деньги на дорогу – здесь, на ярмарке, можно получить информацию о предлагаемых рабочих местах и характере работы, понять, на какую работу и зарплату ты можешь рассчитывать, и даже заключить договор о приеме на работу. Кроме того, на ярмарке ты сможешь получить консультации юристов, психологов и других специалистов по вопросам профессионального обучения, участия в общественных работах. Обязательно стань участником ярмарки вакансий.
2. Общественные и временные работы. Порой трудно найти работу, которая бы полностью устраивала, но «кушать хочется всегда». В таком случае воспользуйся предложением центра занятости о направлении на оплачиваемые общественные работы. Общественные работы – это такие работы, которые не требуют специальной подготовки, образования и квалификации и полезны для общества. В частности, тебя могут направить на благоустройство города или посёлка, сельскохозяйственные работы, подсобный труд при строительстве домов. Оплачиваются общественные работы не ниже минимальной оплаты труда в процентах к отработанному времени. Конечно, ожидать больших заработков не придётся, зато твои руки внесут реальный вклад в изменение лица города. И, что не менее важно, этот небольшой заработок поможет тебе продержаться в первое время на свободе. Советую не избегать и временной работы. В центрах занятости бывают заявки организаций на вакансии по замене работников на время отпусков, длительной болезни.
3. Опрос знакомых. Расспроси своих работающих знакомых об условиях работы в их организациях, так ты лучше поймешь, какую работу сможешь выполнять и на какую зарплату рассчитывать. Попроси их, если в организации есть вакансии, пойти вместе с тобой в отдел кадров. Если твой знакомый пользуется уважением на работе, его поддержка поможет тебе не только получить это место, но и быстрее освоиться в новом коллективе. 
4. Чтение любых объявлений о вакансиях. Обращай внимание на объявления, расклеенные на уличных столбах, остановках общественного транспорта и т.д. Такие объявления обычно имеют отрывные талоны с напечатанными телефонами работодателя, что удобно. Внимание: такие объявления обычно расклеивают работодатели, старающиеся не заключать трудовой договор с работником. Поэтому советую тебе устраиваться на такую работу только в случае крайней нужды и на малый срок. Нужно также иметь в виду, что объявления, обещающие очень большие зарплаты за нетяжелую и не требующую специальной квалификации работу, оказываются, как правило, сыром в мышеловке – в лучшем случае отработаешь бесплатно, в худшем – окажешься втянутым в какую-нибудь «историю». Читай газеты, печатающие объявления о вакансиях. Бесплатно такие газеты можно получить в районных центрах занятости, а также они продаются во всех газетных киосках. Можно попросить киоскёра просмотреть газету, стоя рядом с киоском. Если твоя просьба будет высказана вежливо и уважительно, вряд ли тебе откажут.
5. Самостоятельный обход организаций .Обойди все расположенные недалеко от твоего дома организации, в отделе кадров предложи свои услуги. Таким способом часто удаётся найти временную работу.
6. Работа в другом городе или регионе. Можно найти работу в другом городе или регионе, но не думай, что обогатишься сразу же, как только решишься на переезд. Заработанные деньги тебе придётся тратить на оплату съёмной квартиры, коммунальных платежей, на транспорт. Да и уровень цен всегда выше там, где выше зарплаты.
Совет: поинтересуйся в службе занятости, могут ли тебе оплатить переезд. С 2006 г. действует программа восполнения нехватки рабочих рук в одних регионах страны за счёт безработных из других регионов. Если ты зарегистрирован в качестве безработного, в этом случае тебе все затраты на переезд компенсируют в службе занятости по новому месту жительства, но только после того, как ты представишь документы: билеты, чеки, квитанции, копию трудового договора.
6. Поменять профессию или повысить квалификацию. Если переезжать нет ни возможности, ни желания, служба занятости может предложить поменять профессию или повысить квалификацию за счёт государства. Ну, а если в городе, где ты живёшь, нужной специальности не обучают, то за счёт службы занятости тебя могут отправить учиться в другой регион. Все расходы на проезд и проживание оплатят по той же схеме, что и при переезде на работу в другой город.
Совет: если ты считаешь, что предложенная работа тебя не устраивает по материальным соображениям, или работа низкоквалифицированная, предлагаю тебе не отказываться, а начать работать. Если работодатель увидит, что ты добросовестно относишься к выполнению своих обязанностей, то через некоторое время или повысит тебе зарплату, или предложит более высококвалифицированную работу. Не бойся ставить перед собой большие цели и идти к ним маленькими шагами. 
Что не нужно делать при устройстве на работу. Если, оформляясь на работу, работодатель просит тебя оставить ему какой-либо документ (чаще всего паспорт) для проверки или под любым другим предлогом, твёрдо скажи, что Трудовой кодекс этого не предусматривает, и документ не оставляй. И лучше не устраивайся к такому работодателю, так как, скорее всего, в дальнейшем твой работодатель откажется вернуть тебе паспорт и будет требовать, чтобы ты работал на совершенно других условиях, чем были оговорены вами первоначально. Известно много случаев, когда люди, отдавшие паспорта своему работодателю, становились, фактически, его рабами: работали по 10 часов в день и получали за эту работу считанные копейки. Если устроиться на работу официально с заключением трудового договора в 2-х экземплярах (один экземпляр должен остаться у тебя) не удалось, возможно, ты устроишься на работу неофициально. Неофициальная работа практически всегда таит в себе прямые и скрытые риски. Это и несоблюдение норм рабочего времени, норм гигиены, норм охраны труда, невыплата заработанных денег. Тебе могут предложить поработать несколько дней без оплаты, обещая затем заключить с тобой договор на очень выгодных условиях. Не дай себя обмануть! Скорее всего, по прошествии этих нескольких дней с тобой расстанутся навсегда. Если работодатель активно интересуется наличием у тебя близких родственников, друзей, предлагает незамедлительно выехать на работу, не давая возможности проинформировать родных о пункте назначения, то велика вероятность попадания в фактическое рабство.
ПОМНИ! Шанс найти работу, жить нормальной жизнью и развиваться в позитивном направлении после освобождения из тюрьмы, есть у каждого человека. Если хочешь больше узнать об адаптации и социализации после освобождения читай эту статью http://zagr.org/475.html