Статья СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ И ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ПРИБАЙКАЛЬЯ 
Ахмедулин Евгений Сергеевич,
инструктор по физической культуре МБДОУ г. Иркутска №41
СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ И ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ПРИБАЙКАЛЬЯ
«Присвоение» родной культуры – важнейшая задача развития ребенка, но она же и есть составляющая процессов патриотического и нравственного воспитания. Другая их составляющая – воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны.
Разрушение традиционных устоев семьи,    является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества.  Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Физическая культура может внести свой вклад в решение этой проблемы, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности.     Одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников ДОУ является проведение совместных спортивных праздников и досугов. 
Преимущества спортивных досугов с участием родителей заключается в том, что данная форма способствует всестороннему развитию ребенка; он будит в его потребность к здоровому образу жизни, расширяет кругозор, обогащает эмоциональный опыт ребенка, воспитывает любовь к Родине, к труду, уважение к людям.          
 В  нашем дошкольном учреждении создана программа «Мое любимое Прибайкалье»,  разработанная  с учетом специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. 
Дети знакомятся с  историей Иркутской области,  коренными народами Прибайкалья: эвенками, тофаларами, якутами, их культурой, образом жизни,  традиционными промыслами, праздниками
Работу с родителями воспитанников проводится в соответствии с комплексно-тематическим планом образовательной деятельности. Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов.  Однако, при подготовке  праздников, первое время,  мы сталкивались  с  рядом организационных трудностей: многие мамы не решаются участвовать в состязании, а папы ссылаются на занятость на работе. Поэтому одной из важных задач сотрудничества с родителями явилось и повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с   родным краем.
           По результатам анкетирования мы выявили, что родители  заинтересованы в обогащении знаний детей о родном крае, но испытывают затруднения в том, какая информация необходима дошкольникам.
          Поэтому,  главное, на что обращалось внимание - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
Участвуя в совместных мероприятиях,  мамы и папы  получают возможность видеть, как ребенок виде себя в коллективе, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые состязания. 
          В процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников  и досугов: «Спортивный Иркутск», «Папа, мама, я – Иркутская семья», «Детсадовский Сурхарбан», «Состязание оленеводов», «Как у нас в Сибири» и других,  совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а игровое взаимодействие родителей и детей способствует эмоциональному сближению, получению  родителями и детьми опыта партнерских отношений. Дети,  видя,  как родители бегают, прыгают, соревнуются, проникаются  новыми чувствами к ним и испытывают огромную радость от взаимного общения. Тем самым решаются не только физкультурно-оздоровительные задачи, но  и задачи формирования толерантности, чувства уважения к национальным традициям народов, населяющих Иркутскую область.
           Участие в спортивных праздниках  детей и родителей благотворно влияет  на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости, позволяет  узнать   друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка.Спортивный праздник «Детсадовский Сурхарбан!»
Дети идут в спортивный зал, в котором их встречает инструктор по ФИЗО в национальном бурятском костюме.
Инструктор по ФИЗО:
-  Один праздник есть у бурят, он проводится летом и называется Сурхарбан – состязание метких и сильных. Проводятся скачки на лошади, стрельба из лука, бурятская борьба. Награда победителю – живой баран!
Эти праздники существуют и в наши дни, в них участвуют не только буряты, но и русские и все народы, которые живут в месте, где проводится этот праздник.
- Приглашаю вас на наш веселый праздник!
-  В краю потомственных скотоводов много разных игр, участники которых изображают животных, например лошадей, овец.
Бурятская игра «Волк и ягнята»
Один игрок – волк, остальные дети – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой идет овца с ягнятами. Овца впереди, за ней гуськом   идут ягнята, когда подходят к волку, овца спрашивает: 
 - Что ты здесь делаешь?
- Вас жду
- А зачем ждешь?
- Чтобы вас всех съесть!
С этими словами, он бросается на ягнят, а овца их загораживает.
Инструктор по ФИЗО:
- Следующая игра  Сурхарбана:
Игра « Скачки на лошадях»
3 ребенка надевают «уздечки» - лошади, 3 ребенка - «наездники» по сигналу добегают до условленного места, добежавшие первыми  - победители.
Игра «Самый меткий»
Инструктор по ФИЗО выставляет щиты с целями, дети по очереди метают мячи, подсчитывается количество попаданий в цель, победитель тот, у кого больше попаданий.
Бурятская народная игра «Нитка, нитка, узелок»
Дети  встают в круг и берутся за руки,  считалкой выбирают «иголку, нитку, узелок». Затем  выстраиваются друг за другом и то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или не  вовремя выбежали из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей, выбираются другие игроки). Задача игроков: двигаться быстро, ловко, не отставая друг от друга. Иголку и нитку надо впускать в круг не задерживая, сразу же закрывать круг. Обговаривается,  какая из троек была самая ловкая, быстрая.
Пальчиковая гимнастика «Я – гражданин Сибири»
 Один  - я России гражданин.
 Два  - об Иркутске по всему миру молва.
 Три – как прекрасен Иркутск, посмотри.
 Четыре – Иркутск  - центр Сибири.
 Пять – город столицей можно назвать.
 Шесть – сокровищ Иркутска не счесть.
 Семь – Иркутск нравится всем.
 Восемь – в гости к нам просим.
 Девять – из острога возник когда-то.
 Десять – Иркутск – красивый город, который нам очень дорог!
Ритуал прощания « Спасибо за приятное занятие»
Дети встают в круг. 
Инструктор по ФИЗО:
- Я хочу предложить вам участвовать в приятной церемонии, которая поможет вам выразить свои дружеские чувства. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!», затем каждый походит и одному из детей пожимает руку, произнося те же слова.
Постепенно группа в центре круга увеличивается, и все держат друг друга за руки.