Урок-проект литературного чтения по теме: Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом») 4 класс ОС Школа 2100

Сценарий урока-проекта литературного чтения (4 класс)
УМК ОС "Школа 2100": Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение». Учебник для 4-го класса в 2х частях. Часть 1. – М.: Изд.: Баласс, 2012.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Характерные особенности жанра басни. (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»)
Цель: создать условия для осмысления четвероклассниками особенностей жанра басни на основе анализа произведений И.А.Крылова.
Задачи:
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему),
формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.

Оборудование: Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “Литературное чтение” (В океане света); рабочая тетрадь к учебнику Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “Литературное чтение” 4 класс.
Этап урока
Деятельность педагога
Деятельность детей
УУД

1.Актуали-
зация
знаний

























2. Проверка д/з
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке. Повернитесь друг к другу, положите ладошки на ладошки соседа и скажите:
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу.

- Послушайте отрывок из стихотворения Петра Вяземского и скажите, кому оно посвящено:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
- О ком пишет поэт?
- Да, это И.А.Крылов. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.
- Урок наш необычен. Мы будем исследовать литературный жанр. Для этого нужно будет совершить путешествие: из настоящего отправиться в прошлое, а потом заглянуть в будущее
- Мы разделились на группы и проводили исследования, работая над проектом «Басни И.А.Крылова».
- С каким произведением И.А.Крылова мы познакомились на прошлом уроке?
- Каково было ваше домашнее задание?
- В это время раскроет понятие басни, заполнив таблицу на доске __________
Учащиеся собираются в группы, подготавливают рабочее место.



























« Слон и Моська»
- Подготовить инсценирование басни. (Дети инсценируют басню «Слон и Моська»;
1 ученик работает у доски, заполняет таблицу.
(Тет. Стр.37 № 1)
Самооценка





















Познавательные УУД
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД
В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

3. Развитие умений
- Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?
- Первая группа исследователей узнала кто они и готова рассказать нам об этом.


- Что же нового и интересного вы узнали о творчестве И.А.Крылова, исследуя его биографию?

- Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. Как вы думаете, случайно ли вводит И.А.Крылов в действие басен «комические эпизоды»?


- Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?



- Понятны ли вам эти басни?

- Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слушают и взрослые, и дети». Что же делает басни понятными детям?



- Какие ещё особенности басенного жанра выделила следующая группа исследователей, мы сейчас узнаем.

- Используя новые знания, давайте познакомимся с ещё одной басней Крылова.
- Да
Отчёт 1 группы о поэтах и писателях, создававших басни до И.А.Крылова

Отчёт 2 группы о творчестве И.А.Крылова


- Нет, не случайно. Он хотел высмеять пороки человека и искоренить их.


- Нет. Сюжеты басен, действия, которые в них происходят, имеют большее отношение ко взрослым, чем к детям.
- И да, и нет. Не всегда понятна мораль басни.



- Басни очень короткие и пишутся в стихах. У них простой сюжет. Герои – животные. У басни есть мораль.

Отчёт 3 группы об особенностях жанра басни.
Познавательные УУД
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


Коммуникативные УУД
 Выразительно читать и пересказывать текст.
Способность выражать свои мысли в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения.
Умение работать в группах.


Работа с текстом басни «Квартет» до чтения
-Рассмотрите иллюстрацию к басне стр.92
- Кто изображён?
- Сколько животных? Назовите их.
- Предположите, что обозначает слово квартет.
- Где можно найти значение этого слова? В каком порядке расположены слова?
- Кто нашел значение этого слова?



- На каких инструментах играют животные?

- Как вы думаете о чём пойдёт речь?




- Толковый словарик (стр. 97)
Квартет – музыкальное произведение из четырёх исполнителей.


-Бас, альт, скрипки, – смычковые инструменты, т.к. звук извлекается смычком.
альт скрипичный струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре.
Регулятивные УУД
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.


Работа с текстом басни «Квартет» во время чтения
Самостоятельное чтение басни учащимися.
- Прочитайте текст басни про себя.
Вопросы после чтения:
– Интересно ли вам было читать басню?
– Может быть, эта басня вам что-то или кого-то напомнила? Поделитесь своими мыслями.
– Какие признаки басни вы видите в этом тексте?
Жужжащее чтение





- Олицетворение, аллегория, строчки разной длинны, есть мораль.



2) Повторное чтение вслух. Комментированное чтение.
КВАРТЕТ
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Затеяли – то есть ...
А Квартет – это? ... (музыкальное произведение, пьеса, которую исполняют 4 музыканта).
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, –
Пленять своим искусством свет.
То есть для чего они решили сыграть вместе, вы поняли? Пленять весь свет своим искусством – (восхищать, поражать).
Ударили в смычки, дерут,
Ударяют обычно во что? (Правильно, в барабан, в литавры, а у наших музыкантов какие инструменты?) А вот ещё слово – «дерут», то есть какие звуки извлекают?
а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. –
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Почему именно такая мысль пришла Мартышке в голову?
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Мартышка по-прежнему уверена, что они прекрасно сыграют!
Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет, –
Интересно, какой? Неужели догадался?
Кричит Осёл, – мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Вы догадались, почему появляется именно Соловей?
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» –
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, –
Им отвечает Соловей, –
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».







... решили сыграть, такая вот мысль им пришла
- музыкальное произведение, пьеса, которую исполняют 4 музыканта







Дёргают струны, звуки резкие, неприятные, громкие...









- Главная причина, почему не получилось сыграть в квартете.












- Соловей понимает толк в музыке, это настоящий профессионал, он услышал не музыку, а шум.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



3) Анализ басни.
– Где происходят события?
– Какая история описывается?
– Кто герои басни?
– Дайте характеристику героям, которые исполняют квартет








- Почему эти звери собрались вместе?

- Подберите слова, близкие по значению к слову «пленять».
- Достигли ли они своей цели? Почему?
– Какие советы дают друг другу горе музыканты?
- В каких строках басни заключена мораль? Прочитайте. Кто произносит эти слова?
- Как вы думаете, почему её произносит соловей?

- Так чего же не хватает героям для осуществления мечты?
- О ком же эта басня, кого она высмеивает?


– Выберите подходящие к басне пословицы (задание III.2 в тетради стр. 37), объясните выбор.

Сели на лужок под липки


- Проказница – Мартышка – существо несерьёзное, вертлявое, неусидчивое;
- Осёл – упрямый;
- Козёл – лишённый каких-либо музыкальных способностей;
Косолапый Мишка – увалень, тугодум («медведь на ухо наступил»)
(- «Затеяли сыграть Квартет»,

«Пленять своим искусством свет.»)
-Восхищать, очаровывать



-Соловей – самая музыкальная птичка
- Нужно учиться
- Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за своё дело.
Работа в тетради.


Физминутка
Покажите с помощью пантомимы как играют на скрипке, а на кантробасе.
- А теперь закройте глаза и послушайте, как на самом деле звучит квартет в исполнении профессиональных музыкантов.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Квартет имени Чурлёниса  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Работа с текстом басни «Свинья под дубом» во время чтения

- Каждый из вас проводил своё исследование ещё одной басни И.А.Крылова «Свинья под дубом».
- Но сначала давайте послушаем басню в исполнении мастера художественного слова

1) Вопросы после чтения:
– Можно ли было ожидать другого от басни с таким названием?
– Поняли ли вы, почему слово Дуб в басне пишется с большой буквы?
- Какой приём использует автор?
- Объясните значение слов невежда и невежа.


– Как бы вы назвали свинью из этой басни: только невеждой или ещё и невежей?

– О чём рассказывает басня?
Задание 1 на карточках (1 на парту)
Какой ответ вам кажется более точным:


а) басня «Свинья под Дубом» обличает невежд, которые не понимают пользы учения;

б) басня «Свинья под Дубом» обличает тех, кто отвечает на добро чёрной неблагодарностью.


- Обсудите в парах. Подумайте, могут ли быть верны оба ответа.
Запись в тетради (задание III.5 стр. 38).
- Так какой же ответ вы дали?

2) Анализ басни
- Кто хочет поделиться своим исследованием басни «Свинья под дубом»?



- видео







- Олицетворение
Невежа – грубый невоспитанный человек. Невежда – малообразованный человек.




Работа в парах








- Свинья малообразованная, грубая и невоспитанная, значит, верны оба ответа.

1 ученик
План исследования
Автор басни
Название
Найди незнакомые слова и попробуй объяснить их значение
Назови героев и охарактеризуй их поступки
Подумай, какое человеческое качество осмеяно в этой басне
Найди в басне мораль, крылатые выражения


















Коммуникативные УУД
Умение работать в паре.


Работа с текстом басни «Свинья под дубом» после чтения

1) Упражнения на интонирование.
– Прочитай первые две строчки басни удивлённо, радостно, нейтрально, осуждающе, восторженно и т.д.
– Какая интонация соответствует смыслу басни?

2) Выразительное ролевое чтение басни.
- Подготовьтесь к чтению по ролям.
- Сколько ролей в этой басне?






4
Автор –
Свинья –
Ворон –
Дуб -


Обобщение




















Рефлексия
– Перечислите характерные особенности жанра басни, которые мы наблюдали на уроке.
- Многие фразы из басен И.А.Крылова разлетелись по всему свету, стали "крылатыми выражениями".
- Заполни таблицу
Задание 2
Соотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениями

Совсем без драки могу попасть в большие забияки.
«Слон и Моська»

Мы, верно уж поладим, коль рядом сядем.
«Стрекоза и муравей»

Как под каждым ей листом был готов и стол, и дом.
«Квартет»


– Что мы делали на уроке?

– Какие умения формировали?

«Образная рефлексия»
- Сравни своё настроение с образом какого – либо животного (растения) из прочитанных басен.

- Ребята, мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.


















-Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, вычитывали информацию, выказывали своё отношение к героям.


- Профессиональный соловей,
умный ворон,
мудрый дуб






















Регулятивные УУД:
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Домашнее задание
Объединитесь в группы и подготовьте инсценирование одной из басен И.А. Крылова, прочитанных на уроке. По желанию можно выучить одну из них наизусть.





Заголовок 115